Проклятие. С ресурсами и без

Когда закончится эра бензинодефицита, не знает никто
Когда закончится эра бензинодефицита, не знает никто

Последняя неделя января выдалась насыщенной новостями о развитии казахстанского нефтегазового сектора. Два мощных информационных повода — заседание коллегии Министерства нефти и газа (МНГ) РК и сделка румынской дочки «КазМунайГаза» (КМГ) с румынским правительством — продемонстрировали некоторую противоречивость в развитии этого сектора казахстанского бизнеса. С одной стороны, наша нацкомпания закрепляется на иностранном рынке нефтепереработки, с другой — внутри страны донельзя зарегулированный министерством топливный рынок будоражится то дефицитом, то затовариванием.

Минувшие пять лет казахстанские автомобилисты переживают перманентно обостряющийся топливный кризис. Такое положение обусловлено несколькими внешне противоречивыми факторами: это нехватка высокооктанового топлива и недозагруженность НПЗ, затянувшаяся модернизация этих заводов, российский импорт и отечественный экспорт. Миннефтегаза постоянно вносит изменения в систему регулирования рынка, закрывая границы для экспорта (постоянно с 2009 года) и импорта (периодически: например, с мая по ноябрь прошлого года ввоз был ограничен, вернуться к этой практике могут и в 2014-м) нефтепродуктов, при этом все-таки закупая требующиеся объемы их в России, а также прибегая к давальческой переработке нефти в Китае. Рыночные механизмы отладки ситуации на рынке были отвергнуты с самого начала (игроки стали спекулировать на дефиците), вот уже несколько лет в РК действуют предельные розничные цены на светлые нефтепродукты, пользующиеся массовым спросом — бензины (АИ-80 и 92) и дизтопливо. Пожалуй, единственным объективным результатом вмешательства стало общее усиление позиций нацкомпании на топливном рынке, а также ослабление миноритарных участников розницы.

«Порядка двух миллионов тонн нефтепродуктов мы завозим, поэтому дефицит будет ощущаться и в последующие годы»,— спрогнозировал премьер-министр Серик Ахметов в прошлый понедельник на коллегии МНГ.

Но беда, как видят в кабмине, не в зависимости от импортного (в основном российского — по индикативному плану МНГ в этом году его должно быть ввезено около 900 тыс. тонн, тогда как в российском Минэнерго говорили о 1,5 млн тонн) бензина, а в бесконтрольности темпов ввоза топлива. «Ежедневно получаем сводки со всего Казахстана, и мы видим, что у нас из-за того, что импорт нефтепродуктов не регулируется сейчас никем, уже идет наплыв российского бензина легких фракций в Казахстан,— отметил глава МНГ Узакбай Карабалин. — И мы в точности повторяем историю, что была в прошлом году, когда у нас запасы Аи-92 на базах выросли почти до 400 тысяч тонн, а это привело к тому, что наши заводы стали останавливаться».

Обеспокоенность ситуацией начали выражать и нефтепереработчики. «Мы с нового года столкнулись с историей прошлого года, когда в огромном количестве российские нефтепродукты стали заходить по более дешевым ценам. Главным образом сюда выходит только топливо Евро-2, потому что оно имеет большой акциз в РФ, и при заходе сюда этот акциз очищается»,— рассказал гендиректор Павлодарского НХЗ Шухрат Данбай.

Дело не только в ценовой разнице: россияне сбрасывают со своего рынка излишки в периоды сезонного спада потребления. В итоге с апреля по август прошлого года ПНХЗ, накопив на складе 110 тыс. тонн нефтепродуктов, встал. В нынешнем году, по наблюдениям г-на Данбая, вырисовывается тот же тренд. Остановка отечественных НПЗ не только убыток этому бизнесу, который, к слову, контролируется КМГ, но и потеря налогов.

В МНГ видят выход из ситуации в усилении контроля импортных партий. Министерством предлагается выбирать импортные нефтепродукты равномерно каждый месяц. Тогда регулятор сможет оперативно влиять на топливный баланс внутри страны, не допуская ни затоваривания в первой половине года, ни дефицита во второй.

На фоне всего этого хорошей новостью выглядит утверждение Бухарестом меморандума, предусматривающего выкуп 26,7% оператора НПЗ «Петромидия» Rompetrol Rafinare (дающая 40% нефтепродуктов Румынии дочка полностью принадлежащей КМГ Rompetrol Group — компании, объединившей нефтеперерабатывающие и нефтетранспортные активы страны), находящихся в собственности румынского правительства. Пакет достанется Rompetrol Group за 200 млн долларов. Так будет завершен переход всех ключевых активов группы под крыло КМГ.

Кроме условий этой сделки в меморандуме прописано «создание совместного инвестиционного фонда для реализации проектов в энергетическом секторе Румынии, отвечающих стратегическим интересам АО «НК “КазМунайГаз”». Причем доля казахстанского инвестора составит 80%, а правительство Румынии поддержит фонд лишь на одну пятую.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее