Грезы о небе

“Антонов” сделал еще один шаг к сборке самолетов в Казахстане

Грезы о небе

На прошлой неделе правительство Украины утвердило проект договора о создании совместного предприятия по производству самолетов Ан-140-100 и Ан-158. Теперь осталось дождаться, пока соответствующие документы будут подписаны казахстанскими властями. После этого в Казахстане, наконец, появится казахстанско-украинский авиазавод.

Затянувшийся полет

Соглашение о совместном производстве и послепродажном обслуживании самолетов АН-140-100 в Казахстане было подписано два года назад между казахстанским ТОО «Aero KZ» и украинским предприятием «Антонов». По планам, строительство завода, стоимость которого оценивалась в 150 млн долларов, должно было закончиться в 2012 году. В том же году планировалось выпустить 3, а в нынешнем – 8 самолетов. В 2014 – 12, а после довести до 20.

Однако в связи с тем, что соглашение не было одобрено властями, начало реализации проекта отложили на неопределенный срок. В следующем году начнется подготовка к запуску совместного серийного производства. Об этом российской газете «Коммерсант» сообщил генеральный конструктор ГП «Антонов» Дмитрий Кива. По его словам, Казахстан согласился покупать самолеты лишь в том случае, если будет создано локальное производство. «Также есть заинтересованность в закупках самолетов частными компаниями. Мы оцениваем потребность рынка не менее чем в 100 самолетов», - отметил г-н Кива.

Планируется также создание мощностей для послепродажного, технического обслуживания и ремонта авиатехники.

Украинские эксперты достаточно оптимистично оценивают перспективы создания производственного предприятия в Казахстане. На первый взгляд все действительно выглядит более чем обнадеживающе. На сегодня авиапарк РК составляет чуть более 400 судов, а изношенность – 80%. Только до 2020 года потребность авиакомпаний оценивается в 50 самолетов.

Однако, кроме высокого спроса и больших амбиций, в стране практически нет условий для создания подобного рода производств: ни кадров, ни преференций.  

Нереализованные амбиции

Доказательством тому являются все проекты, запускавшиеся с большой помпой, да так и оставшиеся на бумаге. Либо, в лучшем случае, они частично реализованы. К примеру, сельскохозяйственные самолеты «Фермер» и «Фермер-500», завод по выпуску которых  презентовали еще в 2011 году. Но за два года был выпущен лишь опытный образец. По словам директора предприятия Александра Ващенко, причин было две: нехватка специалистов и непредвиденные расходы.

В прошлом году должны были подняться в небо и пассажирские самолеты ЯК-58 и сельскохозяйственные А-31 (реализацией проекта занимается казахстанско-российская компания АО «Як АЛАКОН»). Первоначально планировалось,  что первые ЯК-58 будут выпущены в 2009 году, потом сроки неоднократно отодвигались. В начале нынешнего года президент казахстанско-российского предприятия Александр Топоров сообщил, что сборочное производство самолетов будет размещено в особой экономической зоне города Актау (хотя ранее планировалось запустить его в Алматинской области). Строительство завода должно было начаться в марте 2013 года, а первые воздушные суда «made in Aktau» появиться в конце нынешнего - начале следующего года.

Вопрос в том, что если у нас возникают сложности даже с производством легких самолетов, то как нам освоить сборку реактивных воздушных судов? Тем более, что даже «Соглашение между правительством Республики Казахстан и кабинетом министров Украины о производственной кооперации в авиастроении» дорабатывалась и утверждалась почти два года. Правда, генеральный директор «АэроКЗ» Владимир Куропатенко надеется, что после подписания соглашения и начала финансирования первые самолеты появятся в течение полутора лет (см. “ЭК” от 3 сентября 2013 года «Облака авиапрома»).

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики