Волшебный реализм новых зимних сказок

В новых киноверсиях старых сказок речь идет о психологии отношений, магия же преимущественно выполняет декоративную функцию

Волшебный реализм новых зимних сказок

Атмосферу зимних каникул и рождественского волшебства в новогодние праздники помогает ощутить 3D-сказка киностудии Диснея «Холодное сердце». Прежде всего кино приведет в восторг маленьких зрительниц. Ведь его главные героини — сестры-принцессы, которые превращаются из маленьких девочек в очаровательных барышень. И хотя создатели утверждают, что фильм сделан по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена, от датского первоисточника в ней осталось крайне мало: зима, искрящийся снег да Снежная королева со своим ледяным дворцом. Ну и, конечно, любовь, помогающая преодолеть все преграды и расстояния.

Эта сказка не столько о магии и таинственных силах, сколько о людях и сложностях человеческих отношений. И если у Андерсена речь шла о человеческой натуре, переданной метафорой замерзшего сердца, которое под силу было растопить лишь любви (тут стоит вспомнить русскую народную сказку «Снегурочка»), то в «Холодном сердце», если приглядеться внимательнее, замороженных сердец не найти. Разве только у принца Ханса (да и то его сердце скорее черствое и коварное), воспользовавшегося доверчивостью влюбленной Анны. Ханс совершает дурной поступок не потому, что злодей по натуре, а просто преследует вполне прагматическую цель: завоевать королевство. Несмотря на то что по его вине чуть не погибли обе принцессы, про него как-то быстро забывают и отправляют нести наказание на родину. Страху нагнетает и некий герцог Варавский, приехавший в королевство Эренделл ради торговых связей и настраивающий подданных против их недавно коронованной королевы. Таким образом, не какие-то мифические силы и представляющие их злодеи от природы становятся источником бед и проблем, а обычные человеческие мысли, слова и действия.

В свою очередь, играющая в новой версии роль Снежной королевы старшая венценосная сестра Эльза — тоже не заледеневший монстр, а отчаявшаяся девушка, не ведающая, как справиться со своим магическим даром. Поэтому-то она и сбегает в далекие и высокие горы — не потому, что ненавидит людей, а чтобы не навредить им.

В общем, знаменитую метафору о ледяном осколке вместо сердца в новой версии «Снежной королевы» то ли внятно реализовать не удалось, то ли ее осознанно отринули авторы. Зато сильные ее стороны — эстетика зимнего волшебства и пробуждающие глубокую симпатию персонажи с выразительными характерами. При просмотре в 3D-формате возникают захватывающие ощущения. Восхищение вызывают отдельные эпизоды — особенно впечатлила красота залитого лучами солнца зимнего леса, украшенного хрустальными сосульками и зимними узорами. Таких светлых сцен хотелось бы побольше — как мне показалось, в целом преобладает темноватая картинка вечерних сумерек. Компьютерные технологии и спецэффекты в современном кино определенно совершенствуются прямо на глазах.

Мораль новой сказки тоже вполне современная: не выходи замуж за первого встречного, ведь ты можешь допустить ошибку и столкнуться с предательством. В самом деле, сей посыл принципиально отличается от морали традиционных сказок, в которых героини только и делают, что мечтают, как бы поскорее выскочить замуж за прекрасного принца. Новая сказка не кончается свадьбой. Ее конец — это продолжение истории отношений Анны и Кристоффа, завязавшихся по ходу сюжета. Простой и честный парень Кристофф, зарабатывающий на жизнь добычей льда, становится попутчиком Анны и помогает ей в поисках сестры Эльзы. Проверка испытаниями и временем — лучший способ выяснить, подходите ли вы друг другу. Не любовь с первого взгляда, как это было в традиционных сказках,— главная ценность и основание подлинных отношений (это уже скорее романтическая утопия), а общие интересы, перерастающие в дружбу, которая со временем может превратиться в любовь. По сюжету творит волшебство и спасает именно сестринская любовь, как первая родственная любовь, возникающая в детстве. Романтической же любви женщины и мужчины еще предстоит состояться. Это послание адресовано не только маленьким, но и большим (которые тоже были детьми и в чем-то продолжают ими оставаться): нужно учиться любви к ближним, к тем, кто рядом с тобой с рождения, стремиться понять их. И дело тут не в естественной биологической любви, а в психологии отношений. Сначала следует решить проблемы — так сказать, избавиться от «скелетов в шкафу» — в ближнем (родственном) круге. И только затем устремиться к мечте о далеком и таинственном Другом (Другой).

Анна жертвует жизнью ради сестры — и происходит чудо: любовь спасает сестер и целое королевство. Любовь — это не столько бесконтрольное чувство, которое захватывает целиком; любя, можно стать счастливой, а значит — научиться ладить с собой, то есть собой управлять. Так, Эльза, переживая сильные чувства, получает контроль над своим даром, которым теперь может пользоваться с любовью, не вредя и пугая, а даря радость окружающим. В традиционных сказках любовь способна снять заклятия и злые чары и вернуть героям их подлинный облик. В «Холодном сердце» магия носит вспомогательный характер: с ее помощью можно сотворить восхитительный ледяной замок и другие чудесные забавы, она заставляет говорить человеческим голосом нечеловеческих персонажей. И, кажется, в конце истории воскрешает пожертвовавшую собой ради сестры Анну. Но у зрителей должен возникнуть вопрос: что совершает это чудо — волшебство или любовь? А может быть, любовь и есть волшебство? Таким образом, магия волшебства замещается силой человеческих чувств и поступков, как бы обосновывая собой тезис: человек сам кузнец своего счастья. Даже традиционный волшебный поцелуй в новой версии — хотя к нему, как к спасительной гавани, как и прежде в старых сказках, устремлены герои «Холодного сердца» — отступает на второй план и как-то теряется. Ведь в жизни все не так просто. И волшебный поцелуй дела не спасет. Героине нужно совершить поступок, сделать усилие, пожертвовать собой. Анна и Кристофф целуются, но потом, когда все разрешилось, и не волшебным, а романтическим поцелуем. Сказка кончается не свадьбой: вот и сказочке конец, а кто слушал — молодец, а мирными буднями. Кристофф с Анной — не жених и невеста, а пока что друзья, и у них еще впереди целая история ярких и, может быть, непростых отношений.

Каждому из героев создатели попытались придать свой характер, выразив его через мимику и движения тела. Анна — шаловливая непоседа. Эльза — старшая заботливая сестра, пытающаяся в одиночку справиться со своими проблемами. Кристофф — упрямый, желающий казаться суровее и взрослее, но чистосердечный и добрый юноша. И, как всегда, помимо человеческих персонажей жару зрительским симпатиям поддавали забавные мордашки сказочных существ и животных. Весьма оживляет фильм помощник и друг Кристофа — северный олень Сван, похожий на умного пса, который все понимает, но не говорит, при этом способен передавать целый спектр эмоций своей сказочной животной мордой. Чудаковатый снеговик Олаф, который, напротив, очень много болтает и шутит, привнося в фильм немало веселых моментов. Причем говорит он не только ртом, но и всем своим разбирающимся и снова собирающимся телом. И, конечно, потрясает образ волшебного королевства Эренделла, созданный при помощи света, снега и льда. Кстати, эстетические возможности игры льда и света были художественно раскрыты уже в шедевре советской мультипликации «Снежная королева» 1957 года.

Магия волшебства замещается силой человеческих чувств и поступков, как бы обосновывая собой тезис: человек — кузнец своего счастья

Этот рисованный мультфильм стал прототипом и архетипом зимней сказки в мировой мультипликации. Его обязательно стоит пересмотреть после «Холодного сердца», чтобы почувствовать очарование разницы. В диснеевском мультфильме совсем иной сюжет, чем в «Снежной королеве»,— ведь зрителя можно увлечь только новой историей. К тому же «Холодное сердце» — мюзикл, сделанный по типу знаменитого мультфильма «Красавица и чудовище». Но песни, звучащие в нем, по всей видимости, хитами не станут. Возможно, местами с вокально-музыкальной частью создатели очередного апгрейда старой сказки переборщили.

Конечно, «Снежная королева» Льва Атаманова — настоящее произведение анимационного искусства. Оно снято на основе классического сюжета сказки Андерсена, в котором и рисунки, и цвета, и звуки, и образы персонажей продуманы с гармоничностью, изяществом и красотой. К классике можно отнести также музыку, звучащую в мультфильме. В отличие от него «Холодное сердце» — это современная история, рассказанная языком 3D-технологий, над которой можно поразмышлять и понять ценностные ориентиры нашего времени. Но главная мысль, что искренние чувства сильнее магии, остается прежней. В современной версии она даже получает большее развитие. Новый мультфильм дарит не меньше радостных переживаний и надежд. И, конечно, впереди нас ждет еще немало версий доброй зимней сказки об оттаявшем от любви сердце.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики