Европейское фиаско

ЕС провалил работу с республиками ЦА и переводит усилия в двусторонний режим

Европейское фиаско

В этом году истекает срок действия Стратегии нового партнерства Европейского союза и Центральной Азии. Результаты этой программы и будущее отношений между ЕС и Центральной Азией обсудила группа специалистов в ходе заседания экспертного клуба ОФ «Мир Евразии» на тему «Что нужно Европе в Центральной Азии?», которое прошло 6 декабря.

Стратегия нового партнерства Европейского союза и Центральной Азии была рассчитана на период с 2007 по 2013 год, ее основными целями являлись достижение стабильности и процветания региона. Главными направлениями стратегии были защита прав человека, демократизация, инвестиции в образование, содействие экономическому развитию, укрепление энергетических и транспортных каналов, устойчивость в области окружающей среды и борьба с общими угрозами и проблемами.

Стратегия нового партнерства стала первым подобным документом в истории Центральной Азии, но, по оценкам некоторых экспертов, ее успех был весьма сомнителен. «Надо признать, что стратегия ЕС - это, пожалуй, единственный документ внешнеполитических сил, который дает понять, что нужно целому субрегиону от нашего субрегиона. Ни с США, ни с Россией у нас нет таких документов. Это большой плюс, хотя, надо признать, не все пункты этого соглашения были выполнены», - разъяснил руководитель ОФ Мир Евразии Эдуард Полетаев.

Генеральный директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев в ходе своего выступления выделил ряд наиболее серьезных проблем cтратегии. К ним он отнес отставание ЕС в активности от других геополитических игроков в регионе, в особенности от Китая и России, отсутствие последовательности и взаимосвязи проектов, осуществляемых Евросоюзом в Центральной Азии. Кроме того, спикер упомянул медленное принятие решений по различным проектам в Центральной Азии, не позволяющее своевременно реагировать на возникающие в регионе проблемы, а также разнородность политических и экономических интересов стран Евросоюза. 

По словам эксперта, не последнюю роль играют и недостатки самих центральноазиатских стран: отсутствие полноценного диалога между республиками в пятистороннем формате и слишком завышенное ожидание в отношении инициатив Евросоюза. Провал проекта Nabucco, предполагавшего транспортировку центральноазиатского (преимущественно туркменского) газа в Европу через Каспий и Кавказ, по мнению многих экспертов, стал главным показателем неэффективности стратегии Евросоюза в Центральной Азии. 

Как отметили некоторые эксперты, хоть Евросоюз, будучи одним из мощнейших игроков на мировой арене, стремится укрепить свои позиции в Центральной Азии, этот регион не является для него приоритетным.«Активность ЕС всегда была больше направлена на регионы вблизи его границ, ситуация несколько изменилась в двухтысячных годах, после начала операции в Афганистане, но тогда Евросоюз сам понял, что он фактически утратил всю ту геополитическую инициативу, которую он начал набирать во второй половине 1990-х. ЕС запоздал с этой стратегией для нашего региона» - рассказала Толганай Умбеталиева, генеральный директор «Центральноазиатского фонда развития демократии».

Несмотря на шквал критики в адрес пятилетней стратегии Евросоюза, директор Центра центральноазиатских исследований Наргис Касенова высказалась более оптимистично в отношении  итогов этого проекта: «Я не могу назвать этот проект провальным. В Европе никто не ожидал, что к 2013 году в Центральной Азии будет демократия и торжество прав человека. В Евросоюзе понимают, что Центральная Азия - это непростой регион, но они вели поиск подходящих инструментов».

Как отметила г-жа Касенова, упор на образование, типичный европейский подход к демократизации достаточно хорошо работают в Центральной Азии, и особенно в Казахстане. И, хотя многие задачи так и остались невыполненными, в будущем ЕС, скорее всего, продолжит работу над ними: «Задачи для ЕС в Центральной Азии все равно никуда не денутся, потому что в отличие, например, от США безопасность в Центральной Азии для Европы важна: дестабилизация этого региона может пагубно повлиять на саму Европу. С другой стороны - ЕС, конечно, не настолько заинтересован в Центральной Азии, как Россия и Китай», разъяснила спикер.

«Судя по тому, как прошла эта стратегия, ЕС выполнил по минимуму то, что хотел, но у него была одна большая ошибка в работе с таким мифическим образованием, как Центральная Азия, которого на самом деле не существует, и оно не является ни объектом, ни субъектом политики. Тут видно, что если бы ЕС сосредоточился на двусторонних отношениях - например, если бы он отдельно работал с Казахстаном и Туркменистаном по энергетическим вопросам и торговле, а по вопросам безопасности - с Узбекистаном, все было бы гораздо лучше»,  объяснил представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов.

Стоит отметить, что хотя для Евросоюза Центральная Азия - далеко не главный экономический партнер, для многих стран региона экономические связи со странами ЕС имеют большое значение. Так, за истекшие пять лет в рамках стратегии Евросоюз инвестировал 720 млн евро в разные сектора центральноазиатской экономики.

Однако на региональном уровне существует значительный дисбаланс и, как отметили некоторые эксперты, среди всех стран региона и в экономическом, и в геополитическом отношении Казахстан - наиболее близкий и перспективный партнер для Евросоюза. Так, 44% инвестиций приходит в Казахстан из Евросоюза (хотя основная часть инвесторов - это казахстанские компании, которые зарегистрированы в Нидерландах). Кроме того, именно с Казахстаном Евросоюз работает наиболее тесно в сфере энергетики (инвестиции в Кашаган и Карачаганак) и потенциально Казахстан может взять на себя 8% транзита из Китая в Европу. Ко всему прочему, объем экспорта и импорта между Казахстаном и Евросоюзом больше, чем между Евросоюзом и всеми остальными странами Центральной Азии, несмотря даже на то, что число европейских стран-партнеров Казахстана снизилось за 2010-2013 годы.

Неудивительно, что переговоры по новому соглашению о партнерстве и сотрудничестве ЕС ведет пока только с Казахстаном в двустороннем порядке. В рамках подготовки к заключению нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве Евросоюз и Казахстан за четыре раунда переговоров уже обсудили вопросы внутренней и внешней политики, безопасности, правосудия и экономического сотрудничества.

В ходе переговоров пока не рассматривались вопросы торговли и инвестиций - они будут обсуждаться в марте 2014 года в Брюсселе. Стоит подчеркнуть, что у переговорщиков нет мандата на ведение переговоров о Соглашении по зоне свободной торговли (FTA; Соглашение об ассоциации - подвид FTA) с Казахстаном. Иными словами, ЕС рассматривает Казахстан в качестве дальней периферии, но видит определенную перспективу в укреплении внешнеэкономических связей с Астаной.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?