Ненужные реформы

"От реформ уже тошнит" - самые провальные реформы в казахстанском образовании

Ненужные реформы

Вчера председатель комитета по социально-культурному развитию мажилиса парламента Казахстана Дарига Назарбаева заявила о том, что проводимые реформы в казахстанском образовании не показали практически никаких результатов.

Каждый приход нового руководителя в сферу образования начинался с проведения новых реформ. При всем при этом не учитывается тот факт, что предыдущая реформа проводится всего несколько лет.

«У Министерства образования и науки непростая судьба: с 2000 года в отрасли сменилось семь первых руководителей, и каждый из них начинал свою деятельность с очередных крупномасштабных реформ, но ни одна из них так и не была доведена до конца. Огромные финансовые вливания в данную отрасль дали более чем скромный результат, - отметила депутат. - Мне, как и многим, хотелось бы сказать: оставьте образование в покое, от реформ уже тошнит. Но мы не можем себе это позволить».

Expertonline.kz  решил вспомнить, какие реформы в сфере образования проводились за годы независимости страны.

 

В 2001 году было проведено акционирование вузов: власть посчитала, что государственные вузы являются для нас непрофильными и убыточными активами, мало ориентированными на потребности рынка труда.

В 2004 году вузы Казахстана в массовом порядке перешли на систему обучения, соответствующую европейским стандартам, согласно которым институты и университеты стали готовить специалистов, имеющих академическую степень бакалавра или магистра.

В том же году, в соответствии с постановлением правительства Республики Казахстан «О введении единого национального тестирования», выпускники всех школ Казахстана впервые сдавали Единое национальное тестирование (ЕНТ), которое на протяжении всей своей истории вызывало споры о его целесообразности и объективности.

В 2008 году планировался переход на 12-летнее обучение, но он был отложен до 2015-го по ряду причин: недостаточно развитая инфраструктура школьного образования, отсутствие качественных условий для обучения 6-летних детей.

7 декабря 2010 года была утверждена государственная программа развития образования на 2011 – 2020 годы, основной целью которой является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики, а также планировалось осуществить переход на 12-летнюю модель обучения.

С 1 сентября 2011 года предусмотрена новая система повышения квалификации учителей по кембриджской системе через «НЦПК «Өрлеу» и ЦПМ при АОО “Назарбаев Интеллектуальные школы”.

В начале 2012 года Министерство образования и науки (МОН) объявило о введении обязательного комплексного тестирования (КТА) для учащихся колледжей. Ранее выпускники средних специальных учебных заведений имели возможность поступить в высшие учебные заведения без сдачи экзаменов.

В том же году президент страны Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости введения механизма подушевого финансирования в системе начального и среднего образования. Начиная с сентября 2013 года, планировалось применить этот механизм на базе 50 школ.

Также в 2012 году был принят Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, который включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников.

В начале 2013 году премьер-министр Казахстана Серик Ахметов поручил Минобразованию оптимизировать казахстанские вузы.

В марте 2013 года были введены двухэтапная экспертиза учебников и повышение базовых требований к их подготовке.

В 2013 году представители Министерства образования и науки Казахстана приняли решение, что ЕНТ в 2015 году будет заменено на два отдельных теста: Национальное тестирование и дополнительные профильные экзамены в форме тестирования для желающих поступить в высшее учебное заведение.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня