Год суперинтеграции

В 2014-м Астана попробует жить в Евразийском союзе и ВТО одновременно

Год суперинтеграции

Наступивший год для Казахстана обещает  стать одним из самых запоминающихся. Чего стоят уже с 1 января вступившие в силу ряд законов и подзаконных актов, принятых в 2013 году. К примеру, новый год владельцам, чьи автомобили имеют объем двигателя свыше 3 тыс. кубических сантиметров, явно придется не по душе по той причине, что принятые поправки в налоговый кодекс предусматривают повышение налога на такой автотранспорт почти в четыре раза.

За два предстоящих года ставка акциза на табачные изделия будет повышена с 1550 тенге до 5 тысяч тенге, а на крепкую алкогольную продукцию - с 500 тенге до 1600 тенге. Также предусматривается повышение вдвое ставок налога на недвижимость стоимостью 150 млн тенге и выше и на земельные участки, если они не использовались до определенного времени.

Expertonline.kz представляет несколько наиболее значимых для Астаны предстоящих событий 2014 года. 

Февраль. Зимняя Олимпиада в Сочи

На соревнования поедут 33 казахстанских спортсмена, представляющих семь видов спорта. Заместитель председателя Агентства РК по спорту и физической культуре Ельсияр Канагатов ожидает, что делегации удастся привезти оттуда две золотые медали.

Вероятнее всего, в своем прогнозе г-н Канагатов опирается на достижения, достигнутые командой на мировом первенстве 2013 года по зимним видам спорта. По итогам тех соревнований Казахстан расположился на высокой для себя 17-й позиции, опередив таких именитых конкурентов, как Чехия, Финляндия, Италия. Среди стран постсоветского пространства сборная нашей страны в общем зачёте уступила только России и Украине.

Май. Договор ЕАЭС

В декабре прошлого года в Кремле прошло заседание, посвященное подготовке к созданию в 2015 году Евразийского экономического союза. В нем приняли участие президенты стран, входящих в Таможенный союз, и стран-кандидатов на вступление в него: Армении, Украины и Кыргызстана. На заседании обсуждался договор о Евразийском экономическом союзе, и на встрече выявились серьезные противоречия в подходах Минска и Астаны к вопросам дальнейшего интеграционного развития, декларируемым в документе.

Дело в том, что российская сторона – сторонница быстрой и более глубокой интеграции, с чем не совсем согласны другие участники союза, не желающие оказаться, в конечном счете, на вторых ролях. Президент РФ Владимир Путин отмечает, что готов учитывать требования своих коллег, но корректировать главный документ надо уже после подписания, когда станут видны первые результаты деятельности организации.

В частности, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев настаивал на том, что охрана госграниц, миграционная политика, системы обороны и безопасности, а также вопросы здравоохранения, образования, науки, культуры, правовой помощи по гражданским, уголовным, административным делам «не относятся к экономической интеграции и не могут быть перенесены в формат экономического союза».

«Давайте создадим экономический союз, все придет в свое время. Мы строим экономический союз, поэтому задача комиссии — не включать в договор положения, выходящие за пределы экономической интеграции»,— сказал президент Казахстана.

Глава Белоруссии Александр Лукашенко высказался о том, что новому союзу важно придать статус «международной организации, которая будет наделена необходимой правосубъективностью». Чтобы решить этот вопрос, г-н Лукашенко предложил «определить юридическую силу и иерархию актов союза» и устранить ситуацию, при которой главы государств-членов союза будут иметь возможность отменять решения наднациональных структур будущего союза. «Чем конкретнее мы пропишем, кто и чем должен заниматься, тем меньше у нас потом будет споров, что кто-то лезет не в свои вопросы», - объяснил белорусский президент.

По существу, г-н Назарбаев поддержал заявление Александра Лукашенко в части ограничений полномочий союза, но, в отличие от своего коллеги из Белоруссии, лидер нашей страны и против того, чтобы наделять высший орган совета полномочиями, обязательными для всех государств.

Если все стороны придут к единому мнению, то договор о создании Евразийского экономического союза между Белоруссией, Россией и Казахстаном будет подписан уже к маю 2014 года.

Вступление в ТС Кыргызстана и Армении

В предыдущей статье (см. “Евразинтеграция барахолки”) мы говорили о том, что Кыргызстан выдвинул определенные требования к членам Таможенного союза, но вполне очевидно, что выполнять требования правительства КР придется Москве - по той причине, что Астана и Минск не станут покрывать расходы Бишкека. В наступившем году правительство Кыргызстана должно окончательно для себя решить: вступает республика в ТС или выберет для себя проект Китая - «Великий шелковый путь».

2014 год станет решающим также и для Армении. На том же заседании в Москве была утверждена «Дорожная карта» по вступлению Армении в ТС, однако Нурсултан Назарбаев в ходе встречи заявил о том, что  необходимо прояснить вопрос о границах ТС ввиду проблемы Нагорного Карабаха (местность в Закавказье, где возник этнополитический конфликт между азербайджанцами и армянами).

Астана еще раз подтвердила, что не даст добро на вступление Армении в Таможенный союз, если армянские таможенные посты будут располагаться в Нагорном Карабахе.

Выхода из ситуации два: либо Ереван соглашается с требованием об установлении таможенной границы лишь на общепризнанной территории Армении, либо вынужден будет отказаться от участия в ТС.

Не позднее декабря. Вступление РК в ВТО

Заявка на вступление во Всемирную торговую организацию была подана Казахстаном еще в 1996 году, и сразу же стране был присвоен статус наблюдателя организации.

Начиная с той поры споры о правильности принятого правительством решения не утихают до сих пор. Экспертное сообщество выделяет как положительные, так и негативные его последствия.

Положительные последствия:

  • расширение международного обмена товарами, услугами и продуктами интеллектуального труда;
  • доступ к мировым товарным рынкам;
  • приведение законодательной базы страны в соответствие с международными нормативными актами;
  • содействие в привлечении иностранных инвестиций, новых технологий в обрабатывающую промышленность;
  • стимулирование экономического роста на основе расширения торговли в долгосрочном плане.

Негативные последствия:

  • необходимость отмены субсидий и дотаций в сельском хозяйстве;
  • максимальное открытие внутренних рынков товаров, услуг и финансов для иностранных конкурентов;
  • превалирование в ходе многосторонних переговоров мнений и позиций более крупных торговых партнеров;
  • ограничение свободы в выборе средств регулирования внешней торговли только теми, которые не противоречат ВТО, а именно – тарифными методами;
  • невозможность повышать тарифы, уровень которых должен быть согласован при членстве в ВТО.

В конце прошлого года министр по делам экономической интеграции РК Жанар Айтжанова заявила, что между правительством Казахстана и ВТО остались нерешенными лишь соглашения по вопросу субсидий в сельскохозяйственной отрасли. Министр ожидает, что урегулирование оставшихся спорных вопросов удастся завершить в первой половине этого года, после чего присоединение к организации станет делом техники.

Запуск космического спутника KAZSAT-3 и спутника ДЗЗ.

Национальное космическое агентство Казахстана планирует в первом квартале 2014 года осуществить запуск спутника KazSat-3, предназначенного для телевизионных трансляций, фиксированной связи, Интернета и передачи данных.

Первый казахстанский спутник KazSat-1, изготовленный в российском центре имени М.В. Хруничева, был запущен в июне 2006 года, но в 2008 году неоднократно происходили сбои в его работе, и по этой причине спутник не был признан готовым к эксплуатации. В июле 2011 года был запущен KazSat-2, и услугами этого спутника в течение двух лет пользуются 11 операторов.

Кроме того, в 2014 году Казахстан планирует запустить оснащенный различными видами съемочной аппаратуры первый спутник казахстанской системы дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) для наблюдения за поверхностью Земли авиационными и космическими средствами. Космический спутник ДЗЗ будет запущен ракетой-носителем Ariane с космодрома Куру во Французской Гвиане.

Сентябрь. Открытие двух новых станций алматинского метрополитена – «Москва» и «Сайран».

В Алматы к декабрю 2013 года планировалось вести в эксплуатацию станции “Москва” и “Сайран”, но их открытие перенесли на сентябрь 2014 года. Эти ветки метро позволят соединить центр города со спальными районами; в свою очередь, они будут способствовать уменьшению транспортного потока и, как следствие, улучшению экологии Алматы.

Станция  «Сайран» расположена под проспектом  Абая между улицами Брусиловского и Тлендиева, станция  «Москва» – под проспектом Абая между улицей Отеген батыра и проспектом Алтынсарина.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики