Как в зеркале

У еврозоны и развивающихся экономик схожие неприятности

Как в зеркале

У многих стран существуют проблемы с аутсорсингом в монетарной политике. Наиболее яркий пример, первым делом приходящий на ум, – конечно же, еврозона. Интересно, что нынешние трудности развивающихся экономик, на удивление, похожи на трудности зоны евро.

Разница, конечно, существует, но она носит чисто номинальный характер. Если 17 членов еврозоны передали все монетарные рычаги Европейскому Центробанку (ЕЦБ), то развивающиеся экономики передали их, хотя и в меньшем объеме, Федеральной резервной системе США (ФРС), главному банку Америки.

В этом году, наверное, многие в развивающихся странах уже не раз пожалели об американском аутсорсинге, потому что он сделал их очень зависимыми от политики Федерального резерва.

На это они, в общем, были согласны, но развивающиеся, конечно, не могли предвидеть неприятностей в результате конца программы количественного смягчения, которую чаще называют программой помощи американской экономике: ФРС в течение всего уходящего года ежемесячно покупала ценных бумаг правительства США на 85 млрд долларов.

Проблемы у развивающихся экономик начались еще в мае, когда появились первые слухи о сворачивании смягчения. Они тут же спровоцировали отток капиталов с развивающихся рынков.

Долларовый ливень

В последние несколько лет развивающиеся экономики в буквальном смысле слова купались в деньгах и следствием этого стал экономический бум. Огромные массы ликвидности из центральных банков развитых стран и, не в последнюю очередь, Федерального резерва потекли с началом кризиса в разных направлениях. Денежные потоки, как магнитом, влекло туда, где выше процентные ставки - туда, где можно заработать больше, чем в охваченных кризисом развитых странах.

В этом и состоит тактика и стратегия деятельности центробанков. Они покупают гособлигации своих правительств, чтобы снизить процентные ставки и таким образом подстегнуть расходы на внутреннем рынке и инвестиции в экономику. Однако при этом очень много денег уходит за границу.

Практически все развивающиеся рынки купались после начала кризиса в деньгах. Низкие ставки подстегнули внутреннее потребление и инвестиции.

Последние несколько лет развивающиеся рынки, словно под копирку, повторяли то, что произошло в Испании, Греции, Португалии и Ирландии, а также в других странах - членах еврозоны. В начале 2000-х годов деньги бурными потоками устремились на окраины Европы. В периферийных странах начались огромные инвестиционные бумы, особенно ярко заметные в строительном секторе.

Пока все шло хорошо, все процветали и, естественно, были очень довольны. Однако как только фискальные условия начали ужесточаться, экономики, развивавшиеся благодаря притокам капиталов, тут же рухнули.

Засуха

По схожему, хотя, конечно, не идентичному сценарию происходили события в развивающихся экономиках в этом году. Слухи о сворачивании программы помощи американской экономике спровоцировали в них панику. Бурные потоки капиталов быстро сменились жалкими ручейками и постепенно окончательно пересохли.

Строительный сектор и другие отрасли промышленности, являвшиеся главными источниками быстрого экономического роста, остановились. Степень зависимости развивающихся экономик от потоков капиталов хорошо видна у них в огромных дефицитах счетов текущих операций, которые начали расти в кризисные годы. До кризиса в основном это были бездефицитные страны.

В обычных условиях такой бум заканчиваются инфляцией. Однако на этот раз укрепление местных валют и дешевый импорт помогали сдерживать давление роста цен. До тех пор, пока ликвидности было в избытке, все складывалось прекрасно. Сейчас многое изменилось.

Так  же, как страны еврозоны, развивающиеся рынки могли бы компенсировать дешевый импорт ужесточением фискальной политики. Однако в большинстве стран власти надеялись, что хорошие времена продлятся если не вечно, то долго, и поэтому не нужно ничего менять, чтобы ничего не испортить.

Огромные доходы позволили им ослабить фискальную политику. Правительства развивающихся стран пустились во все тяжкие и начали тратить миллиарды, которые, казалось, никогда не закончатся, направо и налево. За примерами ходить далеко не нужно. В первую очередь это, конечно же, Бразилия, которая проведет с двухгодичным перерывом Кубок мира по футболу и летнюю Олимпиаду. В этом году в Бразилии прошел и Кубок конфедераций, еще один очень крупный и дорогой футбольный турнир.

Большое преимущество

Никто не спорит: в немалой мере эти расходы помогли поднять производственный потенциал экономик развивающихся стран, но все же следует признать, что большая часть вложений была неэффективна.

После того, как остановились денежные потоки, начали спотыкаться валюты развивающихся экономик. Это в свою очередь подстегнуло инфляцию.

Конечно, развивающиеся экономики имеют преимущество перед членами еврозоны: у них имеются собственные валюты, которые они могут девальвировать, чтобы повысить конкурентоспособность своей промышленности. Однако девальвация – палка с двумя концами и часто рождает инфляционные циклы, которые тоже порождают множество проблем.

Беда, как говорится, не приходит одна. Правительства развивающихся стран обнаружили, что их экономики обладают не таким уж и высоким производственным потенциалом, как они думали. Другими словами - реальные уровни роста оказались значительно ниже, чем все считали. Совершенно неожиданно для себя они оказались перед лицом высокой инфляции и слабого роста экономик.

Развивающиеся экономики резко замедлили подъем. Тут же появились до этого «спавшие» политические проблемы, еще больше усиливая спад. Это еще, конечно, не долговой кризис, как в периферийных странах еврозоны, но нечто подобное уже маячит где-то на горизонте.

Началось!

Все будет зависеть сейчас, конечно, не только от самих развивающихся экономик, но и от того, сбудутся ли опасения последствий постепенного сворачивания программы помощи экономике США.

Последнее в этом году заседание ФРС, отметившей, кстати, на этой неделе свое столетие, принесло неожиданные результаты.  Бен Бернанке, дорабатывающий на посту председателя ФРС последние дни, на последнем для него заседании Федерального комитета по открытым рынкам неожиданно принял решение о начале постепенного сворачивания программы помощи.

Бен Бернанке, руководивший ФРС с 1 февраля 2006 года

Решено снизить закупки ценных бумаг уже в январе 2014 года на 10 млрд долларов: облигаций Казначейства с 45 до 40 млрд долларов, а ипотечных бумаг – с 40 до 35 млрд. В случае дальнейшего улучшения макроэкономических показателей ФРС намерена продолжить сворачивание программы помощи экономике. Экономисты ожидают, что к концу следующего года она будет полностью закрыта.

Первая реакция рынков на решение ФРС была неожиданно спокойной, несмотря на тревоги инвесторов по поводу сокращения массы дешевых денег. «Может, пронесет?» - наверняка думают сейчас во многих развивающихся экономиках. «Едва ли», - отвечают экономисты. В 2014 году развивающимся рынкам следует готовиться к дальнейшим потрясениям и обострению проблем.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики