Проклятие. С ресурсами и без

Когда закончится эра бензинодефицита, не знает никто

Проклятие. С ресурсами и без

Последняя неделя января выдалась насыщенной новостями о развитии казахстанского нефтегазового сектора. Два мощных информационных повода — заседание коллегии Министерства нефти и газа (МНГ) РК и сделка румынской дочки «КазМунайГаза» (КМГ) с румынским правительством — продемонстрировали некоторую противоречивость в развитии этого сектора казахстанского бизнеса. С одной стороны, наша нацкомпания закрепляется на иностранном рынке нефтепереработки, с другой — внутри страны донельзя зарегулированный министерством топливный рынок будоражится то дефицитом, то затовариванием.

Минувшие пять лет казахстанские автомобилисты переживают перманентно обостряющийся топливный кризис. Такое положение обусловлено несколькими внешне противоречивыми факторами: это нехватка высокооктанового топлива и недозагруженность НПЗ, затянувшаяся модернизация этих заводов, российский импорт и отечественный экспорт. Миннефтегаза постоянно вносит изменения в систему регулирования рынка, закрывая границы для экспорта (постоянно с 2009 года) и импорта (периодически: например, с мая по ноябрь прошлого года ввоз был ограничен, вернуться к этой практике могут и в 2014-м) нефтепродуктов, при этом все-таки закупая требующиеся объемы их в России, а также прибегая к давальческой переработке нефти в Китае. Рыночные механизмы отладки ситуации на рынке были отвергнуты с самого начала (игроки стали спекулировать на дефиците), вот уже несколько лет в РК действуют предельные розничные цены на светлые нефтепродукты, пользующиеся массовым спросом — бензины (АИ-80 и 92) и дизтопливо. Пожалуй, единственным объективным результатом вмешательства стало общее усиление позиций нацкомпании на топливном рынке, а также ослабление миноритарных участников розницы.

«Порядка двух миллионов тонн нефтепродуктов мы завозим, поэтому дефицит будет ощущаться и в последующие годы»,— спрогнозировал премьер-министр Серик Ахметов в прошлый понедельник на коллегии МНГ.

Но беда, как видят в кабмине, не в зависимости от импортного (в основном российского — по индикативному плану МНГ в этом году его должно быть ввезено около 900 тыс. тонн, тогда как в российском Минэнерго говорили о 1,5 млн тонн) бензина, а в бесконтрольности темпов ввоза топлива. «Ежедневно получаем сводки со всего Казахстана, и мы видим, что у нас из-за того, что импорт нефтепродуктов не регулируется сейчас никем, уже идет наплыв российского бензина легких фракций в Казахстан,— отметил глава МНГ Узакбай Карабалин. — И мы в точности повторяем историю, что была в прошлом году, когда у нас запасы Аи-92 на базах выросли почти до 400 тысяч тонн, а это привело к тому, что наши заводы стали останавливаться».

Обеспокоенность ситуацией начали выражать и нефтепереработчики. «Мы с нового года столкнулись с историей прошлого года, когда в огромном количестве российские нефтепродукты стали заходить по более дешевым ценам. Главным образом сюда выходит только топливо Евро-2, потому что оно имеет большой акциз в РФ, и при заходе сюда этот акциз очищается»,— рассказал гендиректор Павлодарского НХЗ Шухрат Данбай.

Дело не только в ценовой разнице: россияне сбрасывают со своего рынка излишки в периоды сезонного спада потребления. В итоге с апреля по август прошлого года ПНХЗ, накопив на складе 110 тыс. тонн нефтепродуктов, встал. В нынешнем году, по наблюдениям г-на Данбая, вырисовывается тот же тренд. Остановка отечественных НПЗ не только убыток этому бизнесу, который, к слову, контролируется КМГ, но и потеря налогов.

В МНГ видят выход из ситуации в усилении контроля импортных партий. Министерством предлагается выбирать импортные нефтепродукты равномерно каждый месяц. Тогда регулятор сможет оперативно влиять на топливный баланс внутри страны, не допуская ни затоваривания в первой половине года, ни дефицита во второй.

На фоне всего этого хорошей новостью выглядит утверждение Бухарестом меморандума, предусматривающего выкуп 26,7% оператора НПЗ «Петромидия» Rompetrol Rafinare (дающая 40% нефтепродуктов Румынии дочка полностью принадлежащей КМГ Rompetrol Group — компании, объединившей нефтеперерабатывающие и нефтетранспортные активы страны), находящихся в собственности румынского правительства. Пакет достанется Rompetrol Group за 200 млн долларов. Так будет завершен переход всех ключевых активов группы под крыло КМГ.

Кроме условий этой сделки в меморандуме прописано «создание совместного инвестиционного фонда для реализации проектов в энергетическом секторе Румынии, отвечающих стратегическим интересам АО «НК “КазМунайГаз”». Причем доля казахстанского инвестора составит 80%, а правительство Румынии поддержит фонд лишь на одну пятую.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом