Ненужные реформы

"От реформ уже тошнит" - самые провальные реформы в казахстанском образовании

Ненужные реформы

Вчера председатель комитета по социально-культурному развитию мажилиса парламента Казахстана Дарига Назарбаева заявила о том, что проводимые реформы в казахстанском образовании не показали практически никаких результатов.

Каждый приход нового руководителя в сферу образования начинался с проведения новых реформ. При всем при этом не учитывается тот факт, что предыдущая реформа проводится всего несколько лет.

«У Министерства образования и науки непростая судьба: с 2000 года в отрасли сменилось семь первых руководителей, и каждый из них начинал свою деятельность с очередных крупномасштабных реформ, но ни одна из них так и не была доведена до конца. Огромные финансовые вливания в данную отрасль дали более чем скромный результат, - отметила депутат. - Мне, как и многим, хотелось бы сказать: оставьте образование в покое, от реформ уже тошнит. Но мы не можем себе это позволить».

Expertonline.kz  решил вспомнить, какие реформы в сфере образования проводились за годы независимости страны.

 

В 2001 году было проведено акционирование вузов: власть посчитала, что государственные вузы являются для нас непрофильными и убыточными активами, мало ориентированными на потребности рынка труда.

В 2004 году вузы Казахстана в массовом порядке перешли на систему обучения, соответствующую европейским стандартам, согласно которым институты и университеты стали готовить специалистов, имеющих академическую степень бакалавра или магистра.

В том же году, в соответствии с постановлением правительства Республики Казахстан «О введении единого национального тестирования», выпускники всех школ Казахстана впервые сдавали Единое национальное тестирование (ЕНТ), которое на протяжении всей своей истории вызывало споры о его целесообразности и объективности.

В 2008 году планировался переход на 12-летнее обучение, но он был отложен до 2015-го по ряду причин: недостаточно развитая инфраструктура школьного образования, отсутствие качественных условий для обучения 6-летних детей.

7 декабря 2010 года была утверждена государственная программа развития образования на 2011 – 2020 годы, основной целью которой является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики, а также планировалось осуществить переход на 12-летнюю модель обучения.

С 1 сентября 2011 года предусмотрена новая система повышения квалификации учителей по кембриджской системе через «НЦПК «Өрлеу» и ЦПМ при АОО “Назарбаев Интеллектуальные школы”.

В начале 2012 года Министерство образования и науки (МОН) объявило о введении обязательного комплексного тестирования (КТА) для учащихся колледжей. Ранее выпускники средних специальных учебных заведений имели возможность поступить в высшие учебные заведения без сдачи экзаменов.

В том же году президент страны Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости введения механизма подушевого финансирования в системе начального и среднего образования. Начиная с сентября 2013 года, планировалось применить этот механизм на базе 50 школ.

Также в 2012 году был принят Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, который включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников.

В начале 2013 году премьер-министр Казахстана Серик Ахметов поручил Минобразованию оптимизировать казахстанские вузы.

В марте 2013 года были введены двухэтапная экспертиза учебников и повышение базовых требований к их подготовке.

В 2013 году представители Министерства образования и науки Казахстана приняли решение, что ЕНТ в 2015 году будет заменено на два отдельных теста: Национальное тестирование и дополнительные профильные экзамены в форме тестирования для желающих поступить в высшее учебное заведение.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики