Истина откровения

Свою оценку фестивалю дала кандидат исторических наук, театральный критик Ирина Антонова.

Истина откровения

— Фестивальная программа открылась постановкой театра «АРТиШОК» «Корова» по мотивам рассказа А. Платонова. Многие зрители, безусловно, видели этот спектакль на собственной площадке «АРТиШОКа», а те, кто не видел, были в предвкушении того состояния ошеломления, изумления, потрясения, неприятия, в которое, как правило, приводит зрителей этот коллектив. Надо отдать должное смелости исполнительницы главной роли Елены Вовновой, которая заменила в фестивальном спектакле Галину Пьянову. Однако по этой ли причине, а может, по причине того, что играть спектакль пришлось на чужой, более просторной площадке, ощущение потрясения не возникло. Маленькая сцена театра «АРТиШОК» диктовала свои условия постановок: они были компактны, динамичны, режиссер использовал каждый кусочек пространства. Это определяло и особую «сжатую», напряженную манеру актерской игры, и обостренное восприятие зрителями происходящего на сцене. На малой сцене театра им. Лермонтова спектакль «Корова» как бы «расползся» по горизонтали, утратив динамизм и очень важное свое качество — ритм, а эксплуатация коллективом «совковой» темы показалась явным повторением самого себя. Но даже в таком качестве спектакль театра «АРТиШОК» произвел сильное впечатление.

«Театр ВТ» показал возобновленную «Америку» по мотивам романа Ф. Кафки — спектакль, имевший большой успех в сентябре 2011 года во время своего премьерного показа в тогда еще не вполне достроенном бизнес-центре на Гоголя, где сейчас располагается «Гете-Институт». Все сдвинулось в этом спектакле то ли в сторону упрощения подачи материала, то ли в сторону «мюзикхолльности» с элементами — увы! — дурного вкуса. Филипп Волошин, исполнитель главной роли, обладает сценическим обаянием и искренностью, однако не определяет сам для себя: кто такой Карл Россман? Жаль, что спектакль утратил жесткий каркас, который диктовал и манеру произнесения текста, и само поведение актеров на сцене.

Театр-студия DiWel предложил игру по мотивам произведения Виктора Пелевина. Однако зрителям пришлось довольствоваться в основном созерцанием перемещений героев по площадке и по ним постигать смысл происходящего, поскольку темпераментный Антон Дукравец (исполнитель главной роли) проявил чудеса невладения сценической речью, что обидно. В целом же действо напоминало не столько спектакль как таковой, сколько популярный в западном театре жанр Exhibit — выставки, сопровождаемой концептуальными текстами.

Откровением стало выступление Романа Жукова из арт-группы Feel.In. С самого начала спектакля остро почувствовалась где-то глубоко засевшая тоска по хорошей поэзии и талантливому исполнению стихов. Как свойственна театру поэзия! Молодой парнишка в белом балахоне читал свои собственные стихи. Какой искренностью и чистотой осветился зрительный зал! Как замерло дыхание у нас, свидетелей этого явления! Индивидуальность… Как было сказано в старой пьесе: можно сказать, что это ничего, а можно сказать, что это все.

Красивыми, выразительными мизансценами порадовал танцтеатр сестер Габбасовых. Иногда движения и позы молодых танцоров напоминали прекрасную средневековую живопись, выполненную тонкой кистью, без теней и переходов, прозрачную, изящную. Как жаль, что юных исполнителей подвела техника! Однако весь спектакль был пронизан любовью и хорошим вкусом их талантливых наставниц.

Наиболее противоречивое впечатление оставил спектакль «Молодежного Театра Лиц». Отчаянно взялись молодые актеры за софокловскую «Антигону»: им хотелось показать в этой трагедии то, что они сами увидели в ней и поняли. Но освоение античного наследия требует большой исполнительской и общей культуры. И совет может быть только один: больше читать, постоянно учиться, смотреть и изучать античную скульптуру, впитывать в себя эти ощущения, эмоции, понятия… Молодость и дерзость — понятия неразрывные, однако надо понимать, что молодость проходит, а удивившая когда-то дерзость обернется дилетантизмом.

Как ждали мы настоящую актрису на этом фестивале (к сожалению, женских актерских работ высокого уровня на фестивале было крайне мало)! И вот — Кымбат Тлеуова в роли Фонсии в спектакле «Игра в джин» театра им. Ауэзова. Она, молодая по возрасту женщина, тонко и точно передала ощущение никому не нужной старости. Внутренняя интеллигентность актрисы подсказала ей психологически точное поведение на сцене, заставив закрыть глаза на странности режиссуры этого спектакля.

Особое впечатление оставил спектакль «Каштанка» Государственного театра кукол в постановке К. Адылова. Эта удивительная атмосфера кукольного представления! Волшебное таинство кукольной жизни! Все цельно и ровно в этом спектакле. Великолепный настрой создает живой звук фортепиано. Ясность, искренность, трогательность — этот спектакль вызвал самые милые и приятные впечатления.

Высшей точкой фестиваля — и в прямом, и в переносном смысле — стала постановка Натальи Дубс «Сказавший да. Сказавший нет» по пьесе Б. Брехта. Это спектакль высокого уровня его организации как единого организма, к тому же организма вдохновенного, эмоционально раскрепощенного, радостного от осознания своего умения делать на сцене сложнейшие профессиональные вещи. Здесь все — режиссер, исполнители, сценограф, музыкант — показали истинный ансамбль. Заслуга Наташи в создании этого спектакля несомненна, ее ученики и ученицы легко продемонстрировали то, от недостатка чего страдали другие молодые исполнители: профессионализм, который и есть первый и единственный критерий творчества. Профессионализм, который всегда являет себя как истинное откровение.