Нефтеинтеграционные процессы

Последние казахстанско-российские договоренности усилят зависимость Астаны от Москвы

Нефтеинтеграционные процессы

По итогам заседания Высшего Евразийского экономического союза и встречи президентов России и Казахстана было объявлено о подписании межправительственных соглашений в области транспортировки российской нефти через РК в КНР, поставках нефти и нефтепродуктов в РК на 2014 год, а также заключении договора о военно-техническом сотрудничестве и дорожной карты по совместному использованию  космодрома "Байконур".

Напомним, что в ноябре "Роснефть", “КазМунайГаз” и “КазТрансОйл” подписали предварительный договор по транспортировке нефти в Китай, согласно которому Россия будет поставлять нефть и нефтепродукты в РК в прежнем объеме, а РК обязуется поставлять равнозначный объем нефти в Китай по соответствующему нефтепроводу, причем экспортером нефти будет выступать "Роснефть".

В итоге эти принципиальные договоренности и были закреплены в подписанном министром энергетики РФ Александром Новаком и министром нефти и газа РК Узакбаем Карабалиным соглашении. Интересно то, что и в российских, и в казахстанских СМИ первыми были опубликованы комментарии министра энергетики РФ.

Выделим основные моменты заключенных соглашений:

  1.  Казахстану придется возмещать своей нефтью весь объем поставляемой российской нефти для наших НПЗ и готовых нефтепродуктов. Это около 7 млн тонн нефти, которые могли бы быть направлены на экспорт казахстанскими компаниями, в первую очередь - “КазМунайГазом” и дочерними компаниями КМГ. При этом объем транзита казахстанской нефти через РФ по соответствующему межправительственному соглашению на 2014 год будет скорректирован в меньшую сторону.
  2. По аналогии с действующими соглашениями между Россией и Белоруссией, Казахстан начнет играть по российским правилам: будет введен запрет на экспорт светлых нефтепродуктов из Казахстана (чтобы исключить возможность реэкспорта российских нефтепродуктов), повышены ставки на экспорт светлых нефтепродуктов до уровня российских ставок, а также с 1 января следующего года будет под запретом экспорт темных нефтепродуктов (мазут и др.) из России в Казахстан. После долгого противостояния между Белоруссией и РФ Белоруссия была вынуждена пойти на уступки: экспорт всех нефтепродуктов, переработанных на белорусских НПЗ из российской нефти, облагается таможенными пошлинами на уровне российских ставок, причем все пошлины поступают в бюджет РФ.
  3. Экспортером и владельцем нефти, которая будет поставляться в Китай, станет "Роснефть"; соответственно возрастут некоторые финансовые и производственные показатели российской госкомпании.
  4. Россия увеличит поставки нефти в КНР с нынешних 15 млн тонн (экспорт через Сковородино-Мохэ - ответвление от ВСТО) до 22-25 млн тонн - за счет своп-поставок через Казахстан. При этом в октябре 2013 года  "Роснефть" и китайская Sinopec подписали меморандум по экспорту нефти в течение 10 лет объемом до 100 млн тонн, начиная с 2014 года, на условиях предоплаты. Следует отметить, что здесь мы видим весьма грамотный cash management российской госкомпании.
  5. Российский бюджет в результате реализации данных соглашений получит около 90 млрд рублей (т.е. почти 2,7 млрд долларов по текущему курсу) - это прогнозируемая сумма уплаты экспортной таможенной пошлины с 7 млн тонн нефти (около 400 долларов за тонну), которые будут поставлены в Китай. Судя по сообщениям СМИ и ранее достигнутым договоренностям, плательщиком пошлины станет Роснефть, а деньги на это, по всей видимости, авансировала Sinopec, о чем мы и говорили в предыдущем пункте.
  6. Российская госкомпания фактически будет оплачивать тариф за транзит по нефтепроводу в РК; при этом точные параметры еще неизвестны, но "живые" деньги во всей этой схеме дает только Китай. Это неудивительно, учитывая сложившиеся взаимоотношения в энергетической сфере между Россией и Казахстаном, в качестве экспортеров, и Китаем - в качестве богатого импортера. Думаю, китайская сторона авансирует какую-то определенную сумму, которая будет достаточна для уплаты "Роснефтью" таможенных пошлин в бюджет РФ и платы за транзит по территории РК.
  7. В будущем, возможно, объем поставок "Роснефти" в КНР по данному направлению будет увеличен с 7 до 10 млн тонн нефти в год.

Все эти условия так или иначе усиливают влияние России на нефтегазовый сектор РК и увеличивают зависимость Казахстана от партнера по ТС и ЕЭП. Этого и следовало ожидать, учитывая новейшую историю "встраивания" другого партнера по ТС - Белоруссии - в российскую модель развития нефтегазовой отрасли.

Для Казахстана единственным положительным параметром является увеличение пропускной способности нефтепровода Атасу-Алашанькоу до 20 млн тонн в год, а также получение некоторых доходов от транзита нефти.

Все остальные параметры ухудшают текущее положение дел и, несомненно, скажутся и на казахстанских компаниях (в первую очередь - КМГ), и на внутреннем рынке нефтепродуктов. Цены на нем, вероятнее всего, повысятся в следующем году не менее чем на 10-15%.

При этом, вероятнее всего, среднегодовые мировые цены на нефть в 2014 году незначительно снизятся. Таким образом - мы вновь столкнемся с ситуацией, когда цены на нефть на мировых рынках снижаются, а цены на нефтепродукты в РК, напротив, растут.  Но если предположить, что тенге по отношению к доллару ослабнет, то изменения цен на нефтепродукты внутри Казахстана в долларовом эквиваленте мы “не заметим".

Также возникает вопрос: увеличатся ли доходы «КазТрансОйла» от прокачки нефти? Думаю, в ближайшее время это будет незначительный рост, так как при этом на определенную суммы вырастут и издержки.

Также следует учитывать, что казахстанско-китайский трубопровод на самом деле - «казахстанский и китайский»: 50% участия в ТОО принадлежит КТО, а другая половина – китайской CNODC  (China National Oil and Gas Exploration and Development Corporation). Рост доходов и, соответственно, увеличение стоимости бумаг КТО возможны при последующем увеличении пропускной способности и заполнения трубопровода до 20 млн тонн в год. Напомним, что в декабре текущего года были приняты в эксплуатацию две нефтеперекачивающие станции – НПС № 8 и НПС № 10 в Карагандинской и Алматинской областях (стоимость названных НПС – почти 21 млрд тенге без учета НДС). Новые станции предназначены для вывода нефтепровода на полную проектную мощность – 20 млн в тонн в год.

Также следует обратить внимание на то, что и КТО, и CNODC выиграют от схемы авансирования покупок и транзита нефти китайской Sinopec у «Роснефти»; таким образом - мы видим, что соблюдены интересы всех трех сторон сделки: и России, и Казахстана, и Китая.

Карты, деньги, два НПЗ

Не менее важны и возможные кулуарные договоренности сторон. На мой взгляд, в обмен на такой относительно выгодный для Казахстана вариант сотрудничества российские переговорщики могли потребовать и других гарантий, а именно - "заморозки" планов по модернизации Павлодарского и Шымкенского НПЗ.

Шымкентский НПЗ

В предыдущих публикациях на страницах "Эксперта Казахстан" мы неоднократно писали о том, что до сих пор не решена ключевая проблема, которая возникла бы после модернизации этих НПЗ: совокупный объем переработки был бы излишним для Казахстана (либо к 2016-2017 гг. нужно в разы увеличивать автопарк страны). При этом "запускать" казахстанский бензин, произведенный из российской нефти, в Россию, Китай или страны ЦА никто не собирается.

Вероятнее всего, закрепив такое положение дел, Россия в качестве условий потребовала приостановить планы модернизации казахстанских НПЗ, зависящих от российской нефти.

К слову: почему мы назвали утвержденный вариант поставок на 2014 год относительно выгодным - "невыгодный" заключался бы в сокращении поставок российской нефти и нефтепродуктов, введении таможенной пошлины на экспорт в РК (в денежной форме в момент пересечения границы), что неизбежно привело бы к дефициту ГСМ в Казахстане, росту цен и, как следствие, повышению социальной напряженности.

Таким образом, достигнутые в ходе Высшего Евразийского экономического союза договоренности можно назвать меньшим из двух зол; но Казахстану, вероятнее всего, придется отложить планы модернизации НПЗ в долгий ящик. Следует отметить, что в начале 2013 года говорилось о том, что ТЭО по модернизации ПНХЗ и Шымкентского НПЗ должны были завершиться в этом году, но об этом давно ничего не слышно.

Все это говорит о том, что в будущем году нашим согражданам следует серьезно сократить потребление нефтепродуктов (тем более, что цены на них, вероятнее всего, возрастут). Как бы громко это ни звучало, но такие меры приведут к усилению независимости нашей страны и увеличению экспортного потенциала.

Краеугольный камень

И в завершение хотелось бы отметить фундаментальную основу новых контуров усиления влияния России в странах постсоветсткого пространства и ускорения процессов евразийской интеграции.

В большинстве случаев - это нефть и газ, а точнее - зависимость стран СНГ от российских энергоресурсов:

  1. Белоруссия зависит от российских поставок нефти и газа и, какая бы риторика ни была у руководства страны, Белоруссия продолжит интеграцию - иначе стране просто не выжить.
  2. Казахстан зависит от поставок российской нефти и нефтепродуктов, своп-поставок и покупок природного газа, а также транзита нефти по территории РФ.
  3. Армения после вступления в Таможенный союз получит российские кредиты и существенную скидку на газ.
  4. Кыргызстан уже продал "Газпрому" за символический доллар газовый госконцерн "Кыргызгаз" и, вероятнее всего, после вступления в ТС будет получать энергоносители со скидкой, в т.ч. и путем своп-поставок газа через "Газпром". При этом и в Кыргызстане, и в Белоруссии, и в Армении Россия владеет фактическими монопольными инфраструктурными компаниями в нефтегазовом секторе.
  5. Украина в обмен на приостановление процедуры ассоциирования в члены ЕС (и, возможно, гарантии вступления в ТС) получила 25 млрд долларов: 15 млрд - покупка Россией из средств Фонда национального благосостояния гособлигаций Украины и $10 млрд в виде скидок на газ.

Именно поэтому в так называемой китайской экспансии на сырьевой сектор стран Центральной Азии нужно видеть не только угрозу, но и возможность соблюдения баланса интересов. А вашингтонский обком, по общему мнению, пока что серьезно проигрывает. К слову: недавно, по сообщениям СМИ, сразу два аналитических центра США провели открытые заседания, на которых, в том числе, обсуждались возможности противодействия нарастающему влиянию России и расширению ТС.

Вся конфигурация и детали новой модели пока неизвестны: какова будет стоимость транзита нефти, исходя из каких параметров (точка входа) «Роснефть» будет оплачивать за транзит, какие компании будут поставлять новые объемы в казахстанско-китайский нефтепровод, будет ли в итоге транспортироваться «живая» российская нефть через Казахстан (например, каспийская нефть «ЛУКОЙЛа»), как казахстанские компании смогут компенсировать выпадающие доходы от экспорта нефти и др.

Но, учитывая способности маневрирования казахстанских переговорщиков в нефтегазовой сфере, думаю, что в целом новая конфигурация будет весьма эффективной с точки зрения соблюдения национальных интересов. И, вероятнее всего, договоренности между Казахстаном и Китаем по поводу Кашагана касались и столь важного вопроса транспортировки/транзита нефти в Китай, а также своп-поставок российской нефти и нефтепродуктов, о чем мы узнаем в ближайшее время.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня