Борьба за Автокитай

Укрепив свои позиции на авторынке Поднебесной, зарубежные автопроизводители начали междоусобную борьбу

Борьба за Автокитай

После трехлетней конкуренции с китайскими автопроизводителями за место на крупнейшем авторынке планеты зарубежные автомобильные компании переключились на борьбу друг с другом

Вместе с продажами растет и конкуренция

Этот год китайские подразделения Ford Motor Co., Volkswagen AG и Hyundai Motor Co. могут смело записать себе в актив. Им удалось уловить и быстро удовлетворить резко возросший спрос на внедорожники. Кроме этого, они учитывают желание китайцев ездить на новых моделях, произведенных специально по их запросам.

Особенность этого года состоит в том, подчеркивает Wall Street Journal, что как минимум часть успехов зарубежными автопроизводителями на китайском авторынке достигнута за счет не китайских конкурентов, а коллег - автомобилестроителей из Европы, Америки и других азиатских стран. Доли General Motors Co., Toyota Motor Corp. и Nissan Motor Co. в этом году на китайском авторынке снизились.

В январе–ноябре продажи легковых автомобилей в КНР выросли на 15%. При этом доля иностранных производителей увеличилась с 58,7% в прошлом году до 60%. Большинство зарубежных автопроизводителей - даже тех, у кого доля осталась на прежнем уровне или снизилась, имеют по итогам года рост по абсолютным продажам. Китайцы и в 2013 году продолжали отдавать предпочтение иномаркам перед отечественными автомобилями.

В этом году выросли не только продажи, но и конкуренция. Ее отличительной чертой является перенос тяжести с борьбы с местными автокомпаниями на борьбу с некитайскими автопроизводителями.  

Богатое разнообразие

По словам президента китайского отделения GM Боба Сочиа, этот год получился у его компании несколько хуже предыдущих, потому что GM выпустила меньше новых моделей, чем раньше. В течение пяти следующих лет компания намерена продавать в Китае 9 новых или обновленных моделей внедорожников, а также выпускать по новой модели семейства Cadillac ежегодно вплоть до 2016 года.

«Здесь самое важное - выбрать правильный продукт», - разъяснил WSJ тонкости ведения дел в Поднебесной Боб Сочия, который в следующем месяце покидает свой пост. Его сменит Мэттью Тсиен.

Разнообразие китайского авторынка производит сильное впечатление. В Китае, по данным консалтинговой фирмы J.D. Power & Associates, работают 96 брендов, предлагающие 524 модели, в то время как в США 45 брендов предлагают 294 модели.

На следующий год у автопроизводителей планов тоже громадье, утверждает исследовательская компания Ways Consulting Co., которая специализируется на исследованиях авторынка. Они намерены выпустить как минимум 238 новых и обновленных моделей.

Китай по-прежнему остается для зарубежных автопроизводителей золотым дном. Подавляющее большинство компаний или сохранили доходы в КНР, или увеличили их.

Побольше блеска

Еще одной отличительной чертой 2013 года для зарубежных автопроизводителей в Поднебесной стал резкий рост расходов на маркетинг. Автомобилисты «охотятся» на китайского покупателя. Пять крупнейших СП, включая китайские подразделения VW, GM, Nissan и BMW AG, потратили в первые 10 месяцев года на рекламу своей продукции, утверждает компания Nielsen-CCData, 9,5 млрд юаней (1,6 млрд долларов). Это на 8% больше, чем за тот же период прошлого года. Американские автогиганты GM и Ford даже спонсировали популярные конкурсы певцов.

Результаты такой активизации на рекламном рынке налицо. Особенно впечатляют успехи Ford, который продал по состоянию на 1 декабря около 840 тыс. автомобилей. Это на 50% больше, чем за те же 11 месяцев прошлого года. В Ford поставили цель: удвоить к 2015 году в КНР производственные мощности. Американские автопроизводители поставили и еще поставят на китайский рынок в 2011-15 годах 15 новых моделей. Среди них и новые модели лимузинов Lincoln, и классические Mustang.

«Китайцам нравится, когда на заднем сиденьи побольше места, - объясняет президент Азиатско-тихоокеанского подразделения Ford Дэвид Шох. - Спереди же они любят побольше хрома. Мы обязательно учитываем их пожелания».

Hyundai пошел несколько иным путем. Южнокорейский автогигант сконцентрировал усилия на автомобилях среднего и маленького размеров, а также на предназначенных исключительно для КНР моделях: седанах Yuedong, Langdong и Mistra. Специалисты отмечают, что переход на европейский дизайн пришелся китайским покупателям по душе. Доля южнокорейской автомобильной компании на китайском рынке в январе-ноябре выросла с 7,1% в 2012 году до 7,4%.

Японских автопроизводителей подвела политика. Toyota и Nissan до сих пор приходят в себя от последствий обострения территориальных споров между Пекином и Токио. В результате китайские покупатели объявили бойкот японским товарам в целом и машинам - в частности.

Nissan, тем не менее, строит в отношении Поднебесной большие планы. Он хочет в средней или долгосрочной перспективе довести свою долю на китайском авторынке с нынешних 6 до 10%.

Toyota, несмотря на трудности, надеется выполнить поставленные на этот год цели и довести число проданных в КНР машин до 900 тыс. В следующем году, по словам представителя крупнейшего производителя автомобилей на планете Ню Юя, планка значительно поднята: намечено превысить рубеж в 1 млн авто. При этом в ближайшие годы Toyota намерена сосредоточиться на недорогих моделях и гибридах.

У Honda небольшой рост рыночной доли в первые 11 месяцев года: с прошлогодних 3,1 до 3,3%. Эта компания тоже уделила особое внимание учету вкусов и пристрастий китайских покупателей. В сентябре, к примеру, был представлен универсал Honda Jade, китайская модель с тремя рядами сидений.

Что касается лидера китайского авторынка - VW, то ему удалось выйти на лидирующие позиции после более чем десяти лет кропотливой работы.

Как поход в ресторан

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в Поднебесной покупатели менее верны приглянувшимся брендам, чем на Западе. Эту интересную особенность китайского авторынка специалисты объясняют тем, что в КНР еще не сложилась своя национальная автокультура.

«Для китайцев, - объясняет вице-президент и директор по маркетингу J.D. Power China Мэй Сунлинь, - покупка машины похожа на поход с друзьями в ресторан. Большинство людей никогда не пойдут в один и тот же ресторан первые два-три раза».

Исследование показало, что 85 человек из 100, покупающих второй автомобиль, предпочитают приобретать новый бренд.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?