Евразийский реализм

Николай Кузьмин
Николай Кузьмин

На недавней встрече с зарубежными дипломатами Нурсултан Назарбаев счел нужным не только рассказать о достижениях Казахстана за двадцать лет независимого развития, но и дать оценку работе некоторых международных организаций. Большинство комментариев к его выступлению, появившихся как в дружественных, так и не очень дружественных СМИ, были посвящены нескольким критическим замечаниям в адрес ОБСЕ в целом и ее наблюдателей в частности. Широко цитировалось заявление казахстанского президента о том, что корабль под названием «ОБСЕ» по-прежнему идет с креном в сторону гуманитарного измерения.

Ничего нового в этих словах президента не было, эта позиция в последние годы регулярно озвучивается Казахстаном с самых разных трибун. Новой была, пожалуй, та прямолинейность, с которой Нурсултан Назарбаев высказал свое отношение к работе наблюдателей от ОБСЕ (профессионально этим занимается Бюро по демократическим институтам и правам человека — БДИПЧ). «Вновь наблюдаются непродуктивные попытки использовать такой инструмент, как миссии наблюдателей на национальных выборах, для давления одной группы стран на другую. Если дело так пойдет и дальше, мы должны будем отказаться от таких миссий в будущем на всех выборах», — сказал он.

Слова президента были восприняты именно как отказ от сотрудничества если не с ОБСЕ в целом, то с его отдельными институтами. На самом же деле Нурсултан Назарбаев говорил о том, что процесс развития Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) достиг такого уровня, что можно ставить вопрос о превращении его в полноценную международную организацию — ОВМДА. Таким образом, президентский проект по созданию азиатского аналога Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) выйдет на ту же самую ступень, на какую СБСЕ вышло в конце 1994 года в Будапеште. Перед Казахстаном встанет вопрос — какую из двух юридически равноправных структур, европейскую или азиатскую, он должен выбрать для международного сотрудничества по вопросам безопасности и развития демократии. На саммите ОБСЕ в Астане Казахстан предложил решение этого вопроса в формате не «ОБСЕ или СВМДА», а «ОБСЕ и СВМДА». Сам Казахстан называет этот формат евразийским. «Евразийская безопасность — это не метафора, это строгий геополитический факт», — сказал Нурсултан Назарбаев на саммите в Астане. В памятную декларацию по итогам саммита вошли слова о евро-атлантической и евразийской безопасности, но дальше этого дело не пошло.

В начале 90-х слово «евразийский» применительно к казахстанской политике выглядело эвфемизмом для определения «не вполне европейский». А термин «транзитные государства» предполагал транзит к демократической модели правления. До недавнего времени неизбежность перехода от авторитарного стиля управления к демократическому обосновывалась низкой эффективностью и неконкурентоспособностью авторитаризма. Развитие современных средств коммуникаций, быстрое движение капиталов, свободная миграция рассматривались как неоспоримые преимущества, которые несет с собой глобализация, но воспользоваться которыми во всей их полноте могут лишь демократии. Сегодня та модель, которую Запад предлагает новым независимым государствам, уже не кажется привлекательной, тем более что либерализация и интеграция в мировые рынки в итоге обернулись для Казахстана, как и для большинства стран,

Статьи по теме:
Тема недели

Опасные цифровые связи

В области кибербезопасности уровень подготовки государства, бизнеса и общества не соответствует уровню угроз. Ситуацию должен изменить «Киберщит»

Казахстан

Лизинг на первой скорости

Лизинговый механизм, идеально подходящий для обновления основных средств, в РК работает слабо. Двигателем рынка остается господдержка

Спецвыпуск

Плацдарм для экспансии

Польское правительство планирует использовать географическое положение Казахстана и его роль транзитного узла региона, чтобы выйти на рынки Центральной Азии и Китая

Политика и экономика

Земля инновационная

Израильским опытом построения экономики знаний поделились на АЭФ-2017