Заходите кто хотите

Особенность национального ретейла: спрос превышает предложение — это касается и спроса на торговые площади, и покупательского спроса

Заходите кто хотите

Выход первых номеров журнала «Эксперт Казахстан» совпал с активизацией торговли в РК: росло количество розничных сетей и товарооборота, начали появляться современные форматы торговли. Читая архивные номера журнала, понимаешь: «Иных уж нет, а те далече».

Регулярно появлявшаяся на страницах нашего журнала информация о выходе на казахстанский рынок все новых зарубежных игроков, нередко из соседней России, вызывало опасения у местных игроков. Время показало, что удержаться на казахстанском рынке смогли далеко не все, кто на него вышел, а слухи о приходе ряда иностранных игроков — например, IKEA — так и остались лишь слухами.

Не вытянули сети

Крупнейшая российская розничная сеть «Пятерочка» объявила об экспансии на казахстанский рынок в самом начале 2004 года (планы по развитию бизнеса были озвучены грандиозные, вплоть до повсеместного открытия в стране сети гипермаркетов) — так что за судьбой этого проекта «ЭК» следил с самого его начала, прогнозируя, что за «Пятерочкой» придут и другие — динамично развивающийся рынок ретейла РК выглядел привлекательно, особенно в долгосрочном плане. На тот момент редакция нашего журнала была уверена: «Приход «Пятерочки», с точки зрения маркетинга, верный ход: кто придет первым, тот будет иметь лучшие позиции на рынке». Увы, время показало, что судьба «Пятерочки» оказалась не столь радужной — через три года ТОО «Дала-Инвест», купившее франшизу «Пятерочки», приняло решение о ребрендинге в «Сеть супермаркетов 7’Я». «Ребрендинг, инициированнный АО «Сеть супермаркетов 7’Я», судя по всему, носит характер косметического ремонта неудавшейся розничной сети одновременно с попыткой поиска наиболее оптимальной ниши на казахстанском рынке ретейла», писал в 2007 году «Эксперт Казахстан», не слишком оптимистично оценивая перспективы нового бренда, и оказался прав в своих прогнозах: вскоре «7’Я» исчезла с рынка.

В том же 2007‑м внимание «ЭК» привлек еще один российский игрок — опять же озвучивший амбициозные планы по покорению казахстанского рынка. Калининградская группа компаний «Вестер», уже имевшая на тот момент статус федерального российского ретейлера, заявила, что за счет открытия до 2014 года 20 гипермаркетов в РК хочет войти в тройку крупнейших ретейлеров Казахстана. Проникновение свое «Вестер» начал с регионов: первый магазин был открыт в Караганде. Россияне привлекли к себе внимание нашего журнала в том числе и потому, что стали примером того, как иностранные игроки заходят на рынок РК напрямую, а не через создание совместного предприятия или предоставление франшизы. Выход «Вестера» на рынок республики пришелся на кризисные годы, и возможно, что, кроме прочего, этот фактор стал причиной того, что продержалась российская сеть на рынке очень недолго, покинув его буквально через 3–4 года и оставив после себя весьма приличные долги.

Фото: Азиз Мамиров

Шагом марш в торговый центр!

Если в начале 2000‑х стоял вопрос о количестве торговых площадей и наблюдался определенный их дефицит, то к середине его первого десятилетия речь зашла уже о качестве. В 2005 году «Эксперт Казахстан» пишет о том, что отечественные девелоперы стали активно вкладывать инвестиции в торгово-развлекательные комплексы. Причем не просто в ТРЦ, а ТРЦ с выстроенной концепцией (почти все существовавшие на тот момент комплексы имели довольно существенные недостатки: либо расположение подкачало, либо парковка или подъезд, либо внутренняя организация торговых площадей). В качестве примера торгово-развлекательного центра нового формата приводится только строившийся на тот момент «Mega Alma-Ata». Это только сейчас кажется, что «Мега» в Алматы была всегда. Тема ТРЦ новых форматов привлекает «Эксперт Казахстан» и в последующие годы: редакция прогнозирует, что эти комплексы очень серьезно потеснят старые торговые центры, что в итоге и произошло — сейчас, например, в центре Алматы действительно можно увидеть практически пустым некогда популярный торговый центр «Коктем».

Если вернуться к одному из первых текстов «ЭК», посвященных ТРЦ нового формата, то в нем отмечалось, что большинство девелоперов в роли арендаторов хотели бы видеть международные и российские компании. Однако в 2005 году международные бренды в Казахстан не спешили: «Многие российские гиганты ретейла считают наш рынок привлекательным, но рисковым даже с точки зрения франчайзинговых отношений. Низкая плотность населения, низкий процент урбанизации, всего один город-миллионник на всю страну плюс три города с населением выше 500 тыс. человек и высоким уровнем доходов». Дефицит ретейлеров (да и современных торговых центров) ощущается в республике еще несколько лет. Например, в начале 2009 года эксперты компании DTZ в своем обзоре рынка торговой недвижимости Алматы и Астаны делают следующие выводы: «Большая часть денежного оборота на рынке розничной торговли по-прежнему генерируется на крытых рынках и в шопинг-центрах первого поколения». Ретейлеров от экспансии в Казахстан останавливают то высокие издержки и низкий уровень деловой культуры, то финансовый кризис.

Фото: Азиз Мамиров

Место под солнцем

Когда читаешь архивные статьи «Эксперта Казахстан», посвященные ретейлу, практически в каждой из них обнаруживаешь мысль: «этот рынок еще пуст», «на этом рынке еще есть место». И вполне закономерную надежду на то, что появление новых игроков усилит конкуренцию и улучшит положение покупателя — в 2007 году редакция «ЭК» отмечает, что «казахстанский рынок ретейла отличает одна интересная тенденция: опережающий рост спроса относительно предложения». В преддверии 2008 года редакция «ЭК» выясняет, почему в Казахстане нет праздничных распродаж, и делает вывод, что в республике низкий уровень конкуренции в области ретейла, это не дает полноценно развиваться торговле со скидками. Один из экспертов, дававших комментарий к этой статье, говорит, что «в Казахстане появятся массовые скидки и распродажи в предновогодние дни, когда розничные сети будут контролировать 50% рынка, именно тогда начнется реальная борьба за потребителя».

При имевшихся на тот момент данных, что в среднем розничные сети забирают 5% рынка в год у несетевой торговли, было подсчитано: появления конкурентного рынка розницы в РК можно ждать примерно через 5–7 лет. На самом деле все случилось гораздо раньше — реальную борьбу за потребителя подстегнул финансовый кризис: платежеспособный спрос упал, сбалансировавшись с предложением. «Распродажа» как маркетинговый ход была взята на вооружение всеми — от продавцов бытовой техники до торговцев на рынке. Именно благодаря финансовому кризису казахстанцы познакомились с устоявшейся в мире практикой сезонных распродаж. Ощутив отток клиентов в неорганизованную розницу из-за снижения покупательской способности, игроки одежного ретейла были вынуждены увеличить размер скидок и продолжительность акций. При этом, несмотря на кризис, на казахстанский рынок продолжали приходить новые международные компании. И они продолжают свою экспансию до сих пор, занимая все новые ниши рынка либо тесня конкурентов в уже занятых. Торговля в своем цивилизованном виде вышла за пределы северной и южной столиц, ТРЦ современного формата, как и игроки сетевой розницы, активно осваивают регионы. Конкуренция в ретейле обостряется. Но «Эксперт Казахстан» дает тот же прогноз: на этом рынке еще есть место.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности