Подготовка годовых отчетов в Казахстане: лучшие практики и основные недостатки

Уровень подготовки годовых отчетов в Казахстане растет, о днако ряд компаний продолжает ориентироваться больше на формальное отображение необходимой информации

Подготовка годовых отчетов в Казахстане: лучшие практики и основные недостатки

Судя по эмитентам годовых отчетов, которые в этом году приняли участие в нашем конкурсе, можно констатировать, что казахстанские компании работают над развитием этого документа и перенимают лучшие практики. Если в прошлом году ни одна компания не получила оценку выше семи баллов (по десятибалльной шкале), то в этом году таких уже восемь. В 2012 году средняя оценка составляла 5,49 балла, а в этом — 6,32.

Ряд эмитентов провели серьезные улучшения своего годового отчета. В первой пятерке рейтинга сразу несколько компаний, которые в прошлом году были далеки от лидерства. В то же время ряд передовых участников прошлогоднего рейтинга подготовили отчеты на том же уровне, что и раньше, однако уже не смогли бороться за верхние позиции.

До сих пор от казахстанских компаний, за редким исключением, никто не требовал создания годового отчета и не устанавливал нормативов по тому, что он из себя должен представлять. Это, вероятно, главная причина того, что только небольшое число казахстанских предприятий, в том числе крупных, готовят годовые отчеты, а качество подготовки этого документа находится не на самом высоком уровне.

Начиная с 2014 года Казахстанская фондовая биржа вводит требование для листинговых компаний по подготовке годового отчета. Новые правила дают достаточно полное описание того, как должен выглядеть подобный документ, и вполне соответствуют текущим мировым трендам в области подготовки корпоративной отчетности. Здесь есть ряд пунктов, которые пока компании неохотно включали в отчеты, например, по прогнозам на будущее. В результате эти требования могут положить начало количественному и качественному развитию отчетности.

Как указывают на бирже, «годовой отчет является наиболее важным документом, предоставляемым инвесторам, поскольку в нем должна быть представлена сбалансированная картина деятельности листинговой компании, то есть он должен отражать не только успехи листинговой компании, но и неудачи, а также сделанные по итогам отчетного периода выводы и вытекающие из них дальнейшие действия». Эксперты обращают внимание на то, что качественно подготовленный годовой отчет листинговой компании способствует укреплению ее репутации и доверия в отношениях с инвесторами, а также обеспечивает определенные конкурентные преимущества.

Одной из ключевых проблем казахстанских годовых отчетов остается преобладание формы над содержанием. Большинство компаний вполне освоили название ключевых разделов, однако по разным причинам содержание этих разделов остается неинформативным, т.е. часто наблюдается формальный подход к написанию годового отчета. С введением требований биржи эмитентов годовых отчетов станет гораздо больше. От нескольких десятков сейчас их число, вероятно, перевалит за сотню в ближайшем будущем. Годовой отчет, каким бы он ни был, даст больше информации о компании, чем можно найти сейчас, это сделает работу инвесторов проще и будет полезным для различных заинтересованных сторон, включая клиентов и партнеров компаний. Однако есть риск того, что основная часть эмитентов в годовых отчетах будут продолжать осваивать формальный подход к составлению этого документа. Для того чтобы сделать качественный годовой отчет, необходимо в первую очередь понимание того, для кого он готовится, кто заинтересован в его изучении и в какой именно информации нуждается этот целевой читатель. Пока что в этом преуспели только несколько казахстанских компаний.

За гранью финансов

Одним из главных мировых трендов развития годовой отчетности остается усиление нефинансовой части документа, в том числе речь идет о предоставлении информации в области устойчивого развития. Это ответ на растущие вызовы, стоящие перед бизнесом компаний по всему миру.

Инициатива по предоставлению нефинансовой информации в годовой отчетности развивается, в том числе благодаря регуляторам и требованиям биржевых площадок. Так, например, в 2012 году во Франции был выпущен государственный акт Grenelle II, который обязывает компании включать в годовые отчеты информацию о социальной и экологической результативности. Гонконгская фондовая биржа пообещала рекомендовать компаниям включать в свои отчеты информацию об экологическом и социальном влиянии: в 2015 году включение подобной информации станет обязательным требованием. Аналогичный процесс идет и на биржевых площадках в ряде других стран. В 2013 году Европейская комиссия приняла предложение в области повышения прозрачности крупных европейских компаний по социальным и экологическим вопросам. Крупнейшие компании (с числом работников более 500 человек) будут теперь законодательно обязаны раскрывать информацию в области охраны окружающей среды, социальных вопросов, уважения прав человека и борьбы с коррупцией и взяточничеством. Наличие в годовом отчете информации о социальной ответственности и защите окружающей среды предусматривают теперь и листинговые правила в Казахстане.

В 2013 году в развитии корпоративной отчетности произошло два крупных события: выход нового стандарта подготовки отчетности в области устойчивого развития от GRI — G4 и публикация драфта стандарта интегрированной отчетности IIRC.

GRI — это неправительственная организация, которая оказывает поддержку предприятиям, составляющим отчетность в области устойчивого развития. Компания готовит руководство, включающее принципы и показатели, при помощи которых организация может определить результативность работы и подготовить отчет об экономических, экологических и социальных воздействиях на окружающую среду. Данное руководство постоянно совершенствуется, в том числе на основе консультаций с заинтересованными сторонами. Стандарты GRI на сегодняшний день являются ключевыми в мировой практике для подготовки отчетности в области устойчивого развития. Их используют и ряд казахстанских компаний.

В этом году вышла новая версия данного руководства — G4. Предполагается, что новое руководство будет более удобным для пользователя (это может быть компания любого размера из любой отрасли по всему миру), а также более простым в использовании — как для опытных эмитентов, так и для компаний, которые делают отчет об устойчивом развитии впервые.

G4 было разработано для того, чтобы сконцентрироваться в отчете на наиболее важных аспектах устойчивого развития. Вместо того чтобы указывать в отчете все темы, относящиеся к устойчивому развитию, которые отслеживает компания, руководство поможет выделить критически важную информацию для бизнеса и заинтересованных сторон и указать необходимый уровень ее раскрытия. Таким образом, отчет об устойчивом развитии должен стать более сфокусированным. При этом при раскрытии ключевых показателей требуется более подробная информация, чем это было в прежних стандартах. Общие шесть категорий индикаторов, как и раньше,— экономика, экология, трудовые отношения, общество, права человека, ответственность за продукт.

Если GRI дает представление о подготовке отчета в области устойчивого развития, то инициатива IIRC, в рамках которой разрабатываются стандарты интегрированной отчетности, должна помочь увязать финансовую и нефинансовую информацию в одном документе. Интегрированная отчетность, как заявляют разработчики, отражает способность организации создавать и поддерживать свою стоимость в кратко-, средне- и долгосрочном периоде. Вероятно, данный формат в будущем сменит классический годовой отчет, который компании делают до сих пор.

Последние годы IIRC проводит консультации с заинтересованными сторонами и разрабатывает стандарты подготовки интегрированной отчетности. И в этом году разработчики представили проект Международной концепции интегрированной отчетности, предназначенный для дальнейшего обсуждения.

Фундаментальные концепции интегрированной отчетности сконцентрированы на следующем: различные виды капитала (финансовый, промышленный, интеллектуальный, человеческий, социальный и природный), которые использует и на которые воздействует организация; бизнес-модель организации и создание ценности на протяжении времени. Бизнес-модель организации, как отмечают авторы документа, является инструментом, с помощью которого компания создает ценность. Эта ценность воплощается в капиталах, которые организация использует и на которые она влияет. При этом оценка способности организации создавать ценность в краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период зависит от понимания связи между бизнес-моделью и широким спектром внутренних и внешних факторов. Эти факторы находят отражение в интегрированном отчете.

Интегрированный отчет, как указывается в проекте, должен быть самодостаточным и кратким средством передачи информации, связанным ссылками с другими отчетами и сообщениями, если заинтересованные стороны захотят получить дополнительную информацию. Такой отчет будет включать следующие структурные элементы: обзор организации и внешняя среда, управление, возможности и риски, стратегия и распределение ресурсов, бизнес-модель, деятельность и перспективы на будущее.

В исследовании KPMG «Будущее корпоративной отчетности: стремление к единому видению», опубликованном в текущем году, председатель Международного совета по интегрированной отчетности (IIRC) Мервин Кинг в качестве одной из существующих проблем в финансовой отчетности отмечает предоставление в них ретроспективной информации. Интегрированный отчет вместо этого должен быть ориентирован на будущее. «Возьмем компанию, которая руководствуется принципами подготовки интегрированной отчетности,— рассказывает г-н Кинг. — Во-первых, она сравнивает прошлогодние финансовые показатели с показателями этого года. Затем она берет другие важные аспекты, имеющие значение для создания стоимости, обращает на них внимание в интегрированном отчете и показывает, как одно влияет на другое. Компания демонстрирует, как она учла все это в своих долгосрочных планах и каких результатов она добьется в сегодняшних условиях. На основании этой информации можно оценить долгосрочную стратегию и результаты деятельности этой компании. Короче говоря, речь идет о капитализме, основанном на принципах устойчивого развития, в противоположность капитализму, ориентированному на краткосрочную перспективу». Мервин Кинг считает, что совет директоров должен с помощью процесса подготовки отчетности продемонстрировать, что он обратил внимание на вопросы, имеющие значение для увеличения долгосрочной стоимости компании, учел как финансовые, так и нефинансовые факторы.

«Во всем мире говорят о том, что корпоративная отчетность в том виде, в каком мы ее знали на протяжении десятилетий, не отвечает потребностям XXI века. Мы живем в эпоху Интернета, радикальной прозрачности, истощения природных ресурсов, глобального потепления, финансового кризиса и как никогда возросших ожиданий заинтересованных сторон. Нельзя продолжать готовить такую отчетность, которую читает лишь 1% пользователей, а понимает 0,05%,— цитирует KPMG господина Кинга. — Переход на интегрированную отчетность происходит быстрее, чем я думал, но я не знаю, когда он произойдет повсеместно. В пилотной программе подготовки интегрированной отчетности участвуют известные компании — такие, как Microsoft, HSBC, Coca-Cola и Novo Nordisk. Они должны показать хороший пример остальным».

Типичные ошибки

Развитие годовых отчетов в области предоставления нефинансовой информации происходит и в Казахстане. Здесь есть и отчеты, подготовленные по руководству GRI, и первые попытки создания интегрированных годовых отчетов. Именно такие документы чаще всего занимают верхние позиции нашего рейтинга, поскольку дают более полное представление о деятельности компании и ее стратегии развития в перспективе. Однако даже казахстанским лидерам в области подготовки годовой отчетности еще есть над чем работать, причем не только в области раскрытия информации об устойчивом развитии, но и в области предоставления классических разделов годового отчета.

В данном анализе мы не останавливались на достижениях казахстанских компаний в области подготовки годовых отчетов, а сосредоточились на ключевых упущениях. Хотя эти достижения есть. Например, существенно улучшилось представление производственных и финансовых результатов деятельности в отчетном году. Многие компании стали сопровождать основные числовые показатели объясняющими аналитическими комментариями, недостаток которых мы отмечали в прошлом году.

Одним из слабых мест среднего казахстанского годового отчета остается представление деятельности компании: того, где, что, как она делает и как создает стоимость. В частности, казахстанские компании почти никогда не раскрывают свою бизнес-модель. Кроме того, только половина компаний представили в годовом отчете свою организационную структуру, и единицы описали деятельность каждого бизнес-дивизиона. Большинство компаний ограничиваются общим описанием видов деятельности предприятия, в то время как лучшие практики подготовки отчета предполагают также раскрытие информации об основных продуктах компании, ее бизнес-процессах, клиентах, географии деятельности, конкурентных преимуществах и т.п.

Для того, чтобы принимать какие-либо решения, инвесторам и другим заинтересованным сторонам необходимо понимать: в какой рыночной среде работает компания, каковы тренды в экономике и отрасли и как они будут воздействовать на бизнес компании. Соответствующая информация дает представление о перспективах будущего развития компании, угрозах и возможностях, а также о том, насколько эффективна стратегия и почему она именно такая, какая есть.

Большая часть казахстанских эмитентов годовых отчетов (69%) дают описание рыночной среды, что является достаточно хорошей практикой (в частности — успеха в этой области добились телекоммуникационные предприятия). Однако только малая часть эмитентов дают представление о конкурентной позиции компании на рынке, своей доле рынка и о том, что представляют собой конкуренты и как они развиваются. Достаточно успешно в этом плане показали себя страховые компании — такие, как «Коммеск-Омір» и НСК. Описание деятельности конкурентов дает, среди прочего, представление о том, насколько компания эффективно работает в своей рыночной среде. По-прежнему слабостью годовых отчетов остается отсутствие макроэкономического анализа. Только 35% компаний представили этот раздел. При этом и для рыночного анализа, и для макроэкономического характерна оторванность от деятельности компании. Отчеты, как правило, не дают представления о том, как рыночные и экономические тенденции влияют на бизнес организации и каких последствий стоит ожидать. Эмитенты годовых отчетов в среднем по-прежнему избегают делать какие-либо прогнозы относительно изменений рынка, конкурентной среды и своих позиций.

Стратегия является одним из краеугольных камней годового отчета. Описание стратегических направлений деятельности должно дать представление о долгосрочных планах развития компании и устойчивого роста. При этом читатель ожидает критического взгляда на стратегию, а не просто бравурных заявлений. Стратегия в годовых отчетах компании должна проходить красной нитью и через другие разделы, связанные с ее реализацией: например, корпоративное управление, риск-менеджмент, результаты деятельности в отчетном году, ключевые показатели эффективности, устойчивое развитие (как платформа создания стоимости) и т.п. Это необходимо, чтобы показать, как отдельные бизнес-процессы включаются в план долгосрочного развития. Однако зачастую в отчетах казахстанских предприятий стратегия не выходит за рамки соответствующего раздела. Только несколько компаний, в частности ENRC, могут похвастать раскрытием информации в разных частях отчета с точки зрения корпоративной стратегии развития.

Более 60% компаний представляют стратегические цели на средне- и долгосрочную перспективу. Однако часто эти цели сформулированы очень обще и не содержат какой-либо конкретики и ключевых показателей. Отсутствует анализ факторов, способствующих или препятствующих реализации стратегии.

Невозможно отследить и последовательность реализации стратегических планов. Например, компании не представляют свою работу по стратегическим задачам в отчетном году, никак не отражают достижение или не достижение ранее заявленных целей. Кроме того, зачастую отсутствуют конкретные планы на следующий год с указанием числовых показателей. Хотя эмитентов, которые представляют планы на краткосрочную перспективу, в этом году стало больше, этот раздел в большинстве годовых отчетов отсутствует. Среди казахстанских компаний относительных успехов в предоставлении планов и результатов их реализации добилась компания «Эйр Астана». Бизнес-план на 2013 год предоставили, в частности, Фонд недвижимости «Самрук-Казына» и Казахтелеком.

Остается достаточно слабым раздел, посвященный риск-менеджменту, который мог бы давать представление о ключевых рисках, а также показать, как компания идентифицирует риски и управляет ими. В то время как эмитенты годовых отчетов в России или в Великобритании борются со слишком большим количеством рисков, представляемых в отчете (обычно их более 10), пытаясь сосредоточиться только на ключевых угрозах, казахстанские эмитенты, наоборот, приводят очень небольшое число сформулированных рисков. Местные эмитенты редко приводят оценку потенциального влияния угроз на операционную деятельность, не указывают возможную степень воздействия и никак не связывают риски со стратегией развития. Меры по минимизации рисков приводятся в большинстве казахстанских отчетов, но также сформулированы только в общем и оторваны от конкретного отчетного года. Выгодно среди казахстанских отчетов в плане представления риск-менеджмента смотрятся, в частности, документы Kazakhmys PLC и Фонда недвижимости «Самрук-Казына».

Для крупных мировых компаний в годовом отчете характерен переход внимания от детального описания корпоративного управления и состава руководства к процессу принятия решений руководящими органами компании и тому, как эти решения влияют на деятельность компании и как они связаны с ее стратегией. Это обусловлено в том числе тем, что корпоративное управление большинство компаний раскрывают уже на должном уровне под влиянием регуляторных требований.

Почти все казахстанские эмитенты также раскрывают информацию о корпоративном управлении. Например, практически в каждом отчете есть состав совета директоров, в более чем 60 процентах отчетов дается информация о комитетах и правлении. Однако так же, как и другие разделы в годовом отчете, раскрытие корпоративного управления остается недостаточно информативным и страдает от формального подхода. Например, информация о совете директоров не всегда дополнена опытом работы его членов, обычно отсутствует информация о других должностях, владении акциями, назначении в состав совета директоров. Кроме того, компании обычно не раскрывают информацию о вознаграждении руководства. Там, где она присутствует, часто дана общая цифра выплаченного вознаграждения или вовсе описана только политика в области вознаграждения. Также зачастую отсутствует информация об акционерах компании и конечных бенефициарах.

Еще хуже обстоит дело с результатами работы руководящих органов. В частности, во многих отчетах не приводится информация о ключевых решениях совета директоров, результатах работы комитетов, ключевых действиях правления. И зачастую отсутствует оценка влияния принимаемых решений на бизнес компании. Достаточно высокий уровень раскрытия информации о корпоративном управлении предоставляют казахстанские компании, листинговые в Лондоне: ENRC и Kazakhmys PLC. Вероятно, это связано с более высокими требованиями по раскрытию информации на некоторых зарубежных фондовых рынках.

Устойчивое развитие в своих годовых отчетах представляют менее половины эмитентов: компании ФНБ «Самрук-Казына» (видимо, это является частью политики группы в области подготовки годовых отчетов) и нескольких ведущих компаний в области подготовки годовой отчетности в Казахстане. Некоторые из этих компаний также стали готовить интегрированные годовые отчеты, пытаясь объединить отчеты о деятельности в области устойчивого развития и основной годовой отчет. Хотя это абсолютно соответствует мировым трендам, в отдельных случаях подобные попытки казахстанских компаний ухудшают читабельность документа.

Предоставление информации об устойчивом развитии или социального отчета значительно повышает качество предоставляемой нефинансовой информации, даже невзирая на ряд недостатков подобных отчетов. Но в целом среди казахстанских компаний пока, очевидно, не возникло понимание того, зачем и как предоставлять данные об устойчивом развитии. Те же, кто использует методику GRI, очевидно, сталкиваются с проблемой того, как собирать необходимую информацию и что писать в том или ином разделе. Например, касательно экономического аспекта устойчивого развития компании не дают практически никакой информации о клиентах и взаимодействии с ними, а разделы о поставщиках чаще всего содержат только успехи в области развития местного содержания. Социальный аспект, как мы это отмечали в прошлом году, содержит в основном информацию о благотворительности, а не оценку влияния на сообщества и работу по его улучшению. Аналогично с информацией о защите экологии, где во многих случаях все кончается «посадкой елей». Кроме того, информация об устойчивом развитии и соответствующие разделы представлены изолированно от остальной деятельности.

Наиболее качественного предоставления информации о различных аспектах устойчивого развития добились ENRC, Казатомпром и KEGOC. А, например, компания «Самрук-Энерго» включает социальную ответственность в стратегию развития компании.

Одной из проблем включения нефинансовой информации в годовой отчет является его чрезмерное раздувание, что ухудшает восприятие документа. Например, передовой практикой в области подготовки интегрированной отчетности обладают компании ЮАР, однако длина отчетов местных компаний часто превышает 300 страниц. Одним из выходов является использование отсылок на другие документы компании, куда можно обратиться за дополнительной информацией (отдельные казахстанские компании уже начали осваивать этот метод). Но, возможно, более конструктивным подходом является концентрация на наиболее существенной информации, что позволит сделать отчет лаконичным. Это проблема многих компаний по всему миру, когда отчет соответствует установленным регуляторным требованиям, но не может лаконично и доступно передать необходимую информацию, в то время как пользователи все чаще выражают пожелание получать краткие документы. При этом речь идет не о сокращении уровня раскрытия информации, но о ее лучшей организации.

На наш взгляд, проблемы с раскрытием информации об устойчивом развитии демонстрируют источники общих проблем с подготовкой годовой отчетности. Возможно, ключевой трудностью является не отсутствие знания у компании о том, как и какую информацию необходимо раскрывать, а недостаточный уровень развития бизнеса компании-эмитента, в том числе в плане менеджмента и бизнес-процессов. Например, чтобы представить информацию о ключевых рисках, надо иметь развитую систему их идентификации, а для того, чтобы сделать хороший отчет об устойчивом развитии, надо, чтобы в компании работали механизмы мониторинга необходимой информации, т.е. чтобы принципы устойчивого развития реально внедрялись в операционную деятельность. При этом в результате внедрения необходимых процессов мониторинга подготовка качественного годового отчета может оказывать помощь руководству компании в принятии решений.

Методология составления рейтинга

В нашем случае под годовой отчетностью понимается годовой отчет компании вместе с отчетом об устойчивом развитии (социальным отчетом) и финансовой отчетностью, если она издана в виде отдельного документа. Возможен вариант интегрированного годового отчета, к которому отдельно прилагается документация финансовой отчетности.

Подход к оцениванию годовой отчетности заключается в анализе совокупности факторов, влияющих на перспективы роста потенциальной стоимости компании, обусловленного реализацией менеджментом стратегии ее развития.

В этом смысле предлагаемая методика рейтинга дает возможность оценить информационное наполнение годовой отчетности с точки зрения наиболее важных аспектов деятельности компании, а также соответствие отчетности форматам лучших мировых практик.

Содержание годовой отчетности компаний анализируется по пяти основным критериям функционирования  компании.

Критерий «Позиционирование на рынке», оценивается информационная насыщенность по направлениям:

макроэкономические факторы, влияющие на рынок и бизнес компании;

законодательная среда рынков, на которых действует компания;

описание конкурентной среды и рыночная доля компании;

перспективы роста рынка в целом и изменения конкурентной среды.

Критерий «Стратегия бизнеса», оценивается информационная насыщенность по направлениям:

миссия и конкретные формулировки основных положений стратегии развития применительно к особенностям бизнеса компании;

цели и задачи компании за отчетный период и достигнутые результаты;

стратегические приоритеты на следующий год и 3–5 лет вперед;

корпоративное управление; организационная структура компании, основные принципы управления бизнесом + основные бизнес-единицы.

Критерий «Деятельность по созданию стоимости», оценивается информационная насыщенность по направлениям: производственная деятельность и результаты работы по сегментам бизнеса; реализация инвестиционных проектов и перспективы их продвижения в следующем году и на 3–5 лет вперед;

инновации, R&D и их внедрение; риск-менеджмент, система управления рисками и результаты ее действия; финансово-экономическое положение компании; рынок ценных бумаг компании и рыночная капитализация. Критерий «Устойчивое развитие», оценивается информационная насыщенность по направлениям: взаимодействие компании с клиентами, сбытовая и маркетинговая политика;

создание и функционирование цепи поставок, взаимодействие с поставщиками  и подрядчиками; персонал: характеристика, социальные гарантии, мотивация и развитие;охрана труда, обеспечение здоровья и безопасности на рабочих местах, травматизм; природоохранная деятельность компании, экологические мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду;работа в области промышленной безопасности, меры по предотвращению промышленных  аварий; энергоэффективность и энергосбережение;

вклад компании в социально-экономическое развитие регионов деятельности;

социальная политика и взаимодействие компании с сообществами.

Критерий  «Наличие формальной информации», фиксируется наличие следующей информации: обзоры важнейших решений, принятых на собраниях акционеров, совета директоров и комитетов; перечень/характеристика крупных сделок и сделок с заинтересованностью;сведения о соблюдении компанией кодекса  корпоративного поведения; бухгалтерская отчетность по КСБУ, МСФО или GAAP и аудиторские заключения к ней; таблица соответствия текста отчета показателям руководств (GRI, IPECA и др.)  по подготовке отчетов об устойчивом развитии (социальных отчетов); глоссарий и список сокращений.

Степень структурирования информации в соответствии с общепринятыми типовыми разделами годовой отчетности также принимается во внимание.

Выделение устойчивого развития в отдельный критерий позволяет оценивать не только «классические» годовые отчеты, но также интегрированные отчеты и весь блок в целом «годовой отчет и отчет об устойчивом развитии». При этом под устойчивым развитием понимается набор функциональных стратегий, обеспечивающих реализацию главной (производственной) стратегии компании.

Оценка критериев рейтинга производится по десятибалльной шкале. Итоговая оценка является взвешенной суммой критериев. Соответственно, итоговая рейтинговая оценка также рассчитывается по десятибалльной шкале.

Далее предлагаем ознакомиться с примерами лучших практик подготовки казахстанскими компаниями годовой отчетности за 2012 год. В данном разделе в сокращенном виде отображены основные положительные стороны годовых отчетов, которые позволили им занять лидирующие позиции в нашем рейтинге.

По заявке компании-эмитента годового отчета рейтинговое агентство «Эксперт РА Казахстан» может также подготовить подробную рецензию на годовой отчет. В рецензии освещаются достоинства и недостатки годового отчета, потенциал его дальнейшего улучшения, проводится сравнение с казахстанскими и зарубежными годовыми отчетами и общеотраслевой лучшей практикой.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?