Затишье перед Рождеством

Немцы не торопятся бежать в магазины за рождественскими покупками

Затишье перед Рождеством

Торговцы обычно рассчитывают поправить дела и выполнить план за счет рождественских и новогодних праздников. В Германии все наоборот. Немецким торговцам приходится “крутиться” весь год, потому что рассчитывать на последние две-три декабрьские недели опасно. Несмотря на вполне неплохое по нынешним временам положение дел в экономике, жители ФРГ не торопятся тратить деньги на праздничные покупки. Хоть их и критикуют со всех сторон, немцы экономили, экономят и будут экономить впредь.

Слова расходятся с делами

Консалтинговая фирма GfK прогнозирует, что в этом году немцы потратят на рождественские подарки дополнительные 3 млрд евро. Согласно опросу двух тысяч человек, многие ждут в конце года доходы самые высокие за последние 13 лет. Но немецкие обыватели, на словах, хотят тратить на праздничные подарки примерно столько же, сколько и в докризисные времена.

Однако слова у немцев нередко, и праздничные расходы в этом году - не исключение, идут вразрез с реальными делами. В ассоциации немецких ритейлеров HDE ожидают в этом году рост рождественских продаж на 1,2% по сравнению с Рождеством 2012 года. Прогноз можно было бы признать приемлемым для нынешних кризисных времен, если бы эта цифра учитывала все сопутствующие факторы. Если же учесть, скажем, инфляцию и годовой рост цен на 1,5%, то получится в лучшем случае нулевой рост, хотя вероятнее всего - реальное снижение.

Согласно недавнему исследованию крупнейшей аудиторско-консалтинговой компании Deloitte, большинство немцев ожидают в 2014 году снижения своей покупательской способности. На оптимизм по поводу растущей экономики и неплохого положения на рынке труда сдерживающе действуют рост цен на энергию и квартплату, расходов на здравоохранение и снижение в реальном исчислении будущих пенсий. Например, по данным Управления статистики ФРГ, стоимость электроэнергии для домохозяйств с начала 2010 года выросла на 25%.

Еще, наверное, сильнее влияют на состояние внутреннего рынка в Германии культурные традиции, которые в немалой степени строятся на экономии и бережливости. Достаточно сравнить часы работы немецких и, скажем, британских и американских магазинов. В ФРГ большинство магазинов закрываются в 8 часов вечера. По субботам они прекращают работу еще раньше, а в воскресенья большинство их вообще не работают. Кстати, вместе с банками.

Еще одна отличительная черта немцев – относительно низкое, по международным стандартам, количество держателей пластиковых карт. Если в Америке банковские карты есть более чем у 70% населения, то в Германии таких менее 30%. Большинство покупок в ФРГ совершается за наличные деньги. Не благоприятствует праздничным распродажам в этом году даже погода. Ураган, пронесшийся над Германией в декабре, резко снизил объемы торговли.

В Германии, в отличие от других стран, экономический рост мало зависит от внутреннего спроса. Главный локомотив немецкой экономики – экспорт. Однако вялый внутренний рынок отрицательно влияет не только на немецкую экономику, в целом уже приспособившуюся к этой национальной особенности, но и на экономику  стран-торговых партнеров ФРГ. Неудивительно поэтому, что взятую на вооружение правительством Ангелы Меркель политику жесткой экономии, которую Берлин энергично защищает и продвигает не только за рубежом, но и у себя в стране, критикуют все, кому не лень. Последним к многочисленному хору критиков присоединился Вашингтон. В конце октября Министерство торговли США через своего пресс-секретаря заявило, что вялый внутренний спрос в ФРГ частично виноват в слабом росте экономики еврозоны в целом.

Люксембург – Мекка праздничных покупателей

Пессимистические настроения среди ритейлеров, если верить институту Гэллапа, царят сейчас и за океаном. Американцы готовы потратить на подарки к Рождеству и Новому году в среднем 704 доллара на человека. Это на 8,5% меньше, чем в 2012 году.

В других странах торговцы чувствуют себя перед праздниками более уверенно. В Великобритании, к примеру, по прогнозу Deloitte, объем праздничных распродаж превысит 40 млрд фунтов стерлингов (65 млрд долларов), что на 3,5% больше по сравнению с Рождеством 2012 года.

Британские ритейлеры очень надеются поправить дела в последние дни года и рассчитывают, что праздничные продажи будут самыми большими за все время рецессии. В последние недели много пишут о том, что британская экономика развивается быстрее, чем прогнозировали экономисты. Это вселяет в жителей Соединенного королевства оптимизм. Конечно, по расходам им далеко до россиян, но так же далеки они и от прижимистых немцев.

В Британском консорциуме ритейлеров (BRC) утверждают, что уверенность британских потребителей сейчас - самая высокая с 2008 года. По данным компании PricewaterhouseCoopers, ритейлеры в Великобритании в среднем снизили цены на 42%. В прошлом году снижение было скромнее – 36%.

Каждый пятый фунт будет потрачен на покупки в интернет-магазинах. Согласно данным Управления национальной статистики, в декабре прошлого года британцы потратили в сети 4,2 млрд фунтов - втрое больше, чем пять лет назад. В этом году специалисты тоже ждут в декабре резкого скачка расходов – до 10,5 млрд фунтов.

Интересное исследование провели экономисты UniCredit Bank, расставившие европейские страны согласно превышению расходов на покупки в декабре по сравнению с другими месяцами за пять последних лет.

На первом месте в Старом свете стоит Люксембург, где в последние пять лет рождественские расходы на 65% превышают среднемесячные. Столь большая разница объясняется в основном популярностью, которой пользуется Великое герцогство у покупателей из-за границы.

Доходы в Италии и Португалии вырастают перед Рождеством и новогодними праздниками на 33%. Эти две страны делят второе и третье места. На другом конце Хорватия, где покупатели тратят перед Рождеством и Новым годом всего на 9% больше, чем в другие месяцы. Ненамного опережают хорватов болгары, эстонцы и латыши. На западе континента слабее всего увеличиваются в декабре продажи в Нидерландах.

Неплохое настроение у ритейлеров на другом конце света. По прогнозам <span>New Commonwealth Bank, австралийцы в этом году оставят перед Рождеством в магазинах 18,4 млрд австралийских долларов (около 12 млрд евро), что на 12% больше, чем в прошлом году.</span>

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?