Затишье перед Рождеством

Немцы не торопятся бежать в магазины за рождественскими покупками

Затишье перед Рождеством

Торговцы обычно рассчитывают поправить дела и выполнить план за счет рождественских и новогодних праздников. В Германии все наоборот. Немецким торговцам приходится “крутиться” весь год, потому что рассчитывать на последние две-три декабрьские недели опасно. Несмотря на вполне неплохое по нынешним временам положение дел в экономике, жители ФРГ не торопятся тратить деньги на праздничные покупки. Хоть их и критикуют со всех сторон, немцы экономили, экономят и будут экономить впредь.

Слова расходятся с делами

Консалтинговая фирма GfK прогнозирует, что в этом году немцы потратят на рождественские подарки дополнительные 3 млрд евро. Согласно опросу двух тысяч человек, многие ждут в конце года доходы самые высокие за последние 13 лет. Но немецкие обыватели, на словах, хотят тратить на праздничные подарки примерно столько же, сколько и в докризисные времена.

Однако слова у немцев нередко, и праздничные расходы в этом году - не исключение, идут вразрез с реальными делами. В ассоциации немецких ритейлеров HDE ожидают в этом году рост рождественских продаж на 1,2% по сравнению с Рождеством 2012 года. Прогноз можно было бы признать приемлемым для нынешних кризисных времен, если бы эта цифра учитывала все сопутствующие факторы. Если же учесть, скажем, инфляцию и годовой рост цен на 1,5%, то получится в лучшем случае нулевой рост, хотя вероятнее всего - реальное снижение.

Согласно недавнему исследованию крупнейшей аудиторско-консалтинговой компании Deloitte, большинство немцев ожидают в 2014 году снижения своей покупательской способности. На оптимизм по поводу растущей экономики и неплохого положения на рынке труда сдерживающе действуют рост цен на энергию и квартплату, расходов на здравоохранение и снижение в реальном исчислении будущих пенсий. Например, по данным Управления статистики ФРГ, стоимость электроэнергии для домохозяйств с начала 2010 года выросла на 25%.

Еще, наверное, сильнее влияют на состояние внутреннего рынка в Германии культурные традиции, которые в немалой степени строятся на экономии и бережливости. Достаточно сравнить часы работы немецких и, скажем, британских и американских магазинов. В ФРГ большинство магазинов закрываются в 8 часов вечера. По субботам они прекращают работу еще раньше, а в воскресенья большинство их вообще не работают. Кстати, вместе с банками.

Еще одна отличительная черта немцев – относительно низкое, по международным стандартам, количество держателей пластиковых карт. Если в Америке банковские карты есть более чем у 70% населения, то в Германии таких менее 30%. Большинство покупок в ФРГ совершается за наличные деньги. Не благоприятствует праздничным распродажам в этом году даже погода. Ураган, пронесшийся над Германией в декабре, резко снизил объемы торговли.

В Германии, в отличие от других стран, экономический рост мало зависит от внутреннего спроса. Главный локомотив немецкой экономики – экспорт. Однако вялый внутренний рынок отрицательно влияет не только на немецкую экономику, в целом уже приспособившуюся к этой национальной особенности, но и на экономику  стран-торговых партнеров ФРГ. Неудивительно поэтому, что взятую на вооружение правительством Ангелы Меркель политику жесткой экономии, которую Берлин энергично защищает и продвигает не только за рубежом, но и у себя в стране, критикуют все, кому не лень. Последним к многочисленному хору критиков присоединился Вашингтон. В конце октября Министерство торговли США через своего пресс-секретаря заявило, что вялый внутренний спрос в ФРГ частично виноват в слабом росте экономики еврозоны в целом.

Люксембург – Мекка праздничных покупателей

Пессимистические настроения среди ритейлеров, если верить институту Гэллапа, царят сейчас и за океаном. Американцы готовы потратить на подарки к Рождеству и Новому году в среднем 704 доллара на человека. Это на 8,5% меньше, чем в 2012 году.

В других странах торговцы чувствуют себя перед праздниками более уверенно. В Великобритании, к примеру, по прогнозу Deloitte, объем праздничных распродаж превысит 40 млрд фунтов стерлингов (65 млрд долларов), что на 3,5% больше по сравнению с Рождеством 2012 года.

Британские ритейлеры очень надеются поправить дела в последние дни года и рассчитывают, что праздничные продажи будут самыми большими за все время рецессии. В последние недели много пишут о том, что британская экономика развивается быстрее, чем прогнозировали экономисты. Это вселяет в жителей Соединенного королевства оптимизм. Конечно, по расходам им далеко до россиян, но так же далеки они и от прижимистых немцев.

В Британском консорциуме ритейлеров (BRC) утверждают, что уверенность британских потребителей сейчас - самая высокая с 2008 года. По данным компании PricewaterhouseCoopers, ритейлеры в Великобритании в среднем снизили цены на 42%. В прошлом году снижение было скромнее – 36%.

Каждый пятый фунт будет потрачен на покупки в интернет-магазинах. Согласно данным Управления национальной статистики, в декабре прошлого года британцы потратили в сети 4,2 млрд фунтов - втрое больше, чем пять лет назад. В этом году специалисты тоже ждут в декабре резкого скачка расходов – до 10,5 млрд фунтов.

Интересное исследование провели экономисты UniCredit Bank, расставившие европейские страны согласно превышению расходов на покупки в декабре по сравнению с другими месяцами за пять последних лет.

На первом месте в Старом свете стоит Люксембург, где в последние пять лет рождественские расходы на 65% превышают среднемесячные. Столь большая разница объясняется в основном популярностью, которой пользуется Великое герцогство у покупателей из-за границы.

Доходы в Италии и Португалии вырастают перед Рождеством и новогодними праздниками на 33%. Эти две страны делят второе и третье места. На другом конце Хорватия, где покупатели тратят перед Рождеством и Новым годом всего на 9% больше, чем в другие месяцы. Ненамного опережают хорватов болгары, эстонцы и латыши. На западе континента слабее всего увеличиваются в декабре продажи в Нидерландах.

Неплохое настроение у ритейлеров на другом конце света. По прогнозам <span>New Commonwealth Bank, австралийцы в этом году оставят перед Рождеством в магазинах 18,4 млрд австралийских долларов (около 12 млрд евро), что на 12% больше, чем в прошлом году.</span>

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее