Добавить глубины

Казахским Интернет-СМИ не хватает профессионалов

Добавить глубины

В Казахстане в настоящее время казахская пресса не востребована казахскоязычной аудиторией по ряду причин: низкий профессиональный уровень, финансовая зависимость, отсутствие интереса у рекламодателей, цензура и излишняя эмоциональность в подаче материалов.

С самого обретения независимости казахскоязычная пресса крайне сильно отличалась от русскоязычной по части понимания окружающей социально-экономической и общественно-политической действительности. В большинстве своем в своих материалах казахские СМИ делают акцент на освещении мероприятий развлекательной направленности; авторы уделяют также большое внимание вопросам нациестроительства, языка и истории.

Общественный фонд «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» при поддержке Фонда Фридриха Эберта попытался выяснить сегодняшнее состояние, проблемы и тенденции развития казахских интернет-СМИ, основываясь на социологическом исследовании. 

Казахскоязычный Интернет начал развиваться сравнительно недавно – с 2009 года. По данным ОФ «ЦСПИ «Стратегия», если в 2009 году в Сети действовало всего 6 казахскоязычных сайтов общественно-политической направленности (abai.kz, egemen.kz, jasqazaq.kz, qazaquni.kz, turkystan.kz, zamandas.kz), то сейчас их больше 30, не учитывая региональные сайты и новостные агрегаторы, поэтому можно заметить устойчивую тенденцию развития.

Согласно данным, представленным в докладе редактора блог-платформы Yvision.kz  Алии Сембай в сборнике «Интернет в Казахстане», число пользователей сайта abai.kz в 2010 году составляло 500 человек в сутки. В настоящее время этот показатель составляет в среднем 5-6 тысяч человек.

Специалисты общественного фонда считают, что казахскоязычные сайты стали публичной площадкой для национал-патриотов – представителей культурной и творческой интеллигенции, объединенных вокруг «казахской идеи». 

«Конечно, пока рано говорить о казахских националистах как о самостоятельном политическом течении, но есть все основания полагать, что выступая и публикуясь на страницах интернет-сайтов, они формируют основу для будущей политической платформы национального/националистического движения в Казахстане», - отмечается в исследовании.

Согласно исследованию, основную аудиторию казахских Интернет-СМИ составляют казахскоязычные пользователи от 25 до 40 лет, живущие в южных и западных регионах страны. В связи с этим в исследуемой группе наблюдаются радикальность в суждениях, эмоциональное восприятие происходящего и симпатии к националистическим силам общества.

Эксперты также выяснили, что наибольший читательский интерес у казахскоязычной аудитории вызывают публикации, посвященные исторической тематике. В среднем один материал по истории просматривается 1148 раз, а на втором месте религиозная тематика - 823 просмотра.

Что касается перспектив развития и влиятельности казахских интернет-СМИ, то здесь, с одной стороны - редакторы сайтов, уверены, что казахские сайты в действительности предлагают более независимый взгляд на разные ситуации в стране, в отличие от печатных СМИ, которые зависимы в большинстве своем от финансирования и воли власти. Явное тому подтверждение - когда благодаря публикациям в Интернете принимались важные политические решения - такие, как восстановление памятника ханам Керею и Жанибеку в Астане, отмена решения о передаче казахстанских земель в аренду Китаю, отпор деятельности ваххабитского течения в Казахстане, ужесточение миграционного законодательства.

С другой стороны, по мнению Назии Жоямергенкызы, журналиста газеты «Туркестан», прежде чем говорить о развитии интернет-СМИ, необходимо, чтобы казахскоязычные журналисты стали более профессиональными и перестали освещать только темы, связанные с национальной идеологией. 

«Власть сегодня делает ставку на русскоязычную прессу и не особенно заинтересована в развитии казахских изданий. Но я бы все-таки призвала всех нас объединиться и приложить усилия, чтобы развивать государственный язык и казахские издания», - сказала Назия Жоямергенкызы.

Подобного мнения придерживается и Даурен Омаров, редактор интернет-сайта qaznews.kz, который считает, что контент казахских сайтов на данный момент очень узкий и журналисты ограничиваются лишь сенсациями.

«К примеру, часто в казахских СМИ можно увидеть новость о том, что кто-то родил, кто-то умер, а кто-то сделал аборт.  Нам необходимо писать более глубокие аналитические статьи. И еще наша ошибка в том, что мы не используем мультимедийные технологии»,  - подчеркнул г-н Омаров.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее