Грезы о небе

“Антонов” сделал еще один шаг к сборке самолетов в Казахстане

Грезы о небе

На прошлой неделе правительство Украины утвердило проект договора о создании совместного предприятия по производству самолетов Ан-140-100 и Ан-158. Теперь осталось дождаться, пока соответствующие документы будут подписаны казахстанскими властями. После этого в Казахстане, наконец, появится казахстанско-украинский авиазавод.

Затянувшийся полет

Соглашение о совместном производстве и послепродажном обслуживании самолетов АН-140-100 в Казахстане было подписано два года назад между казахстанским ТОО «Aero KZ» и украинским предприятием «Антонов». По планам, строительство завода, стоимость которого оценивалась в 150 млн долларов, должно было закончиться в 2012 году. В том же году планировалось выпустить 3, а в нынешнем – 8 самолетов. В 2014 – 12, а после довести до 20.

Однако в связи с тем, что соглашение не было одобрено властями, начало реализации проекта отложили на неопределенный срок. В следующем году начнется подготовка к запуску совместного серийного производства. Об этом российской газете «Коммерсант» сообщил генеральный конструктор ГП «Антонов» Дмитрий Кива. По его словам, Казахстан согласился покупать самолеты лишь в том случае, если будет создано локальное производство. «Также есть заинтересованность в закупках самолетов частными компаниями. Мы оцениваем потребность рынка не менее чем в 100 самолетов», - отметил г-н Кива.

Планируется также создание мощностей для послепродажного, технического обслуживания и ремонта авиатехники.

Украинские эксперты достаточно оптимистично оценивают перспективы создания производственного предприятия в Казахстане. На первый взгляд все действительно выглядит более чем обнадеживающе. На сегодня авиапарк РК составляет чуть более 400 судов, а изношенность – 80%. Только до 2020 года потребность авиакомпаний оценивается в 50 самолетов.

Однако, кроме высокого спроса и больших амбиций, в стране практически нет условий для создания подобного рода производств: ни кадров, ни преференций.  

Нереализованные амбиции

Доказательством тому являются все проекты, запускавшиеся с большой помпой, да так и оставшиеся на бумаге. Либо, в лучшем случае, они частично реализованы. К примеру, сельскохозяйственные самолеты «Фермер» и «Фермер-500», завод по выпуску которых  презентовали еще в 2011 году. Но за два года был выпущен лишь опытный образец. По словам директора предприятия Александра Ващенко, причин было две: нехватка специалистов и непредвиденные расходы.

В прошлом году должны были подняться в небо и пассажирские самолеты ЯК-58 и сельскохозяйственные А-31 (реализацией проекта занимается казахстанско-российская компания АО «Як АЛАКОН»). Первоначально планировалось,  что первые ЯК-58 будут выпущены в 2009 году, потом сроки неоднократно отодвигались. В начале нынешнего года президент казахстанско-российского предприятия Александр Топоров сообщил, что сборочное производство самолетов будет размещено в особой экономической зоне города Актау (хотя ранее планировалось запустить его в Алматинской области). Строительство завода должно было начаться в марте 2013 года, а первые воздушные суда «made in Aktau» появиться в конце нынешнего - начале следующего года.

Вопрос в том, что если у нас возникают сложности даже с производством легких самолетов, то как нам освоить сборку реактивных воздушных судов? Тем более, что даже «Соглашение между правительством Республики Казахстан и кабинетом министров Украины о производственной кооперации в авиастроении» дорабатывалась и утверждалась почти два года. Правда, генеральный директор «АэроКЗ» Владимир Куропатенко надеется, что после подписания соглашения и начала финансирования первые самолеты появятся в течение полутора лет (см. “ЭК” от 3 сентября 2013 года «Облака авиапрома»).

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее