Нефтеинтеграционные процессы

Последние казахстанско-российские договоренности усилят зависимость Астаны от Москвы

Нефтеинтеграционные процессы

По итогам заседания Высшего Евразийского экономического союза и встречи президентов России и Казахстана было объявлено о подписании межправительственных соглашений в области транспортировки российской нефти через РК в КНР, поставках нефти и нефтепродуктов в РК на 2014 год, а также заключении договора о военно-техническом сотрудничестве и дорожной карты по совместному использованию  космодрома "Байконур".

Напомним, что в ноябре "Роснефть", “КазМунайГаз” и “КазТрансОйл” подписали предварительный договор по транспортировке нефти в Китай, согласно которому Россия будет поставлять нефть и нефтепродукты в РК в прежнем объеме, а РК обязуется поставлять равнозначный объем нефти в Китай по соответствующему нефтепроводу, причем экспортером нефти будет выступать "Роснефть".

В итоге эти принципиальные договоренности и были закреплены в подписанном министром энергетики РФ Александром Новаком и министром нефти и газа РК Узакбаем Карабалиным соглашении. Интересно то, что и в российских, и в казахстанских СМИ первыми были опубликованы комментарии министра энергетики РФ.

Выделим основные моменты заключенных соглашений:

  1.  Казахстану придется возмещать своей нефтью весь объем поставляемой российской нефти для наших НПЗ и готовых нефтепродуктов. Это около 7 млн тонн нефти, которые могли бы быть направлены на экспорт казахстанскими компаниями, в первую очередь - “КазМунайГазом” и дочерними компаниями КМГ. При этом объем транзита казахстанской нефти через РФ по соответствующему межправительственному соглашению на 2014 год будет скорректирован в меньшую сторону.
  2. По аналогии с действующими соглашениями между Россией и Белоруссией, Казахстан начнет играть по российским правилам: будет введен запрет на экспорт светлых нефтепродуктов из Казахстана (чтобы исключить возможность реэкспорта российских нефтепродуктов), повышены ставки на экспорт светлых нефтепродуктов до уровня российских ставок, а также с 1 января следующего года будет под запретом экспорт темных нефтепродуктов (мазут и др.) из России в Казахстан. После долгого противостояния между Белоруссией и РФ Белоруссия была вынуждена пойти на уступки: экспорт всех нефтепродуктов, переработанных на белорусских НПЗ из российской нефти, облагается таможенными пошлинами на уровне российских ставок, причем все пошлины поступают в бюджет РФ.
  3. Экспортером и владельцем нефти, которая будет поставляться в Китай, станет "Роснефть"; соответственно возрастут некоторые финансовые и производственные показатели российской госкомпании.
  4. Россия увеличит поставки нефти в КНР с нынешних 15 млн тонн (экспорт через Сковородино-Мохэ - ответвление от ВСТО) до 22-25 млн тонн - за счет своп-поставок через Казахстан. При этом в октябре 2013 года  "Роснефть" и китайская Sinopec подписали меморандум по экспорту нефти в течение 10 лет объемом до 100 млн тонн, начиная с 2014 года, на условиях предоплаты. Следует отметить, что здесь мы видим весьма грамотный cash management российской госкомпании.
  5. Российский бюджет в результате реализации данных соглашений получит около 90 млрд рублей (т.е. почти 2,7 млрд долларов по текущему курсу) - это прогнозируемая сумма уплаты экспортной таможенной пошлины с 7 млн тонн нефти (около 400 долларов за тонну), которые будут поставлены в Китай. Судя по сообщениям СМИ и ранее достигнутым договоренностям, плательщиком пошлины станет Роснефть, а деньги на это, по всей видимости, авансировала Sinopec, о чем мы и говорили в предыдущем пункте.
  6. Российская госкомпания фактически будет оплачивать тариф за транзит по нефтепроводу в РК; при этом точные параметры еще неизвестны, но "живые" деньги во всей этой схеме дает только Китай. Это неудивительно, учитывая сложившиеся взаимоотношения в энергетической сфере между Россией и Казахстаном, в качестве экспортеров, и Китаем - в качестве богатого импортера. Думаю, китайская сторона авансирует какую-то определенную сумму, которая будет достаточна для уплаты "Роснефтью" таможенных пошлин в бюджет РФ и платы за транзит по территории РК.
  7. В будущем, возможно, объем поставок "Роснефти" в КНР по данному направлению будет увеличен с 7 до 10 млн тонн нефти в год.

Все эти условия так или иначе усиливают влияние России на нефтегазовый сектор РК и увеличивают зависимость Казахстана от партнера по ТС и ЕЭП. Этого и следовало ожидать, учитывая новейшую историю "встраивания" другого партнера по ТС - Белоруссии - в российскую модель развития нефтегазовой отрасли.

Для Казахстана единственным положительным параметром является увеличение пропускной способности нефтепровода Атасу-Алашанькоу до 20 млн тонн в год, а также получение некоторых доходов от транзита нефти.

Все остальные параметры ухудшают текущее положение дел и, несомненно, скажутся и на казахстанских компаниях (в первую очередь - КМГ), и на внутреннем рынке нефтепродуктов. Цены на нем, вероятнее всего, повысятся в следующем году не менее чем на 10-15%.

При этом, вероятнее всего, среднегодовые мировые цены на нефть в 2014 году незначительно снизятся. Таким образом - мы вновь столкнемся с ситуацией, когда цены на нефть на мировых рынках снижаются, а цены на нефтепродукты в РК, напротив, растут.  Но если предположить, что тенге по отношению к доллару ослабнет, то изменения цен на нефтепродукты внутри Казахстана в долларовом эквиваленте мы “не заметим".

Также возникает вопрос: увеличатся ли доходы «КазТрансОйла» от прокачки нефти? Думаю, в ближайшее время это будет незначительный рост, так как при этом на определенную суммы вырастут и издержки.

Также следует учитывать, что казахстанско-китайский трубопровод на самом деле - «казахстанский и китайский»: 50% участия в ТОО принадлежит КТО, а другая половина – китайской CNODC  (China National Oil and Gas Exploration and Development Corporation). Рост доходов и, соответственно, увеличение стоимости бумаг КТО возможны при последующем увеличении пропускной способности и заполнения трубопровода до 20 млн тонн в год. Напомним, что в декабре текущего года были приняты в эксплуатацию две нефтеперекачивающие станции – НПС № 8 и НПС № 10 в Карагандинской и Алматинской областях (стоимость названных НПС – почти 21 млрд тенге без учета НДС). Новые станции предназначены для вывода нефтепровода на полную проектную мощность – 20 млн в тонн в год.

Также следует обратить внимание на то, что и КТО, и CNODC выиграют от схемы авансирования покупок и транзита нефти китайской Sinopec у «Роснефти»; таким образом - мы видим, что соблюдены интересы всех трех сторон сделки: и России, и Казахстана, и Китая.

Карты, деньги, два НПЗ

Не менее важны и возможные кулуарные договоренности сторон. На мой взгляд, в обмен на такой относительно выгодный для Казахстана вариант сотрудничества российские переговорщики могли потребовать и других гарантий, а именно - "заморозки" планов по модернизации Павлодарского и Шымкенского НПЗ.

Шымкентский НПЗ

В предыдущих публикациях на страницах "Эксперта Казахстан" мы неоднократно писали о том, что до сих пор не решена ключевая проблема, которая возникла бы после модернизации этих НПЗ: совокупный объем переработки был бы излишним для Казахстана (либо к 2016-2017 гг. нужно в разы увеличивать автопарк страны). При этом "запускать" казахстанский бензин, произведенный из российской нефти, в Россию, Китай или страны ЦА никто не собирается.

Вероятнее всего, закрепив такое положение дел, Россия в качестве условий потребовала приостановить планы модернизации казахстанских НПЗ, зависящих от российской нефти.

К слову: почему мы назвали утвержденный вариант поставок на 2014 год относительно выгодным - "невыгодный" заключался бы в сокращении поставок российской нефти и нефтепродуктов, введении таможенной пошлины на экспорт в РК (в денежной форме в момент пересечения границы), что неизбежно привело бы к дефициту ГСМ в Казахстане, росту цен и, как следствие, повышению социальной напряженности.

Таким образом, достигнутые в ходе Высшего Евразийского экономического союза договоренности можно назвать меньшим из двух зол; но Казахстану, вероятнее всего, придется отложить планы модернизации НПЗ в долгий ящик. Следует отметить, что в начале 2013 года говорилось о том, что ТЭО по модернизации ПНХЗ и Шымкентского НПЗ должны были завершиться в этом году, но об этом давно ничего не слышно.

Все это говорит о том, что в будущем году нашим согражданам следует серьезно сократить потребление нефтепродуктов (тем более, что цены на них, вероятнее всего, возрастут). Как бы громко это ни звучало, но такие меры приведут к усилению независимости нашей страны и увеличению экспортного потенциала.

Краеугольный камень

И в завершение хотелось бы отметить фундаментальную основу новых контуров усиления влияния России в странах постсоветсткого пространства и ускорения процессов евразийской интеграции.

В большинстве случаев - это нефть и газ, а точнее - зависимость стран СНГ от российских энергоресурсов:

  1. Белоруссия зависит от российских поставок нефти и газа и, какая бы риторика ни была у руководства страны, Белоруссия продолжит интеграцию - иначе стране просто не выжить.
  2. Казахстан зависит от поставок российской нефти и нефтепродуктов, своп-поставок и покупок природного газа, а также транзита нефти по территории РФ.
  3. Армения после вступления в Таможенный союз получит российские кредиты и существенную скидку на газ.
  4. Кыргызстан уже продал "Газпрому" за символический доллар газовый госконцерн "Кыргызгаз" и, вероятнее всего, после вступления в ТС будет получать энергоносители со скидкой, в т.ч. и путем своп-поставок газа через "Газпром". При этом и в Кыргызстане, и в Белоруссии, и в Армении Россия владеет фактическими монопольными инфраструктурными компаниями в нефтегазовом секторе.
  5. Украина в обмен на приостановление процедуры ассоциирования в члены ЕС (и, возможно, гарантии вступления в ТС) получила 25 млрд долларов: 15 млрд - покупка Россией из средств Фонда национального благосостояния гособлигаций Украины и $10 млрд в виде скидок на газ.

Именно поэтому в так называемой китайской экспансии на сырьевой сектор стран Центральной Азии нужно видеть не только угрозу, но и возможность соблюдения баланса интересов. А вашингтонский обком, по общему мнению, пока что серьезно проигрывает. К слову: недавно, по сообщениям СМИ, сразу два аналитических центра США провели открытые заседания, на которых, в том числе, обсуждались возможности противодействия нарастающему влиянию России и расширению ТС.

Вся конфигурация и детали новой модели пока неизвестны: какова будет стоимость транзита нефти, исходя из каких параметров (точка входа) «Роснефть» будет оплачивать за транзит, какие компании будут поставлять новые объемы в казахстанско-китайский нефтепровод, будет ли в итоге транспортироваться «живая» российская нефть через Казахстан (например, каспийская нефть «ЛУКОЙЛа»), как казахстанские компании смогут компенсировать выпадающие доходы от экспорта нефти и др.

Но, учитывая способности маневрирования казахстанских переговорщиков в нефтегазовой сфере, думаю, что в целом новая конфигурация будет весьма эффективной с точки зрения соблюдения национальных интересов. И, вероятнее всего, договоренности между Казахстаном и Китаем по поводу Кашагана касались и столь важного вопроса транспортировки/транзита нефти в Китай, а также своп-поставок российской нефти и нефтепродуктов, о чем мы узнаем в ближайшее время.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики