Кайдзен № 17

Президентские послания не изменяют тактике постепенных улучшений, но все больше походят на расширенные совещания правительства. И по форме, и по содержанию

Кайдзен № 17

К посланиям президента РК о том, как нужно исполнять предыдущие послания, казахстанцы уже давно привыкли. Такой подход свидетельствует о последовательности, или, как любят подчеркивать спичрайтеры Акорды, эволюционности развития политической системы и экономики (а она у нас, как известно, на первом месте). Этим достигается убежденность, что всякая новая президентская повестка не возникает с потолка, не привносится популистами, а является продуктом длительной практической работы власти.

На этот раз президент Нурсултан Назарбаев нашел относительно новые аспекты проблемы реализации своей стратегии «Казастан-2050», которая наследует аспекты стратегии «Казахстан-2030» — досрочно выполненной, как убежден казахстанский лидер. Все, о чем говорил президент, безусловно, актуально для сегодняшнего Казахстана: и повышение зарплат чиновникам, а также пособий инвалидам; и необходимость наращивать переделы обработки сырья, обеспечивая трансферт технологий; и задача сдерживания инфляции. Даже требование заключить патриотический пакт нельзя назвать совсем уж несвоевременным.

Но, пожалуй, только последний пункт — это та проблема, которую не может поднять премьер-министр. Остальные вполне могут находиться в его ведении, не поднимаясь выше. Но почему-то именно экономическую повседневку у нас артикулирует президент. Судя же по тому, с какой оперативностью госорганы и госкомпании начали претворять в жизнь экономические тезисы, озвученные в послании, государство (и как бюрократическая машина, и как самый крупный игрок в экономике) по-прежнему остается если не в режиме ручного управления, то в режиме ручного ускорения.

Разъясняя стратегию

Еще осенью президент анонсировал это послание как набор тезисов краткосрочного плана действий в рамках большого алгоритма стратегии «Казахстан-2050». «Следующее послание свое в начале года я посвящу тому, как мы будем выполнять эту программу, что для этого нужно, какие ресурсы подключаем, — рассказал Нурсултан Назарбаев 29 ноября на форуме болашакеров. — И я надеюсь сегодня в ваших выступлениях услышать ваши мнения и предложения и уверенность, что вы станете главными — теми, кто будет меня поддерживать в осуществлении этой программы на благо нашей родины, на благо благополучия всех казахстанцев».

Вопреки устоявшейся практике — разъяснение механизма работы закона у нас всегда занимает объем больший, чем сам закон — послание с деталями стратегии заняло место почти в четыре раза меньше самой стратегии (см. график). Видимо, потому что Нурсултан Назарбаев на этот раз сконцентрировался на краткосрочных целях.

Преемственность нынешнего послания стратегии-2050 была отражена в названии: «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее». Тема единства неизбывно присутствует во всех президентских спичах, но не так давно стало учащаться троекратное употребление прилагательного «единый» и числительного «один» как в лозунгах правящей партии «Нур Отан», так и во внепартийных государственных текстах идеологического характера.

К примеру, уже второй год ко Дню первого президента, отмечаемому 1 декабря, на улицах казахстанских городов появляются баннеры с надписями вроде: «Одна Родина, одна судьба, один лидер». Злые языки сразу вспоминают некогда популярное в Германии «Ein volke, Ein Reiche, Ein Fuhrer», но вряд ли это было сделано осознанно. Что поделать, если эта формула оказалась самой пластичной и живучей из патриотического словаря.

Как всегда, президент начинает послание с алармистских ноток, говоря о внешних вызовах и необходимости адекватно им отвечать. «Стратегическое планирование в ХХI веке является правилом номер один. Ибо никакой ветер не будет попутным, если страна не знает маршрута и гавани прибытия,— добавил в речь образности Нурсултан Назарбаев. — Стратегия-2050, как путеводный маяк, позволяет нам решать вопросы ежедневной жизни людей, не теряя из виду нашей главной цели».

В своем обращении глава государства избежал традиционного для его выступлений памятования лихих девяностых, а также удержался от прямого цитирования западных философов вроде Люка де Вовенарга. Хотя два известных афоризма он все-таки привел, интерпретировав их на свой лад.

Самой заметной новинкой этого послания стал даже не его стиль и не структура, а форма подачи: президент впервые за 17 лет не стоял за трибуной, а сидел, зачитывая послание.

Сказать, отрезать, зарубить

В президентском послании формулируются тезисы, которые проводятся в жизнь правительством или другими органами государственной системы. Это такой механизм одобрительной отмашки верховного чиновника страны, его вердикта по спорным вопросам: если глава государства выразил определенную позицию — значит, разночтений быть не может.

В этом послании Нурсултан Назарбаев четко дал понять, что поддерживает выбранную правительством траекторию промышленной модернизации (ГПФИИР-2). Рост эффективности традиционных ресурсных секторов (напомним, что в концепции ГПФИИР-2 выделены три кластера: нефтяной, горно-металлургический и химический), где у Астаны «естественные конкурентные преимущества», теперь стоит во главе угла, а геологоразведка становится одним из приоритетных секторов для привлечения инвестиций и трансферта технологий.

«Надо попросить и заставить, если надо — помочь им кредитами. Вместе поработать. Если мы это сделаем — мы половину индустриализации в Казахстане выполним,— убеждал президент, коснувшись темы создания недропользователями сервисных и перерабатывающих производств внутри страны. — Как это так мы позволяем выпускать сырье без обработки?»

Обрабатывающую промышленность, однако, тоже не забросят. «Конкретным результатом каждой пятилетки должно быть создание новых отраслей экономики. В рамках первой пятилетки созданы автомобиле- и авиастроение, производство тепловозов, пассажирских и грузовых вагонов. Их надо расширять, выводить на внешние рынки,— подчеркнул он. — В рамках второй и следующих пятилеток следует основать отрасли мобильных и мультимедийных, нано- и космических технологий, робототехники, генной инженерии, поиска и открытия энергии будущего».

Глава государства поставил точку в давних дискуссиях о строительстве четвертого НПЗ и АЭС. «Надо немедленно строить новый нефтеперерабатывающий завод»,— отрезал он. В случае с АЭС президент был столь же четок. «Газом топить — это жечь ассигнации. Тенге, доллары. Нефтью топить — это тоже жечь доллары»,— процитировал он на свой лад Менделеева, а после обвинил журналистов, дилетантски пишущих о ядерной энергии. «Это чистая энергетика, в конце концов, научно-технический прогресс,— подчеркнул Лидер нации. — Синдром Фукусимы — другое дело. Это там, где есть цунами, есть землетрясения…» В стране же, богатой ураном, уверен он, должна быть и атомная энергия.

Президент в очередной раз призвал поставить сельское хозяйство на инновационные рельсы, повысить эффективность администрирования. «Я вспоминаю момент, когда Китайская Народная Республика занялась аграрным сектором, наделила крестьян землями. Каждый год проверялось: допустим, на своем наделе один вырастил сто тонн, а другой — пятьдесят. Так в следующем году тот, у кого было пятьдесят, отдавал свою землю тому, кто может делать сто. Может быть, по земле нам тоже перейти к такому подходу, потому что это национальное достояние должно использоваться как следует?» — спросил президент так, будто кто-то ему мог и хотел возражать.

Все собравшиеся (судя по аплодисментам) только поддерживали этот метод, прямо согласующийся с Христовой притчей о пяти талантах, изложенной в Евангелии от Матфея. «Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет»,— наверняка именно этим (по крайней мере, по смыслу) будут завершаться теперь все спичи чиновников на агропромышленную тематику.

Президент решил обозначить свою позицию в отношении генетически модифицированных организмов: «То, что люди не знают — они того страшатся. Генно-модифицированные культуры будут резко распространяться по всему миру — такая сегодня потребность. И это не является чем-то несъедобным. Наоборот!»

Представив список из семи поручений правительству (см. таблицу), Нурсултан Назарбаев подробно и сочно рассказал об одном из них — приватизации. «Мы об этом из года в год говорим, Асет Орентаевич (Исекешев — министр индустрии и новых технологий. — “ЭК”) и Умирзак Естаевич (Шукеев — предправления ФНБ “Самрук-Казына”. — “ЭК”)! Вы когда-то были революционерами, а теперь стали консерваторами. Может, и правильно: кто до 25 лет не революционер — у того сердца нет, а кто после сорока не консерватор, у того — мозгов,— тут Нурсултан Абишевич не удержался от интерпретации афоризма, приписываемого Черчиллю. — У вас мозги есть, я знаю. Но почему идет стремление, наоборот, огосударствить собственность, вместо того чтобы отдавать?»

Чаще всего президент сам инициирует какие-то новшества и просто новости, которыми могут быть как программы развития отдельных секторов, так и поручения о надбавке к пенсиям и т.п. Вот и сейчас президент анонсировал повышение зарплат чиновникам корпуса «Б», гражданским служащим, пособий инвалидам, выплат по утере кормильца и стипендий. Правда, здесь есть любопытная особенность: президент не формулирует повесток, дающих негативный социальный импульс. То есть он может покритиковать иждивенчество в массах, но не станет говорить в послании, например, о росте налогов и акцизов. Для этого есть отраслевой министр.

Президент зачитывал послание в пятницу, а уже в понедельник на совещании у премьера министры один за другим отчитывались о том, как они поняли послание и как будут выполнять поставленные на самом высоком уровне задачи. Премьер-министр Серик Ахметов и на коллегии КТЖ, где подводились итоги работы железнодорожников в 2013-м, актуализировал мероприятие идеями послания. «Мы рассмотрели структуру компании “КазМунайГаз”, и сегодня у нас находится предложение по серьезному аутсорсингу и передаче в конкурентную среду многих дочерних, зависимых компаний крупнейшей нефтегазовой компании “КазМунайГаз”,— обрисовал перспективы “дочек” нефтяников г-н Ахметов, не забыв и о КТЖ. — Компания сегодня имеет достаточно сложную структуру управления активами. При этом общее количество дочерних, зависимых организаций превышает сто единиц. Надо иметь четкое представление о целевой структуре национальной компании, соответствующее стратегическим целям компании, лучшей международной практике».

Встать под аркой

По ходу послания президент больше затрагивал социально-экономические вопросы, поэтому резонно было ждать неких целей в культурно-идеологической сфере. И Нурсултан Назарбаев приберег их на финал.

Правда, в середине он выдал кое-что на тему культурного строительства: «Следует дать новые импульсы развитию всеказахстанской культуры. Следует разработать долгосрочную концепцию культурной политики. В ней надо обозначить меры, направленные на формирование конкурентоспособной культурной ментальности казахстанцев, развитие современных культурных кластеров». Но рано политологи торопились осмыслить, что собой представляет конкурентоспособная культурная ментальность и как могут выглядеть в свете этого культурные кластеры. Это утверждение тут же затмила очередная концепция казахстанской нации, вторая за последние пять лет.

«Мы, казахстанцы, единый народ! И общая для нас судьба — это наш Мгілік ел, наш достойный и великий Казахстан! «Мгілік ел» — это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны,— сформулировал президент. — Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности — опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем».

В списке пятерки главных ценностей, обобщенных в концепте МЕ,— независимость страны и Астана, национальное единство, общественный мир и согласие, светское общество и высокая духовность, экономический рост на основе индустриализации и инноваций и общество всеобщего труда. Шестой ценностью Нурсултан Назарбаев назвал общность истории, культуры и языка, на седьмое место поставил нацбезопасность и участие страны в решении глобальных и региональных проблем. Любители нумерологии отметят, что всего принципов было оглашено семь, как и поручений правительству, а также припомнят три инновационные семерки (см. «Эксперт Казахстан» № 22 (414) от 2 июня 2013 года).

«Благодаря этим ценностям мы всегда побеждали, укрепляли нашу страну, множили наши великие успехи. В этих государствообразующих, общенациональных ценностях заключается идейная основа нового казахстанского патриотизма»,— резюмировал он, поручив правительству, АП, Ассамблее народа Казахстана и общенациональному движению «Казахстан-2050» разработать и принять патриотический акт «Мгілік ел».

«Елбасы изложил и обосновал совершенно новую концепцию в отечественной истории — “Мгілік ел”. По сути это национальная идея и государственная идеология нашего государства. “Мгілік ел” является уникальной исторической миссией всех казахстанцев, во главе которых находится великий президент Нурсултан Абишевич Назарбаев»,— отреагировал на идею спикер сената Касым-Жомарт Токаев.

Эксперты по этому поводу если и высказывались, то скептически. «В нынешнем же формате идея “Мгілік ел” — это очередная попытка избежать понятности, определенности, осмысленности,— прокомментировал одному из онлайн-ресурсов политолог Айдос Сарым. — Попытка родить новое нагромождение фантомных смыслов, разбираясь и утопая в которых, общество потеряет еще 4–5 лет. Это попытка сохранить “советский народ”, остатки “советского народа”, который в наше время принято звать “казахстанцами”. Это попытка отсрочить и даже не допустить создание казахского национального государства».

Любопытно, что именно так, Мгілік ел, называется триумфальная арка, открытая в Астане 16 декабря 2011 года. «Мы прошли триумфальные 20 лет независимости, и в знак наших трудов, наших успехов мы построили эту замечательную арку. Это будет символом нашей молодой прекрасной столицы Астаны»,— говорил президент, когда по всей стране праздновали юбилей независимости РК, а в Жанаозене происходили беспорядки, приведшие к гибели 15 человек.

Месседж правительству, месседж времени

Любопытно, что в нынешнем послании народу Казахстана президент больше всего говорил с правительством и о правительстве. Дело даже не в том, что слово «правительство» прозвучало из его уст 27 раз за 60 с лишним минут доклада. Сам документ пропитан духом обыкновенной государственной программы. Докладчик сначала давал определение проблемам, потом излагал пути их решения в форме конкретных указаний правительству.

Из этого становится ясным еще и то, что вариант транзита власти через ослабление роли президента не подтверждается. Президент Нурсултан Назарбаев, напротив, демонстрирует усиление всех своих функций в соответствии с конституционной статьей 44. И сдавать их, похоже, не собирается. Ставя в послании задачи на три-шесть-девять месяцев вперед, он делает премьер-министра форменным ответственным секретарем правительства. Напоминая тем самым, что реальным главой кабмина остается он.

Так что прогнозы о начале схода президента с политической арены стоит считать несостоятельными. Во всяком случае, так не покидают корабли уходящие на пенсию капитаны судов (а именно образ кормчего эксплуатирует Акорда): они отдают честь выстроившейся на палубе команде и медленно спускаются по трапу. Покинуть управляемую тобой машину на полном ходу — так катапультируются летчики.

Экс-советник президента, а ныне посол в Грузии Ермухамет Ертысбаев как-то рассказал в интервью: «Назарбаев будет всегда использовать этот шанс, чтобы оставаться главой государства. Для него это не самоцель, а средство дальнейшей модернизации страны. Он считает задачей первостепенной важности практическое внедрение в жизнь форсированной индустриально-инновационной программы до 2020 года». Из этого г-н Ертысбаев сделал вывод, что нынешний глава государства будет баллотироваться и в 2016-м.

Можно с неменьшими основаниями предположить, что реализация госпрограмм как форма политической деятельности служит для Лидера нации чем-то вроде средства поддержания своего управленческого тонуса.

Единственное, что может внушать опасение в такой обстановке — это ослепление власти прожектерством, в результате которого многие общественные проблемы так и останутся вне орбиты широкого обсуждения и государственного решения.

Но наивно полагать, что Лидер нации не слышал критических оценок своей работы. «Есть люди, которые говорят: “Давай нам сегодня, что ты мне обещаешь к 2030-му, к 2050-му?” Чтобы сегодня это дать, надо идти по этому пути. И сегодня дать, и завтра дать»,— объяснил чиновникам президент с неким налетом метафизики. Но ведь без нее сложно представить будущее, еще сложнее — настоящее.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом