Добавить глубины

Казахским Интернет-СМИ не хватает профессионалов

Добавить глубины

В Казахстане в настоящее время казахская пресса не востребована казахскоязычной аудиторией по ряду причин: низкий профессиональный уровень, финансовая зависимость, отсутствие интереса у рекламодателей, цензура и излишняя эмоциональность в подаче материалов.

С самого обретения независимости казахскоязычная пресса крайне сильно отличалась от русскоязычной по части понимания окружающей социально-экономической и общественно-политической действительности. В большинстве своем в своих материалах казахские СМИ делают акцент на освещении мероприятий развлекательной направленности; авторы уделяют также большое внимание вопросам нациестроительства, языка и истории.

Общественный фонд «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» при поддержке Фонда Фридриха Эберта попытался выяснить сегодняшнее состояние, проблемы и тенденции развития казахских интернет-СМИ, основываясь на социологическом исследовании. 

Казахскоязычный Интернет начал развиваться сравнительно недавно – с 2009 года. По данным ОФ «ЦСПИ «Стратегия», если в 2009 году в Сети действовало всего 6 казахскоязычных сайтов общественно-политической направленности (abai.kz, egemen.kz, jasqazaq.kz, qazaquni.kz, turkystan.kz, zamandas.kz), то сейчас их больше 30, не учитывая региональные сайты и новостные агрегаторы, поэтому можно заметить устойчивую тенденцию развития.

Согласно данным, представленным в докладе редактора блог-платформы Yvision.kz  Алии Сембай в сборнике «Интернет в Казахстане», число пользователей сайта abai.kz в 2010 году составляло 500 человек в сутки. В настоящее время этот показатель составляет в среднем 5-6 тысяч человек.

Специалисты общественного фонда считают, что казахскоязычные сайты стали публичной площадкой для национал-патриотов – представителей культурной и творческой интеллигенции, объединенных вокруг «казахской идеи». 

«Конечно, пока рано говорить о казахских националистах как о самостоятельном политическом течении, но есть все основания полагать, что выступая и публикуясь на страницах интернет-сайтов, они формируют основу для будущей политической платформы национального/националистического движения в Казахстане», - отмечается в исследовании.

Согласно исследованию, основную аудиторию казахских Интернет-СМИ составляют казахскоязычные пользователи от 25 до 40 лет, живущие в южных и западных регионах страны. В связи с этим в исследуемой группе наблюдаются радикальность в суждениях, эмоциональное восприятие происходящего и симпатии к националистическим силам общества.

Эксперты также выяснили, что наибольший читательский интерес у казахскоязычной аудитории вызывают публикации, посвященные исторической тематике. В среднем один материал по истории просматривается 1148 раз, а на втором месте религиозная тематика - 823 просмотра.

Что касается перспектив развития и влиятельности казахских интернет-СМИ, то здесь, с одной стороны - редакторы сайтов, уверены, что казахские сайты в действительности предлагают более независимый взгляд на разные ситуации в стране, в отличие от печатных СМИ, которые зависимы в большинстве своем от финансирования и воли власти. Явное тому подтверждение - когда благодаря публикациям в Интернете принимались важные политические решения - такие, как восстановление памятника ханам Керею и Жанибеку в Астане, отмена решения о передаче казахстанских земель в аренду Китаю, отпор деятельности ваххабитского течения в Казахстане, ужесточение миграционного законодательства.

С другой стороны, по мнению Назии Жоямергенкызы, журналиста газеты «Туркестан», прежде чем говорить о развитии интернет-СМИ, необходимо, чтобы казахскоязычные журналисты стали более профессиональными и перестали освещать только темы, связанные с национальной идеологией. 

«Власть сегодня делает ставку на русскоязычную прессу и не особенно заинтересована в развитии казахских изданий. Но я бы все-таки призвала всех нас объединиться и приложить усилия, чтобы развивать государственный язык и казахские издания», - сказала Назия Жоямергенкызы.

Подобного мнения придерживается и Даурен Омаров, редактор интернет-сайта qaznews.kz, который считает, что контент казахских сайтов на данный момент очень узкий и журналисты ограничиваются лишь сенсациями.

«К примеру, часто в казахских СМИ можно увидеть новость о том, что кто-то родил, кто-то умер, а кто-то сделал аборт.  Нам необходимо писать более глубокие аналитические статьи. И еще наша ошибка в том, что мы не используем мультимедийные технологии»,  - подчеркнул г-н Омаров.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности