К. Есекеев: «Мы внимательно следим за интересами клиентов»

Образ «Казахтелекома» в силу разных причин таков, что у многих название этой компании ассоциируется со словом «монополист». Между тем это не вполне справедливо

К. Есекеев: «Мы внимательно следим за интересами клиентов»

Телекоммуникационная отрасль развивается и все время появляются сегменты, где «Казахтелеком» не имеет доминирующего положения. Пожалуй, нечто вроде монополии он сохранил в сфере фиксированной телефонной связи, но это направление интересным для бизнеса сегодня никак не назовешь. Другой сегмент, где компания очень сильна — это телекоммуникации для юридических лиц, в остальных же секторах компания работает, что называется, в рынке.

Поэтому интервью с главой компании Куанышбеком Есекеевым «Эксперт Казахстан» начал с вопроса о конкурентной ситуации в секторах, где компания присутствует. Похоже, в «Казахтелекоме» имеется видение того, в какую сторону компании развиваться дальше.

— Мощная тенденция, которая, конечно, для нас была ожидаема — это серьезный отток абонентов фиксированной связи в сотовую. Люди все чаще вместо того, чтобы находить в записной книжке номер телефона, набирать номер, предпочитают найти в мобильном имя абонента — и просто позвонить ему, нажав одну кнопку. Цены на мобильную связь и мобильный интернет в результате конкуренции падают, как следствие, люди младше сорока лет практически полностью отказываются от фиксированной связи. Так что для нас по фиксированной связи в первую очередь конкурентами являются «сотовики».

Другой очень важный момент — это вопрос мобильного интернета. Чем больше девайсов появляется, тем больше становится понятно, что опять-таки сотовые операторы являются нашими конкурентами по стационарному ШПД, где мы сильны. Естественно, когда количество смартфонов достигает цифры 20% от всех мобильных устройств, интернет-трафик становится существенным и часть этого трафика они оттягивают у фиксированного интернета. Клиенты быстро адаптируются к маркетинговым предложениям сотовых операторов. Так что чем больше таких девайсов на рынке, тем больше конкурентное давление на нас. К слову, я думаю, в очень недалеком будущем обычное телевидение столкнется с теми же проблемами, что и фиксированная телефонная связь, поскольку SmartTV становятся все более распространенным явлением — обычные вещательные каналы люди будут смотреть все меньше и меньше.

В сегменте фиксированного интернета мы конкурируем с другими компаниями, но у нас разные технологии подачи канала к абоненту. Большинство использует воздушные линии, мы идем по канализации. Но здесь идет столкновение хорошего с лучшим, причем мы, я считаю, лучшие.

Главное, что всех телеком-операторов объединяет — это растущие со стороны потребителей требования к качеству услуг. Клиенты уже не такие, как прежде, они требуют сервиса определенного уровня. Если сотовый оператор «пережимает трафик» и голос в трубке становится «металлическим», это вызывает огромное недовольство абонентов, хотя буквально пару лет назад этого бы никто особо и не заметил. Сегодня если ты обещаешь какое-то качество, ты обязан его дать. Когда мы по Megaline заявляем определенную скорость и в каких-то регионах, случается, не удается выдержать именно такие параметры, я после этого получаю длинные гневные письма, начинаю разбираться с филиалами.

— Как ситуация с транзитом? У вас были в этом году хорошие новости — вы подписали соглашение с российским «Мегафоном», открыли несколько новых стыков на границах.

— Мы два года проводили модернизацию нашей сети по транзиту Европа — Китай. Учитывая то, что в данном вопросе решение должно быть комплексным, мы нашли партнера в лице «Мегафона» и используем наше конкурентное преимущество — это короткий путь с хорошим резервированием каналов. В итоге мы получили стабильный заработок, который инвестируем в инфраструктуру, и не использовать ее, вложив столько денег в модернизацию, наверное, было бы неправильным.

— Но емкие магистрали могут пригодиться ведь не только для транзита?

— Внешний трафик у казахстанских потребителей в среднем растет на 50% в год. Все-таки зона притяжения нашего пользователя — это Рунет. Все «сидят» в «ВКонтакте», «Фейсбуке». Наша задача — учитывать этот факт. С Google мы уже подписали соглашение, и мы по сути кэшируем у себя их трафик. Для нас это важно — таким образом мы меньше платим иностранным операторам.

А по поводу собственного оптоволокна, конечно, развитая сеть — это огромный плюс, ведь в конце концов все перейдет в IP-трафик. Даже GSM сейчас — это уже не тот GSM, который был прежде. Да, до базовой станции голос «добирается» по-старому, но между сотами он проходит через IP-шлюзы, через магистральные каналы. Уже нет той радиорелейной телефонной связи, какая была. Тут важна сама структура сети.

Кроме того, происходит медленная трансформация привычек пользователей. Передача данных вытесняет традиционные голосовые услуги. Для компаний сотовой связи это означает, что сильные позиции у тех из них, кто обладает широкими каналами. Вы могли заметить в последнее время, что качество связи у некоторых операторов снизилось, и это как раз является следствием того, что оператору не хватает ресурса каналов, соединяющих базовые станции. У нас же с сетями все более чем в порядке. Это наша сильная сторона. И поскольку у нас все хорошо, мы решили запустить GSM в следующем году на базе «Алтела».

— Но вы же сами говорили только что, что классическая мобильная связь отходит в прошлое…

— Вот именно поэтому нам и нужно поторопиться. Стратегически мы хотели запустить GSM давно, но понимали, что если первым дать «голос», то мы станем драться с одними «сотовиками», что нам не очень интересно. А заходя для начала на рынок мобильного ШПД, мы скорее вступим в схватку с другими операторами и их 3G. А сейчас мы готовы дать и GSM, увязав это уже с нашей растущей «богатой» клиентской базой.

«Казахтелеком» готов предложить нелимитированные тарифы, когда человек разом будет платить за все виды коммуникаций — и ни в чем себя не ограничивать. Компания делает ставку на то, что современному человеку интернет нужен всегда и везде. Мы не собираемся гоняться за потребителем, который покупает лишь «голос» по мизерным ценам, а скорее ориентируемся на тот сегмент, которому нужны высокие скорости.

— Как вы относитесь к таким заявлениям ваших конкурентов, что 4G дает «избыточную» скорость и скоростей 3G пока вполне достаточно?

— Разве когда скорость высокая — это плохо? В разговорах про избыточные скорости 4G много лукавства. Когда вы на планшете смотрите фильм онлайн, вы заинтересованы, чтобы он, простым языком говоря, не тормозил.

— Вы могли бы пояснить, в чем суть соглашений с Virgin, которые «Казахтелеком» заключил некоторое время назад?

— Я уже говорил, что у «Алтел» появится GSM. Мы сейчас думаем над тем, как выводить этот продукт. И Virgin выступают в роли наших консультантов по стратегии выхода на рынок.

— То есть разговоры о том, что в Казахстане появится оператор, работающий под этим брендом — это просто домыслы?

— Пока об этом речи не идет. Если когда-нибудь мы захотим на нашей инфраструктуре запустить дискаунтера в GSM, для нас логичным будет взять какую-то готовую стратегию, и ее вполне может дать нам Virgin. Но будем ли мы это делать, покажет исследование этого вопроса, а его еще только предстоит сделать.

— Как развивается направление 4G? Пока, кажется, сетью покрыты только две столицы?

— Буквально на днях мы запустились в Караганде, Усть-Каменогорске, Актау, Актюбинске, Атырау и Шымкенте. Мы активно строим сеть и у Altel4G уже сто тысяч абонентов. До конца 2014 года преимуществами 4G смогут воспользоваться жители всех областных центров страны.

— Представители тройки сотовых операторов довольно сильно раздражены тем фактом, что им не дают лицензию на 4G, а «Казахтелеком» такую лицензию получил. Они говорят, что это нерыночно и несправедливо.

— Я считаю, что политика регулятора абсолютно правильная. Когда продавался Kcell и госкомпания теряла огромную часть прибыли в консолидированном балансе, она должна была за это получить какую-то ответную преференцию, чтобы дальше идти вперед. После продажи государству как акционеру были выплачены большие дивиденды. Это во-первых. Во-вторых, мы несем огромную ответственность за сельскую связь. В этом году мы практически обеспечили интернетом село с помощью беспроводной технологии EVDO-450. У нас прошла модернизация. Уже можно взять небольшую статистику по сельским абонентам — их около 50 тысяч. Другие компании никаких особых обязательств, кроме процента покрытия территории, не несут. При такой EBITDA, которая у них есть, эти минимальные требования выполнить для них не проблема. Мы же инвестируем в сельскую связь, понимая, что там низкий платежеспособный спрос, что это просто не всегда выгодно. И мы вправе ожидать за это особого отношения к себе государства. И последнее, мы же не просто забрали эксклюзивное право на связь четвертого поколения и теперь сидим и никому не отдаем 4G. Мы предоставляем качественную услугу. Те, кто начал пользоваться ею, с нее не уходят обратно на 3G — наша статистика это показывает. То есть потребителям нравится. В целом «Казахтелеком» предоставляет качественную услугу. Хотя и у нас есть, конечно, недостатки, над которыми мы работаем.

— Какие, если не секрет?

— Мы начали в этом году большую работу над внутренними бизнес-процессами внутри компании. Рынок показал нам, где нам надо подтянуться. Большой шаг, который мы сделали — это создали новые инновационные услуги. Понятно, что норма доходов на классических услугах, которая была прежде, уже недостижима. Для того чтобы компания существовала и была успешной, нужны новые предложения рынку. По цифровому телевидению у нас уже сейчас около 200 тысяч абонентов. Около трех миллиардов тенге мы заработали в этом году на услугах ИТ, где хорошая маржинальность, тем самым войдя на рынок системной интеграции. Для компании это новое направление деятельности. Отмечу, что компания запустила большое число дата-центров — в этот бизнес мы верим, так как видим, что объемы хранящихся данных будут расти. Мы уже стали предлагать облачные сервисы: есть услуга iD Host, где можно и зарегистрировать почту, и зарезервировать серверное пространство. Есть служба виртуального хостинга. Массу вещей можно делать виртуально на серверах… То есть мы выходим на новые рынки, и они дают нам высокий уровень чистой прибыли.

— Последнее время особо не видно рекламы Megaline. Вы отказываетесь от продвижения этого продукта?

— На самом деле у нас происходит рождение и созревание брендов. Когда-то мы создали бренд Megaline и он ассоциировался с большими скоростями, которые давались с помощью технологии DSL. Интернет передавался по витой паре и так далее. Сегодня скорости Megaline уже можно считать скромными, и теперь мы развиваем бренд iD, а это уже совсем другие скорости, передача данных по оптоволокну практически до клиента и так далее. У нас появился iD Net — бренд, под которым мы предоставляем высокоскоростной интернет, iD TV — это цифровое телевидение и iD Home, который объединяет iD Net и iD TV. И в смысле маркетинга эти продукты уже отпозиционированы от Megaline, потому что речь идет о совсем других возможностях. А в целом мы следуем за клиентом, следим за его потребностями.

— И как эволюционирует клиент?

— Когда-то дома он поставил стационарный телефон. Потом ему понадобился интернет, чтобы проверять электронную почту. Потом он захотел смотреть цифровое телевидение, захотел высоких скоростей интернета. Теперь, когда он накопил большое количество информации, он начинает задумываться о том, чтобы ее где-то дистанционно хранить. Позже он хочет получить возможность доступа к сохраненным данным, причем неважно где он находится — доступ должен быть… Появляется возможность получать контент уже даже не через смартфон или планшет, а через телевизор — я имею в виду SmartTV. Мы и здесь должны предлагать клиенту свои услуги. По сути, «Казахтелеком» начинает все больше и больше входить в жизнь каждого человека.

В завершение подчеркну, мы не стоим на месте — мы внимательно следим за интересами клиентов. Новая стратегия «Казахтелекома» будет направлена уже на управление стоимостью компании, так как для нас основным показателем эффективности менеджмента названо изменение акционерной стоимости. Другими словами, мы определяем наши слабые места, обнаруживаем и ликвидируем точки неэффективности.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом