Долги и дороги

Проект «Производство дорожных битумов на Актауском заводе пластических масс», реализуемый в рамках ГПФИИР, готов к запуску

Долги и дороги

Представители Актауского битумного завода сообщили о принятии в резервуары  нефти в количестве 25 тыс. тонн с  месторождения Каражанбас для получения первой пробной партии битума.

«На сегодняшний день идут полным ходом пусконаладочные работы, на установку принято дизельное топливо, на котором мы планируем провести обкатку всей нашей системы. До приема нефти, 4 декабря, мы хотим проверить все установки», - сообщил Сейлхан Джусупбеков, технический директор ТОО СП «CASPI BITUM», во время пресс-тура, организованного АО НК «КазМунайГаз» (КМГ).

По его словам, запланированная проектная мощность завода составляет около 400 тыс. тонн  окисленных и  120 тыс. тонн модифицированных дорожных битумов,  а также 15 тыс. тонн бензиновой фракции и  230 тыс. тонн керосиново-дизельной фракции, 220 тыс. тонн вакуумного газойля ежегодно. Планируется, что этот объем покроет до 70% потребностей автодорожной отрасли Казахстана и даже пойдет на экспорт.

В частности, по сообщению г-на Джусупбекова, уже есть желающие покупать продукцию завода в Азербайджане.

«Основным потребителем нашего битума станет вновь созданная НК «КазАвтоЖол», с ними у нас уже есть договоренность, продукция будет поставляться в Мангыстаускую, Атыраускую, Актюбинскую области и на строительство дороги «Западная Европа – Западный Китай», - добавил Серик Байсексенов, заместитель генерального директора – главный инженер ТОО СП «CASPI BITUM».

Представители завода обещают, что с их битумом дорожное покрытие можно будет не менять десятилетями. «Полимерно-модифицированные битумы за счет улучшенных характеристик по теплостойкости, морозостойкости и износостойкости продлевают срок службы дороги, значительно сокращают затраты на ремонт», отметил г-н Джусубеков.

О запуске производства битума на базе обанкротившегося завода пластических масс было объявлено еще в 2007 году. В 2008 году был подписан меморандум о взаимопонимании на поставку сырья для битумного завода между КМГ и АО «Каражанбасмунай». В 2009 году подписано соглашение об основных принципах по созданию и участию в совместном предприятии в целях строительства и управления битумным заводом между «CITIC Group» (КНР) и АО «Kazakhstan Petrochemical Industries» (дочерняя организация КМГ). В 2010 году проект был включен в Карту индустриализации Казахстана.

Сам запуск был запланирован еще на декабрь 2012 года. В январе текущего года Серик Ахметов, премьер-министр РК, потребовал запустить битумный завод в апреле. Затем запуск был пересен на июнь. В августе министр нефти и газа Узакбай Карабалин, в ходе визита на строительную площадку Актауского битумного завода, потребовал разрешить все проблемные вопросы в кратчайшие сроки, провести пусконаладочные работы, получить заключение госэкспертизы  и запустить завод осенью. «Это небольшой завод. Здесь нет опасности и рисков высокого давления, выбросов метана или сероводорода. Сколько можно откладывать запуск этого важного для страны производства? Прекращайте свои разборки и приступайте к выполнению своих обязательств. Завод должен быть запущен осенью этого года», — заявлял руководитель ведомства.

Сообщается, что завод будет работать на основе договора процессинга с поставщиком каражанбасской нефти АО “Каражанбасмунай” по давальческой схеме.

Пусконаладочные работы ускорились после того, как стало известно об участии в презетации завода президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Ожидается, что во второй половине декабря глава государства торжественно объявит во время телемоста о начале работы предприятия.

Общая стоимость проекта – 290 млн долларов (43,5 млрд тенге), из которых 80% составляют заемные средства банка Bank of China под корпоративную гарантию CITIC Group. Залоговым обязательством выступил сам битумный завод. Остальная часть финансирования осуществлена за счет средств участников ТОО «СП «Caspi Bitum» -  АО «KPI» и ТОО «СИТИК Казахстан» на паритетной основе. Экономическая эффективность проекта будет обеспечиваться прибылью от продажи битума и экспорта облагороженной нефти, которая, как сообщают представители завода, имеет существенно лучшие потребительские свойства и высокую цену на мировых рынках. Срок окупаемости проекта составит три года.

Китайские банки являются одними из самых активных инвесторов в проекты ГПФИИР. В общей сложности, при активном содействии и под гарантии правительства и фонда «Самрук-Казына», именно госбанки Китая открыли Казахстану ряд кредитных линий на общую сумму 13 млрд долларов  (30% всех запланированных инвестиций на ГПФИИР).  Представители завода признают, что активное сотрудничество с китайской стороной обусловлено дешевизной выданного кредита. Впрочем, эта дешевизна отягощена рядом обязательств в виде участия китайских же подрядчиков, поставщиков и рабочей силы. Так, в случае с Актауским битумным заводом, материальный баланс на 100% будет составлять каражанбасская нефть, владельцами которой являются та же китайская государственная инвестиционная корпорация CITIC Group и КМГ.

По данным Министерства транспорта и коммуникаций РК, лишь 17,5% автомобильных дорог в стране имеют асфальтобетонное покрытие (16421 км). В 2013 году, по данным Всемирного экономического форума, Казахстан занял 117 место (между Камеруном и Бангладеш) в рейтинге стран по качеству дорог.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?