Все для радости приготовления

Дайте совет: что, по-вашему, нужно, чтобы выйти на рынок? - Помимо отличной идеи и качественного продукта нужен эффективный маркетинг. Всегда проще строить продукт для аудитории, которая вас уже знает, с которой вы можете общаться напрямую.

Все для радости приготовления

сфера деятельности: доставка продуктов по рецепту

стартовые вложения: весна 2012 года - 1 000 000 руб. (собственные вложения); зима 2013 года - 1 500 000 руб. (от бизнес-ангела в обмен на долю в 14%)

Готовить дома сегодня очень модно. Книги рецептов, сдобренные красивыми картинками, разлетаются многотысячными тиражами. Кулинарные блогеры набирают больше подписчиков, чем политологи или поп-звезды. На кулинарных курсах и мастер-классах мужчин не меньше, чем женщин. Но многим жителям больших городов все же удобнее есть вне дома или покупать готовые блюда в кулинарии местного супермаркета, а приготовление еды для них переходит из быта домохозяйки в разряд сюрпризов, или каких-то событий вроде приема гостей, или хобби. С неизменным фотографированием процесса и горделивой публикацией в соцсетях.

У Ирины Назаровой, выпускницы факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ, а после — экономической магистратуры РЭШ, хобби переросло в бизнес. Успев поработать аналитиком в инвестбанке и инвестфонде, не получив удовольствия, но заработав денег, Ирина решила найти дело, которое принесет и то и другое. И в лучших традициях начинающих предпринимателей решила монетизировать увлечение. Проект «Радость приготовления» стартовал в Москве летом 2012 года.

Компания занимается доставкой продуктов по рецепту, освобождая клиента от необходимости ездить со списком от одного супермаркета к другому. «Мы предлагаем блюда, которые несложно готовить. Но такие, что о вас скажут: гурман. Из испанской, французской кухни. Все они есть на нашем сайте. Мы выбираем рецепты с использованием экзотических ингредиентов или такого набора продуктов, которого не найдешь в одном каком-то магазине — черемуховая или миндальная мука, например, мята, экзотические ягоды, специи», — объясняет идею Ирина. Все доставляется из расчета на количество персон, что позволяет избежать и хлопотных замеров, и продуктовых излишков, которые будут валяться невостребованными на полках и в холодильнике, пока не испортятся. Остается только все это смешать, если надо, запечь, то есть произвести какие-то конечные, самые приятные действия, в результате которых получается блюдо, приготовленное собственными руками, — и принимать комплименты. То есть, по сути, это не продажа продуктов как таковых, а продажа антуража — идеи, как самому приготовить то, что способно удивить друзей или семью. Тут вам и «вырезка с вишневым соусом», и «маковый кекс», и «нан бухарский по ГОСТу», и «сливочно-смородиновое мороженое с грильяжем», и «малиновый пирог с белым шоколадом», и многое другое.

Как все устроено

Важным был первый шаг. Какой рецепт предложить клиентам? «Я рассматривала много разных вариантов, какие-то были слишком сложные, какие-то могли оказаться невостребованными. При этом нужно было сочетание нераспространенных ингредиентов, — вспоминает Ирина Назарова и продолжает: — В итоге я остановилась на мексиканских тортильях. С одной стороны, простое блюдо, с другой — там есть очень интересная фишка: мясо обваливается в смеси какао с корицей и чили, получается очень приятный аромат». Сегодня, через полтора года, рецептов, конечно, уже десятки. Какие-то не прошли испытание спросом и были заменены, другие, вроде бургеров, — превращаются в конструктор ингредиентов. Есть и весьма привлекательные сезонные предложения, и нововведения. «На днях мы запустили сайт на платформе нашей собственной разработки, которая позволяет клиентам редактировать состав своего комплекта — например, чтобы не покупать те продукты, которые уже есть дома, или чтобы видоизменить рецепт на свой вкус», — рассказывает Назарова.

Фотографирует, кстати, Ирина сама. Сама же создала страницы в соцсетях, сама сделала и оформила сайт. Однако первый вложенный миллион рублей иссяк быстро. У молодого бизнеса, а тем более у начинающего предпринимателя много мелких трат, «дорогих» ошибок и мало времени, которое всегда играет против. «Целых 20 процентов суммы пошло на рекламу… Основная часть, конечно, оказалась неработающей. Пробовали соцсети, кулинарные сайты, контекстную рекламу — она не сработала вообще. Остальное — зарплата сотрудников, упаковка из крафтовой бумаги — по оптовой цене наборы от 10 тысяч штук, маленькие комплекты — в расчете на одну единицу дорогие. Но, чтобы подстраховаться, брала их. И аренда, конечно, — снимаем часть кухни в ресторане», — перечисляет Назарова. Начинала работать Ирина с подругой, но спустя три месяца партнер сменился. «Ко мне присоединился мой бывший однокурсник и однофамилец Сергей Назаров», — рассказывает Ирина.

«Радость приготовления» радует по предзаказу — нужно успеть до 14.00. Хотя в наличии всегда есть что-то не скоропортящееся. Продукты собираются в крупных супермаркетах Метро Cash & Carry, где цены близки к оптовым (до заказа у ресторанных поставщиков стартап пока не дорос). Потом к работе приступает сборщик. «Сначала была идея отдать сборку на аутсорсинг, но поняли, что лучше нас это никто не сделает», — рассказывает Назарова. «Работают руками» три человека. Забрать заказ клиент может либо сам, либо, заплатив за доставку, — курьеров Ирина нанимает в основном через Youdo (стартап, о котором журнал «Эксперт» писал в №15 за 2013 год). Сама Ирина занимается управлением, рецептами и снимками. Поскольку любит готовить, охотно делится собственными хитростями.

«Сейчас средний чек — две тысячи рублей. Около 300 рублей за порцию. Сравнимо с чеком магазина, хотя “дозировка”, конечно, будет меньше. При этом стоимость блюда ниже, чем в кафе. К тому же плата здесь за антураж — самому приготовить, зажечь свечку, произвести впечатление», — объясняет основательница «Радости». Ее маржа — от 30 до 50%. Подсчитано, что повторно возвращается 40% клиентов. На сайте уже зарегистрировано около 200 тыс. человек.

Клиенты

«Мы ориентируемся на людей, у которых нет времени на хождение по магазинам, но которые любят удивить близких оригинальным рецептом. С одной стороны, “Радость приготовления” заказывают молодые мамы. Ребенок отнимает все время, а муж приходит с работы все равно голодный. Это для всех, кто любит непосредственно процесс готовки, — описывает клиентов Назарова. — С другой стороны, около 30 процентов наших заказчиков — мужчины, причем разных возрастов, от 25 до 40 лет. Они не настолько увлечены процессом, чтобы искать ингредиенты. Но охотно готовят для своих любимых женщин. У нас заказывают и компании друзей, которые вместе жарят стейки или готовят бургеры — мы привозим составляющие».

Спрос колеблется в зависимости от дня недели. Рост со среды по пятницу проходит высшую точку, а к понедельнику обваливается. Ну и конечно, взлет бывает в праздники: скажем, под Новый год многие в готовых комплектах находят свое спасение.

Клиенты возвращаются, приводят друзей. А кто-то попадает на сайт, забивая в строку интернет-поисковика какой-нибудь экзотический ингредиент вроде гималайской розовой соли. Еще один канал привлечения клиентов — сотрудничество с блогерами, но основательница стартапа только в начале этого пути. «Есть идея установить на их сайте кнопку, нажав на которую, можно заказать ингредиенты к любому блюду по личному рецепту блогера, за это блогер будет получать 10 процентов от стоимости заказа», — рассказывает Ирина.

Чего можно было избежать

«Я постоянно учусь быть предпринимателем. Я прохожу все заново. Повторяю многие ошибки. И постоянно отвлекаюсь на идеи, которые предлагают друзья», — сетует Назарова.

Пока здесь только учатся торговать через разные каналы: подставляя собственный кошелек, проект исследует действенность рекламы. Мечтают выйти в офлайн и планируют проводить кулинарные мастер-классы.

И если российский поисковик выдает сайт Ирины на запрос хороших рецептов далеко не в первой десятке и даже не на первой странице, в далеких США издательство заявило права на название «Радость приготовления». «Оказывается, есть такая книга — она упоминается в фильме “Джули и Джулия” с Мерил Стрип. Нам написал издатель этой книги с требованием изменить название. Правда, не представил никаких документов», — удивляется Ирина. Впрочем, имя российского проекта уже не отнять — зарегистрировано.

Калькулятор

«Мы пытаемся выйти на рабочую модель на маленьком масштабе. Мне хочется создать успешную модель. А потом ее масштабировать», — рассуждает предпринимательница. Развивается сервис пошагово.

Помимо самой Ирины Назаровой и ее однофамильца Сергея, которые зарплату не получают (Сергей пришел за опцион), в стартапе трудятся директор по производству и два сборщика со средней зарплатой 30 тыс. рублей.

Зарплаты, а также аренда кухни и закупка упаковки составляют основную часть расходов. «Мы перестали покупать рекламу, поэтому сейчас этот процент обнулился. Но мы начинаем работать со сторонними авторами и кулинарными сайтами и будем возвращать им 10 процентов от выручки», — просчитывает Назарова.

В среднем порция стоит 300 рублей, средний чек — 2 тыс. рублей.

Маржа большая — от 30 до 50%. Чтобы быть на операционной окупаемости (а там компания и находится), нужно продавать на 200 тыс. рублей в месяц.

Динамика роста заказов — почти 30% в месяц. Как планирует Ирина, вложения окупятся через год — при условии, что сложится сотрудничество со знаменитыми кулинарными блогерами и даст рост выручки до 2 млн. Тогда снизятся и такие издержки, как стоимость продуктов и упаковки, поскольку можно будет рассчитывать на более низкие закупочные цены. И большую маржу. Ведь вопрос здесь даже не в цене: это не продукты в чистом виде, а сервис — продукты плюс услуга по их подготовке.

Резюме

Идея хорошая. Кстати, похожие небольшие сервисы, в разных вариантах и масштабах, есть в крупных городах США, Европы и Азии. Вопрос — удастся ли предпринимательнице привлечь и приучить клиентов. Если такая услуга незнакома и не распространена, то даже человек, подумывающий о том, «как бы было хорошо, если бы кто-то сделал черновую работу», не всегда станет эту услугу искать целенаправленно. Хорошим вариантом может быть выход в дорогой ритейл премиум-класса. Но здесь есть опасность, что сеть захочет присвоить идею. Так что одним из выигрышных ходов, как и для многих других стартаперов, может стать поддержка коллег — вскладчину, торгуя товарами в одной сфере, открыть точку или магазины.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее