Недодиверсифицировали

С 2003 года сменилось множество госпрограмм развития несырьевых секторов экономики. Постоянность сохраняла лишь динамика доли обрабатывающего сектора в общей структуре промышленности: за 10 лет показатель снизился с 43 до 32%

Недодиверсифицировали

«Сырьевая направленность казахстанской экономики делает ее зависимой от внешних факторов. Вместе с тем в стране есть условия для инновационного развития экономики»,— писал «Эксперт Казахстан» десять лет назад. Однако реструктурировать экономику оказалось гораздо труднее, чем это представлялось в 2003 году.

Необходимость строгого государственного вмешательства в индустриально-инновационное развитие страны, снижения сырьевой направленности и зависимости от мировых цен назрела уже в начале 2000‑х. Передача добывающих предприятий в управление частных иностранных и отечественных компаний принесла свои первые плоды в виде стабильного прироста к ВВП, все это создало условия для вливания денег в высокотехнологичный сектор. Еще в 1999 году правительством была одобрена Концепция развития инновационной деятельности в Казахстане, в том же году был создан Республиканский инновационный фонд при Министерстве образования и науки. Уже в 2001 году утверждена Программа инновационного развития Республики Казахстан на 2001–2015 годы и принят закон «О науке». В 2002 году принят закон «Об инновационной деятельности». В 2003 году указом президента утверждена «Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 годы». Говорилось, что это будет руководство к действию, рассчитанное на ближайшие 12 лет, которое должно изменить направленность экономики. Сразу после этого создаются институты развития — Национальный инновационный фонд, Инвестиционный фонд, Корпорация по страхованию экспорта, Центр маркетинговых и аналитических исследований, Центр инжиниринга и трансферта технологий. В эту же группу отнесли ранее созданный Банк развития Казахстана. Для капитализации институтов развития были выделены определенные финансовые ресурсы.

«Очевидно, что в условиях глобализации единственный путь для построения диверсифицированной и устойчивой экономики в Казахстане — это развитие наукоемких производств, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках. Макроэкономические условия для инновационного развития страны уже имеются. Осталось только правильно ими воспользоваться. В противном случае перекос в сторону экспорта природных ресурсов с каждым годом будет увеличиваться и, как отмечается в Стратегии, к 2015 году в структуре обрабатывающей промышленности объем наукоемких и высокотехнологичных производств будет составлять 0%»,— писал «Эксперт Казахстан» в 2003 году.

Учитывая, что доля новой научной продукции в ВВП нынче не превышает 1,1%, можно сказать, что прогнозы нашего журнала в этом отношении сбылись.

От стратегии к форсированной программе

«Эксперт Казахстан» внимательно следил за СИИР и пришедшей вслед за ней в 2010 году Государственной программой по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 годы (ФИИР).

Успешность проводимых экономических реформ постоянно активно заявлялась представителями власти. В 2004 году глава страны Нурсултан Назарбаев говорил о том, что Казахстан в результате реализации индустриально-инновационной стратегии намерен увеличить к 2015 году объем внутреннего валового продукта в 3,5 раза по сравнению с 2000 годом. Отмечалось, что к 2013 году страна планирует производить ВВП на душу населения, как подчеркнул президент, в размере 8 тысяч долларов, или на уровне таких стран, как Южная Корея и Саудовская Аравия. В действительности по итогам 2012 года ВВП на душу по паритету покупательной способности равнялся уже 13,9 тысячи (правда, у Республики Корея он уже к этому моменту вырос до 30,9 тыс., а у Саудовской Аравии до 24,6 по версии МВФ), однако структура экономики все так же менялась в сторону усиления сырьевого своего характера.

«Среднегодовой прирост физического объема ВВП в среднем до 2015 года должен составлять 8,5–9%. Эти темпы достаточно реальны, во всяком случае, в среднесрочной перспективе — учитывая, что мы будем генерировать доходы от нефтяного сектора в инфраструктуру для углубления диверсификации экономики»,— заявлял «Эксперту Казахстан» занимавший в 2004 году пост министра финансов Арман Дунаев.

По его словам, реализация стратегии индустриально-инновационного развития позволит к 2015 году увеличить удельный вес производства товаров в структуре ВВП с 46,5% в 2000 году до 50–52%. Увеличится удельный вес услуг научной и научно-инновационной деятельности с 0,9 до 1,5–1,7%, доля высокотехнологичной продукции составит 9–11% против 0,6% в 2000 году. Правительство ожидало, что качественные изменения также произойдут в структуре добавленной стоимости обрабатывающей промышленности. Доля металлургии и обработки металлов по прогнозам упадет с 40,1 до 27–28%, доля переработки сельхозпродуктов возрастет с 38,1 до 45–46%.

«Капитал уходит за границу, поскольку основными владельцами крупных нефтяных компаний являются иностранные корпорации. Им развитие обрабатывающей промышленности Казахстана не сулит ничего, и оно им не нужно. Стимулов нет, они не будут вкладываться туда, где доходность сейчас ниже, чем в нефтяном секторе»,— пророчествовал доктор экономических наук, председатель попечительского совета Ассоциации экономистов Казахстана Арыстан Есентугелов.

Впрочем, нельзя сказать, что этого не понимали в правительстве. «Мне кажется, что часть членов правительства находится в некоторой эйфории от роста ВВП. За последние 4 года он составил 49% (по официальным данным Агентства РК по статистике, за 1999–2003 год рост ВВП составил 45%. — ЭК). Многие ошибочно думают, что это связано с объективным развитием экономики в целом, хотя мы отчетливо понимаем, что это далеко не так. Очевидны пробелы деятельности правительства. Все основные элементы инновационной системы у нас являются наиболее отсталыми: и научный потенциал, и структура — технопарки, центры. Финансовая инфраструктура более чем неразвита, практически отсутствуют инновационные предприятия. Мы находимся в стадии, в которой нужно принимать какие-то очень серьезные решения»,— заявлял Даниял Ахметов, занимавший пост премьер-министра с 2003 по 2007 год.

В 2005 году Национальный банк провел мониторинг промышленных предприятий. Опрос более 1200 предприятий в разных отраслях показал, что структурные изменения в экономике с 2003 года происходили явно не в пользу обрабатывающей промышленности. Ее доля в совокупном объеме производства продолжала снижаться (в 2004 году с 31% до 25%), тогда как доля добывающей промышленности выросла — с 42% до 44% в том же 2004 году.

Причины оставались теми же, что и в начале нулевых, а именно рост издержек при неинтересном инвесторам уровне рентабельности, в результате чего этот сектор экономики становился все менее привлекательным для вложения капиталов с точки зрения получения прибыли.

В 2005 году темпы роста промышленного производства, в том числе обрабатывающей промышленности, в Казахстане снизились почти в два раза. В 2006 году «Эксперт» поднял тему реформирования налоговой системы Казахстана, которая не стимулировала предприятия обрабатывающего сектора промышленности, поддерживая в то же время строительную и сырьевую отрасли экономики. Более того: налоговый пресс на эти отрасли был выше, чем на сырьевые. Это стало одной из причин, по которой доля ведущих отраслей обрабатывающего сектора в промышленности (текстильная и швейная, обувная и кожевенная, пищевая отрасли, машиностроение и металлообработка) к 2006 году снизилась в три раза: с 48 до 14%. В том же году вышло новое послание президента, которое инициировало постепенное снижение налогового бремени и введение в 2007 году плоской шкалы индивидуального подоходного налога на уровне 10% и снижение социального налога. Эти действия должны были привести к увеличению объемов производства зарплатоемких производств с высокой добавленной стоимостью. Этот период был назван «переходной экономикой». Только сформированное в 2007 году правительство Карима Масимова констатировало, что кластеры, о которых так много трубили до того, так и не заработали, несмотря на огромные средства, потраченные на международный консалтинг. Институты развития также не трансформировали свою активность в практическое русло. Реально функционировал лишь государственный холдинг «Самрук», объединивший под своим крылом республиканские государственные предприятия и национальные компании. Именно г-н Масимов нашел в себе мужество признать просчеты в реализации СИИР. Президент в свою очередь поставил перед новым правительством задачу по внедрению новых методов и механизмов государственного планирования.

К этому времени доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП, по оценке МЭБП, составила 10,7%, тогда как в 2003 году она достигала 14,2%. Ее доля в общем объеме промышленного производства снизилась за этот же период с 48,9 до 37%.

Тогда «Эксперт Казахстан» писал, что «программа нового правительства, несмотря на неплохо прописанные в ней ориентиры, может остаться на бумаге, если в управлении экономикой не будет соблюден баланс между государственным регулированием и развитием свободного предпринимательства».

Тогда Казахстан решил присоединиться к числу стран, которые для развития своей экономики применяют создание особых или специальных экономических зон, в которых действуют особые условия и законы для предпринимательской деятельности.

2008 год начался с небывалого роста цены нефти, которая перешагнула уровень в 100 долларов за баррель. И в правительстве снова заговорили о диверсификации экономики. «Сегодня наступил благоприятный момент для ухода от сырьевой зависимости и диверсификации экономики». Эту фразу можно считать девизом всех правительств Казахстана в эпоху роста цен на нефть, писал наш журнал в это время. Действительно: комментируя ситуацию «Эксперту Казахстан», Меруерт Махмутова, директор Центра анализа общественных проблем, отмечала, что возможность перераспределения средств из добывающих отраслей в обрабатывающие существует, однако нужно использовать иные пути для этого. «Те способы диверсификации, которые использовались до сих пор — направление денег через «Казыну» на прорывные проекты — не дают, к сожалению, никакой диверсификации,— говорит она. — На мой взгляд, правительство уже упустило очень благоприятные условия для прорыва, когда можно было значительно улучшить положение в социальной сфере, поднять перерабатывающий сектор. Такого объема денег в экономике, как в предшествующие годы, уже не будет, это нужно четко понимать. Боюсь, как бы не “проесть” бездарно те накопления Нацфонда, которые удалось аккумулировать».

Кризис не помог, после 2008‑го Казахстан так и остался по большей части нефтяным и металлургическим. Дальнейшее сокращение в обрабатывающей промышленности предсказал «Эксперту» в 2009 году экономист Ораз Жандосов.

В 2010 году, подводя итоги десятилетия, наш журнал опять констатировал: «В ближайшие 10 лет для экономики Казахстана будут актуальны все те же задачи по диверсификации отраслей и повышению их эффективности, что и в конце 1990‑х — начале 2000‑х годов». Тогда была принята программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 годы (ФИИР), агрегировавшая в себе массу предшествующих документов. Несмотря на медленный рост в абсолютных цифрах, доля обрабатывающего сектора в структуре промышленного производства продолжала снижаться.

В начале 2013 года «Эксперту Казахстан» дал интервью новый премьер-министр Серик Ахметов. Вот что он говорил: «В среднесрочном периоде правительство сосредоточится прежде всего на двух основных задачах: обеспечении устойчивого диверсифицированного роста и создании новых рабочих мест». Глава кабмина отмечал, что и после 2014 года ФИИР будет продолжена. Впрочем, пока в недрах есть нефть, можно сколько угодно писать и направлять средства на исполнение новых и новых программ, но проклятие нефти будет довлеть над нами. Очевидно, все те усилия, которые были потрачены на диверсификацию, не принесли ощутимых плодов, хотя мы видели отдельные успешные кейсы. И чтобы все-таки добиться заветной диверсификации, нужно быть еще настойчивее. Нужно искать другие, более смелые подходы. Например, с помощью налогового стимулирования, которого мы всегда так старательно избегали. Пробивать для себя рынки сбыта отечественной обработанной продукции. И так далее, и так далее, и так далее. Голландская болезнь всегда принимает хронический характер, поэтому на излечение от нее можно потратить и не одно десятилетие.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности