Борьба за Автокитай

Укрепив свои позиции на авторынке Поднебесной, зарубежные автопроизводители начали междоусобную борьбу

Борьба за Автокитай

После трехлетней конкуренции с китайскими автопроизводителями за место на крупнейшем авторынке планеты зарубежные автомобильные компании переключились на борьбу друг с другом

Вместе с продажами растет и конкуренция

Этот год китайские подразделения Ford Motor Co., Volkswagen AG и Hyundai Motor Co. могут смело записать себе в актив. Им удалось уловить и быстро удовлетворить резко возросший спрос на внедорожники. Кроме этого, они учитывают желание китайцев ездить на новых моделях, произведенных специально по их запросам.

Особенность этого года состоит в том, подчеркивает Wall Street Journal, что как минимум часть успехов зарубежными автопроизводителями на китайском авторынке достигнута за счет не китайских конкурентов, а коллег - автомобилестроителей из Европы, Америки и других азиатских стран. Доли General Motors Co., Toyota Motor Corp. и Nissan Motor Co. в этом году на китайском авторынке снизились.

В январе–ноябре продажи легковых автомобилей в КНР выросли на 15%. При этом доля иностранных производителей увеличилась с 58,7% в прошлом году до 60%. Большинство зарубежных автопроизводителей - даже тех, у кого доля осталась на прежнем уровне или снизилась, имеют по итогам года рост по абсолютным продажам. Китайцы и в 2013 году продолжали отдавать предпочтение иномаркам перед отечественными автомобилями.

В этом году выросли не только продажи, но и конкуренция. Ее отличительной чертой является перенос тяжести с борьбы с местными автокомпаниями на борьбу с некитайскими автопроизводителями.  

Богатое разнообразие

По словам президента китайского отделения GM Боба Сочиа, этот год получился у его компании несколько хуже предыдущих, потому что GM выпустила меньше новых моделей, чем раньше. В течение пяти следующих лет компания намерена продавать в Китае 9 новых или обновленных моделей внедорожников, а также выпускать по новой модели семейства Cadillac ежегодно вплоть до 2016 года.

«Здесь самое важное - выбрать правильный продукт», - разъяснил WSJ тонкости ведения дел в Поднебесной Боб Сочия, который в следующем месяце покидает свой пост. Его сменит Мэттью Тсиен.

Разнообразие китайского авторынка производит сильное впечатление. В Китае, по данным консалтинговой фирмы J.D. Power & Associates, работают 96 брендов, предлагающие 524 модели, в то время как в США 45 брендов предлагают 294 модели.

На следующий год у автопроизводителей планов тоже громадье, утверждает исследовательская компания Ways Consulting Co., которая специализируется на исследованиях авторынка. Они намерены выпустить как минимум 238 новых и обновленных моделей.

Китай по-прежнему остается для зарубежных автопроизводителей золотым дном. Подавляющее большинство компаний или сохранили доходы в КНР, или увеличили их.

Побольше блеска

Еще одной отличительной чертой 2013 года для зарубежных автопроизводителей в Поднебесной стал резкий рост расходов на маркетинг. Автомобилисты «охотятся» на китайского покупателя. Пять крупнейших СП, включая китайские подразделения VW, GM, Nissan и BMW AG, потратили в первые 10 месяцев года на рекламу своей продукции, утверждает компания Nielsen-CCData, 9,5 млрд юаней (1,6 млрд долларов). Это на 8% больше, чем за тот же период прошлого года. Американские автогиганты GM и Ford даже спонсировали популярные конкурсы певцов.

Результаты такой активизации на рекламном рынке налицо. Особенно впечатляют успехи Ford, который продал по состоянию на 1 декабря около 840 тыс. автомобилей. Это на 50% больше, чем за те же 11 месяцев прошлого года. В Ford поставили цель: удвоить к 2015 году в КНР производственные мощности. Американские автопроизводители поставили и еще поставят на китайский рынок в 2011-15 годах 15 новых моделей. Среди них и новые модели лимузинов Lincoln, и классические Mustang.

«Китайцам нравится, когда на заднем сиденьи побольше места, - объясняет президент Азиатско-тихоокеанского подразделения Ford Дэвид Шох. - Спереди же они любят побольше хрома. Мы обязательно учитываем их пожелания».

Hyundai пошел несколько иным путем. Южнокорейский автогигант сконцентрировал усилия на автомобилях среднего и маленького размеров, а также на предназначенных исключительно для КНР моделях: седанах Yuedong, Langdong и Mistra. Специалисты отмечают, что переход на европейский дизайн пришелся китайским покупателям по душе. Доля южнокорейской автомобильной компании на китайском рынке в январе-ноябре выросла с 7,1% в 2012 году до 7,4%.

Японских автопроизводителей подвела политика. Toyota и Nissan до сих пор приходят в себя от последствий обострения территориальных споров между Пекином и Токио. В результате китайские покупатели объявили бойкот японским товарам в целом и машинам - в частности.

Nissan, тем не менее, строит в отношении Поднебесной большие планы. Он хочет в средней или долгосрочной перспективе довести свою долю на китайском авторынке с нынешних 6 до 10%.

Toyota, несмотря на трудности, надеется выполнить поставленные на этот год цели и довести число проданных в КНР машин до 900 тыс. В следующем году, по словам представителя крупнейшего производителя автомобилей на планете Ню Юя, планка значительно поднята: намечено превысить рубеж в 1 млн авто. При этом в ближайшие годы Toyota намерена сосредоточиться на недорогих моделях и гибридах.

У Honda небольшой рост рыночной доли в первые 11 месяцев года: с прошлогодних 3,1 до 3,3%. Эта компания тоже уделила особое внимание учету вкусов и пристрастий китайских покупателей. В сентябре, к примеру, был представлен универсал Honda Jade, китайская модель с тремя рядами сидений.

Что касается лидера китайского авторынка - VW, то ему удалось выйти на лидирующие позиции после более чем десяти лет кропотливой работы.

Как поход в ресторан

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в Поднебесной покупатели менее верны приглянувшимся брендам, чем на Западе. Эту интересную особенность китайского авторынка специалисты объясняют тем, что в КНР еще не сложилась своя национальная автокультура.

«Для китайцев, - объясняет вице-президент и директор по маркетингу J.D. Power China Мэй Сунлинь, - покупка машины похожа на поход с друзьями в ресторан. Большинство людей никогда не пойдут в один и тот же ресторан первые два-три раза».

Исследование показало, что 85 человек из 100, покупающих второй автомобиль, предпочитают приобретать новый бренд.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня