Беспомощная помощь

Еркебулан Ильясов, председатель совета директоров холдинга «Alageum Electric»

Еркебулан Ильясов
Еркебулан Ильясов

— К сожалению, предоставляемая в рамках ГП ФИИР помощь пока не дает возможности многократно нарастить в короткие сроки мощности и обороты предприятий по объективным причинам.

Приведу конкретный пример. Мы реализуем инвестиционный проект по строительству трансформаторного завода в Уральске. Проект включен в региональную Карту индустриализации. Реализация данного инвестпроекта является стратегически важной задачей для развития несырьевого сектора экономики РК. Проект имеет значимый экономический и социальный эффект как для региона, так и для экономики государства в целом. Он окажет благоприятное влияние на рост ВВП. Тем не менее ТОО «Уральский трансформаторный завод» (ТОО «УТЗ») испытывает трудности с получением государственных субсидий в размере 7% по займу в размере 2,6 млрд тенге. Данный заем ТОО «УТЗ» получил от АО «Казинвестбанка» (КИБ) в марте текущего года. Получение данных субсидий было одобрено региональным координационным советом по Западно-Казахстанской области 16 мая 2013 года. Но буквально на следующий день — 17 мая 2013 года — в программу уже были внесены существенные изменения. Согласно им, ТОО «УТЗ» теперь может рассчитывать только на субсидирование 4% займа КИБ вместо 7%. В итоге проекты, одобренные региональными координационными советами (РКС), подлежат повторному рассмотрению. ТОО «УТЗ» вторично подал заявку в РКС в сентябре 2013 года. 8 октября 2013 года РКС ЗКО одобрил субсидирование процентной ставки в размере 4% по первому направлению ГП ФИИР. Однако прошло уже два месяца, а инвестпроект до сих пор находится на стадии оценки. Долгий процесс рассмотрения заявки на получение субсидирования вынуждает выплачивать ТОО «УТЗ» полностью процентную ставку, что увеличивает долговую нагрузку компании и негативно влияет на экономическую составляющую инвестпроекта.

Не дали должного эффекта и протекционистские меры по поддержке наших производителей в наращивании экспорта: сказалось то, что в этом сегменте все еще велика доля затрат на энергоносители. Поэтому в оставшееся до вступления в ВТО крайне короткое время необходимо создать новое направление поддержки конкурентоспособных компаний, предусмотрев в рамках ГП ФИИР реальные меры господдержки. Будем реалистами: борьба предстоит жесткая. Выжить в ней возможно, если удвоить темпы роста, активно наращивая экспорт технологичной продукции с высокой добавленной стоимостью в Россию и Центральную Азию, сделав упор на новые, более сложные технологичные и наукоемкие направления бизнеса. Для этого государство должно внедрить комплекс расширенных мер поддержки в виде преференций для конкурентоспособных компаний под кураторством специально созданного независимого госоргана.

Эффект предлагаемого нового направления ФИИР и отдельной программы отечественные компании должны успеть почувствовать до вступления Казахстана в ВТО. Только так можно помочь казахстанскому бизнесу, который страна взращивала все 20 с лишним лет своей независимости, выстоять в очень драматичный переходный период, окрепнуть, став в будущем фундаментом национальной экономики и стабильности государства.

Успех предлагаемой нами программы поддержки конкурентоспособных компаний зависит от ряда условий. Отечественные компании получают гарантированную комплексную господдержку только при условии возможности выполнения ими оговоренных государством требований до осуществления инвестиций и вложений. Определяющим при их выделении должен быть стратегический характер выпускаемой продукции, гарантии ожидаемого конечного результата, предусмотренного программой. Финансирование ведется либо беспроцентно, либо по очень низким процентам.

Для участия в новой программе уполномоченный орган доводит до компаний сроки ее действия, суммы субсидий и объективные условия их получения, причем без вмешательства человеческого фактора. По нашему мнению, эта независимая структура должна быть создана при Министерстве индустрии и новых технологий РК для координации работы госорганов и ключевых промышленных компаний страны.

В качестве первоочередных мер нам видится ряд шагов, первым из которых могло бы стать внедрение принципа «одного окна», уже показавшего свою эффективность в ряде сфер, например — внедрение ЦОНов для оказания услуг населению.

Сегодня для получения господдержки необходимо пройти согласования с рядом структур: АО «Фонд развития предпринимательства «Даму», с кредитной комиссией банка второго уровня, областными и республиканскими РКС, не говоря уже о разного уровня акиматах. Внедрение принципа «одного окна» ускорит время решения вопроса и, что немаловажно, исключит коррупционный фактор.

Следующая мера заключается в предоставлении неограниченной ликвидности. Многие казахстанские компании, стесненные в оборотных средствах, ограниченные низкими объемами и темпами кредитования, исчерпали возможности развиваться, инициировать новые проекты. Получив доступ к льготным кредитным ресурсам на возвратной основе, зарекомендовавшие себя на рынке компании смогут обеспечить не только собственное производство, но и создадут мультипликативный эффект через развитие малого и среднего бизнеса.

И, наконец, рост за счет внутренних ресурсов. Отечественные производители могут покрывать потребности национальных компаний в товарах и услугах. Если их продукция будет закладываться в проекты самих нацкомпаний еще на этапе проектирования. Параллельно необходимо ужесточить требования государственной экспертизы качества товаров и услуг. Такой подход не только экономически целесообразен, но и, по большому счету, патриотичен и несет в себе долгосрочные экономические и политические выгоды.

Суть программы ФИИР-2 должна выражаться в следующих экономических параметрах: сумма ежегодных льготных кредитов — 2 млрд долл.; окупаемость проекта — 5–7 лет; рентабельность — 15–30%; экспорт — 30–50% от производимой продукции.

Не стоит забывать о социальном факторе: при средней стоимости проекта в 50 млн долл., ежегодных инвестициях в 2 млрд долл. и средней занятости в 100 человек ежегодно можно создавать до 4 тыс. рабочих мест на производствах, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности