Всех продать

Казахстанский кондитерский рынок без иностранных инвестиций не справляется

Всех продать

Четыре крупные кондитерские фабрики, работающие сегодня в РК (алматинская “Рахат”, кустанайская “Баян-Сулу”, “Конфеты Караганды” и актауская “Волна”), несмотря на разный размер и потенциал расширения рынка сбыта, испытывают близкие проблемы - недостаток финансовых ресурсов в условиях растущего внутреннего рынка и напирающего в двери импорта. После продажи одного из лучших отечественных игроков рынка - “Рахата” - стало понятно, что наиболее приемлемый вариант выхода из ситуации - приход иностранных инвесторов.

Как сообщили Expertonline.kz представители рекламного, маркетингового и PR-агентства GOOD, на долю казахстанских производителей кондитерских изделий приходится по физическому объему порядка 55% продаж. Для сравнения: в России – около 88%, а в Беларуси - 65-67%.

Стоимостный объем экспорта кондитерских изделий из Казахстана в 2012 году составил 72 млн долларов, что в четыре раза больше по сравнению с показателями 2008 года - 17,8 млн долларов. По оценкам исследовательского агентства BusinessStat, основными экспортерами кондитерских изделий из Казахстана являются Россия и Киргизия и более 60% экспортных поставок в 2012 году составляли сахаристые кондитерские изделия и готовые какао-продукты, включая шоколад.

Начиная с 2008 года импорт кондитерских изделий в Казахстан начал стремительно расти и в 2012 году составил более 116 млн долларов. Основным поставщиком кондитерских изделий до 2009 года была Украина, но с ведением защитных пошлин на импорт кондитерских изделий в 2011 году это место заняла Россия. На рынке Казахстана доля импортной продукции на сегодняшний день составляет едва ли не половину, а по международным правилам ввоз продовольствия свыше 20% является угрожающим для конкурентоспособности местных производителей.

Участники рынка отмечают, что основной фактор, способствующий притоку зарубежной продукции, является разница в уровнях НДС. Казахстан среди стран Таможенного союза имеет самые низкие ставки НДС (12%), тогда как в России НДС составляет 18%, а в Белоруссии – 20%.

По информации агентства GOOD, в перспективе можно ожидать экспансии мировых лидеров, в частности - в премиальном сегменте, а также в рамках продуктов, соответствующих основным тенденциям рынка: продукты в индивидуальной удобной упаковке («на один укус»), «сложные» продукты (дополнительные ингредиенты, новые вкусовые комбинации). Это, в свою очередь, подтверждается динамикой роста продаж по стоимости в сравнении с продажами по объему (9% против 3% по шоколадным изделиям и 11% против 1% по печенью).

«В дальнейшем это может стать толчком для появления новых производств - как, например, компания Kondiz (город Семей, производство печенья) - так и усилением давления со стороны российских производителей. Однако сложно говорить о судьбе региональных производителей, имея ограниченные ресурсы по развитию своих продуктов и их продвижению, они находятся в наиболее уязвимом положении, - подчеркнули в агентстве. - Тем не менее, высокая лояльность казахстанцев к отечественным производителям (как конфет, так и печенья) будет своего рода «гарантом безопасности» от массовых поползновений извне».

Ноябрь нынешнего года ознаменовался тем, что крупнейшая казахстанская кондитерская фабрика «Рахат» завершила сделку по продаже 76% своих акций южнокорейскому холдингу LOTTE Confectionery. Таким образом, вхождение в капитал инвестора, по словам руководителей компании, позволит «Рахату» расширить производство, чтобы повысить свою конкурентоспособность. Этот оптимистический настрой не всем пришелся по душе: многие уверены, что в скором времени на прилавки магазинов не будут поступать привычные и полюбившиеся с детства кондитерские изделия.

Не прошло и месяца после успешной сделки, как в поле интересов зарубежных компаний попала еще одна кондитерская фабрика. Информагентство КазТАГ сообщило, что южнокорейская компания Lotte Confectionery Co, Ltd намерена приобрести Карагандинскую кондитерскую фабрику. Источник агентства сообщает, что «после того как корейцы вошли на наш рынок, купив кондитерскую фабрику «Рахат», они решили купить и АО «Конфеты Караганды». Тем самым компания приблизится к своей стратегической цели: стать кондитерской компанией №1 в азиатском регионе.

Однако начальник юридической службы АО «Конфеты Караганды» Лариса Константиниди опровергла информацию о намерении приобрести Карагандинскую кондитерскую фабрику южнокорейской Lotte Confectionery, отметив, что ведутся лишь переговоры о продаже с отечественной компанией, которую она, впрочем, не назвала.

Директор по маркетингу агентства GOOD Наталья Трегубова считает, что консолидация с крупными производителями дает еще одно дополнительное преимущество в виде централизованных закупок и стандартизации производственных процессов; это в итоге благоприятно отразится на себестоимости продукции.

«Прежде всего следует упомянуть о мировой практике инвестирования с целью технического обновления или перевооружения, так как одним из драйверов кондитерского рынка является необходимость регулярного (частого) выведения новых продуктов для  удержания покупателей, - полагает она. - Можно ожидать, что доля традиционных для Казахстана продуктов будет постепенно сокращаться под гнетом разнообразия, поэтому инвестиции будут одним из ключевых направлений для сохранения рынка».

Кроме того, агентство GOOD подчеркивает, что Казахстан для иностранных инвесторов выгоден геополитическим положением, прежде всего - по отношению к России и Китаю.

«Сейчас в качестве целевых рынков мировыми лидерами рассматриваются развивающиеся рынки по причине роста покупательной способности, что определяет их готовность покупать более дорогие продукты, в частности - шоколад, а также более высокими темпами роста численности населения. К примеру, Бразилия, Россия, Индия и Китай обеспечили в 2011 году 63% прироста объема мировых продаж кондитерских изделий, - добавила Наталья Трегубова. - И если ожидается, что рост объемов продаж на мировом рынке  будет на уровне трех процентов в течение следующих пяти лет, то в развивающихся странах он может достигнуть пяти процентов и более».

В свою очередь, по мнению агентства, сложившаяся ситуация находит отражение в стратегиях мировых производителей, которые выражают несколько трендов:

  • Премиумизация. Та же Lotte  в 2008 году стала владельцем всемирно известного премиального бренда бельгийского шоколада Guylian.
  • Слияния/поглощения на развивающихся рынках. К примеру, Lotte располагает мощностями в России, Китае, Вьетнаме, Сингапуре, Индии, Пакистане, Бельгии и, уже сейчас, в Казахстане с целью стать лидером на азиатском рынке к 2018 году.
  • Здоровое питание/”better-for-you-ingredients”, что в большей степени характерно для развитых рынков.
Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности