Счастливчик по рождению

Страхование росло, растет и будет расти. Этому способствует потребность разделять риски

Счастливчик по рождению

В отличие от банков, кредитная активность которых ограничена емкостью фондирования и степенью закредитованности клиентов, или от высокорискового фондового рынка, страховой сектор не переставал чувствовать себя в хорошей форме. Даже в кризисные 2008–2009 годы он потерял в росте до 20%, тогда как торговля на фондовой бирже сократилась в разы, а банки испытали на себе всю ядовитость токсичных портфелей.

Перспективная статистика

Страхование притягивало внимание журналистов «Эксперта Казахстан» с самого начала. В отличие от банковских продуктов и биржевых операций, используемых на условии доброй воли, в страховании существуют обязательные виды, что обеспечивает ему определенную стабильность.

В 2004 году новостью стала программа развития страхового рынка, разработанная Агентством по финансовому надзору (АФН) на 2004–2006 годы. Ее главная цель заключалась в укреплении роли страхования как эффективного механизма защиты интересов государства, граждан и хозяйствующих субъектов от всевозможных рисков: финансовых, социальных, техногенных и т.д. Совокупный объем страховых премий к 2007 году предполагалось подрастить в 3–3,5 раза по сравнению с 2003 годом, а также довести долю страховых премий во внутреннем валовом продукте до 2%. По итогам 2003 года объем собранных страховых премий составил 28,9 млрд тенге ( на душу населения — 1936 тенге). Отношение объема страховых премий к валовому внутреннему продукту едва достигло 0,65%.

В комментариях к материалу участники рынка прогнозировали, что в обозримом будущем страховой рынок способен сделать качественный скачок. Так, прогнозы на 2015 год, сделанные компанией «Лондон — Алматы» с помощью программы Evies, учитывающей динамику роста ВВП, страховых премий, темп изменения численности населения и выдающей небольшую погрешность, довольно оптимистичны: страховые премии на душу населения составят 12 954 тенге, отношение страховых премий к ВВП — 4,427%.

Фактически же по состоянию на 1 декабря 2013 года премии на душу населения составляют 13763 тенге, отношение же премий к ВВП — 0,68%.

Платой за развитие страховой отрасли, по мнению участников, должно стать сокращение числа страховых компаний. В условиях постепенного выполнения директив ЕС надзорные органы потребовали от страховщиков значительно (в 1,5–3 раза) увеличить капитал. По состоянию на 1 апреля 2004 года 11 из 34 страховых организаций не выполняли требования пруденциальных нормативов. Сегодня, для сравнения, работают 34 страховые компании, две из которых не выполняют финансовые требования регулятора.

Час аннуитета пробил быстро

В 2005 году на рынке появился новый продукт: альтернативный вид пенсионного обеспечения — пенсионный аннуитет. Он давал людям, скопившим в пенсионных фондах 1,5–2 млн тенге, право перевести накопления в страховую компанию и получать пенсионные выплаты уже оттуда, с определенной для себя выгодой.

По поводу нового инструмента было море оптимизма. Специалисты АФН предполагали появление большого количества частных страховых компаний, которые начнут активный передел пенсионного рынка. Государство, чтобы не упустить шанс занять образовавшуюся стратегическую нишу, также создало Государственную аннуитетную компанию (ГАК). Дополнительный объем работы участникам рынка, получившим лицензию на страхование жизни, обеспечивал принимаемый на тот момент закон об обязательной ответственности работодателей за причинение ущерба работникам в результате несчастного случая.

Страховые сборы по этому виду страхования обещали быть щедрыми. Предполагалась, что именно госкомпания начнет аккумулировать все виды возмещения, а затем, предложив принципиально новый продукт — аннуитет, «захватит» и пенсионную систему. В частности, возглавлявший в то время АФН Болат Жамишев безапелляционно заявил о том, что среди прочих схем выплаты пенсий аннуитет должен стать основным.

Одна из первых статей «ЭК» на эту тему даже всерьез поднимала вопрос, будет ли аннуитет настолько востребован, что необходимость в услугах НПФ по выплате пенсий постепенно отпадет? Мы прогнозировали, что через 10–15 лет (т. е. в 2014–2019 годах) государство объективно встанет перед необходимостью или увеличивать социальные программы для тех слоев населения, которые не смогли или не захотели заработать себе на старость, или начнет регулировать страховой рынок таким образом, чтобы как можно большее число потенциальных иждивенцев вошло в страховую систему.

В итоге в 2013 году, понимая высокий риск нехватки средств в пенсионных фондах, государство переформатировало пенсионную систему, слив все накопления в один котел — государственный пенсионный фонд, увеличив возраст выхода на пенсию и отчисления на пенсионку.

Пенсионные аннуитеты, хотя не имеют массового спроса ввиду высокого денежного порога их приобретения, сполна использованы теми, у кого такая возможность была. Переводы накоплений из НПФ в страховые компании выросли в разы. Например, если на 1 января 2007 года доля аннуитетного страхования в общем объеме собранных премий составляла 8,9% (или 1,1 млрд тенге в абсолютных цифрах), то на конец 2013 года она выросла до 18,5%, или до 35 млрд тенге.

Главный игрок — государство

В 2005 году участники рынка планировали, что с введением новых видов обязательного страхования, прежде всего обязательного страхования ответственности работодателя перед работником, доля добровольного страхования в портфеле страховых компаний будет сокращаться. На тот момент из общего числа действующих договоров страхования 42% приходилось на договора обязательного вида.

«Можно предположить, что рост рынка добровольного страхования, несомненно, будет наблюдаться, но изменится структура страхового портфеля в сторону увеличения обязательных видов,— уверяли эксперты. Что же до лидирующих позиций, то их в ближайшие годы должны были занять имущественное страхование и страхование гражданско-правовой ответственности. Первое — за счет высоких темпов жилищного строительства в республике. Второе — благодаря минимизации финансовых последствий неквалифицированных решений менеджмента компаний. В обсуждаемом проекте РФЦА, по словам страховых экспертов, обязательно должна быть учтена мировая практика страхования ответственности директоров эмитентов. «Без наличия данных страховых полисов считаем нецелесообразным допуск к биржевым торгам»,— жестко заявляли страховщики.

История показала частичную правоту прогнозов. По лидерству видов страхования все поменялось с точностью до наоборот. Первое место перешло к добровольному имущественному страхованию и, что забавно, с долей в 42,1%. А вот со страхованием ответственности директоров не повезло. 32 дефолта по корпоративным облигациям в 2008–2009 годах — грустное напоминание о продукте, который мог стать защитным инструментом для фондового рынка.

Даешь жизненную розницу

В 2006 году всем вдруг стало ясно, что корпоративный рынок страхования практически исчерпан. Даже новые продукты вряд ли существенно повлияют на ситуацию.

Мы предположили, что дальнейшее развитие и процветание страховых компаний лежит в двух направлениях. Во-первых, им предстоит осваивать незанятое пространство. Во-вторых, готовиться к конкуренции на внутреннем рынке. Именно поэтому на полупустые ниши внутреннего рынка и будет направлено внимание страховых компаний уже в ближайшей перспективе, склонны прогнозировать эксперты. И, конечно, особая ставка будет сделана на страхование жизни. «Если промышленный сектор уже охвачен страховыми компаниями, то с людьми они еще не работают»,— прокомментировали наши предположения в компаниях.

В развитии розницы важная ставка делалась на страхование жизни — понятный продукт, пользовавшийся заслуженной популярностью еще с советских времен. «Страхование жизни имеет очень хорошую динамику. Повторится ситуация, которая была в банковском секторе. Сначала банки активно работали только с корпоративными клиентами, на розницу не обращали внимания. Когда корпоративный рынок был исчерпан, банки начали работать с населением, и розница стала предметом основной конкуренции»,— говорил в интервью «ЭК» один из топ-менеджеров страховой компании. По его мнению, предпосылки для развития долгосрочного личного страхования в Казахстане созданы (пенсионные аннуитеты, растущее благосостояние населения), надо только совершенствовать условия по имеющимся продуктам страхования и разрабатывать новые, привлекательные для клиентов.

Страхование жизни стало-таки заметным сектором на страховом рынке. С 1 января 2005 года, когда его доля составляла 1,7% в общей массе страховых премий, или 662 млн тенге в абсолютном выражении, «жизнь» значительно улучшилась. Сегодня премии non-life занимают уже 11,8% рынка, составив 27,6 млрд тенге.

Автогражданка пересела на новые тарифы

В 2007 году в обязательном страховании ответственности автовладельца (ГПО ВТС) возник кризис. Компании перестали страховать автовладельцев, мотивируя решение чрезвычайно высокой убыточностью, перекрывающей их рентабельность.

Кризис назревал давно, с 2004 года, но, как часто случается на финансовом рынке, к симптозумам болезни мало кто прислушивался. Один из лидеров на рынке автострахования в Алматы, компания ЦАСО, специализирующаяся на этом виде, вообще отказалась от лицензии на оказание услуг по «автогражданке». О намерении сдать лицензии по «автогражданке», если не будут подняты тарифы страхования, заявили и другие страховые компании.

Допустить уход с рынка обязательного автострахования практически всех участников государство не могло. За стол переговоров со страховщиками сели парламентарии. Страховой рынок обещал, что, получив более высокий тариф, станет улучшать работу с клиентом.

«В условиях конкурентной борьбы за долю рынка и лояльность клиентов компании, работающие по максимальному тарифу, будут предлагать клиентам дополнительный сервис, что, с одной стороны, положительно отразится на имидже компании, а с другой — позволит улучшить ее финансовые показатели. Хотя, конечно, значительная часть автовладельцев будет заключать договоры страхования с компанией, предлагающей минимальный тариф, не претендуя на дополнительные услуги и первоклассный сервис. Заниженный базовый тариф имеет двойную опасность: демпинг на конкурентном рынке с целью собрать больше премий и потеря доверия со стороны населения, в случае если такая компания потом обанкротится, что вполне вероятно»,— рассказывал «ЭК» один из участников рынка.

В итоге тарифы по автогражданке были подняты. Тем не менее говорить о резком улучшении сервиса не приходится — ни тогда, ни сейчас. Почти все компании бросились заново делить этот рынок за счет выплаты огромных комиссий страховым агентам, которые взамен предлагали клиентам «нужные» полисы. Вопрос качества выполнения компаниями своих обязательств вновь на повестке дня. Но теперь уже под флагом введения «европротокола» — возможности оформлять простые ДТП без полицейских.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности