Эх, прокачу!

Одним из наиболее привлекательных вариантов вложения денег являются классические автомобили

Эх, прокачу!

Инвесторы всегда в поисках: куда бы повыгоднее вложить свои деньги. Особенно активными эти поиски становятся в нелегкие для финансового мира и экономики времена, когда традиционные варианты вложения средств становятся или маловыгодными, или слишком рискованными. В последнее время к картинам, антикварной мебели, винам и другим традиционным вариантам вложения денег прибавились и классические машины, цены на отдельные экземпляры которых могут достигать десятков миллионов долларов.

Автомобильный коктейль

Наибольшим спросом у состоятельных людей, причем - не обязательно коллекционеров редких и дорогих машин, хотя такие на аукционах все же преобладают, сейчас пользуется «классика», собранная на Апеннинах. За год, утверждает Historic Motor Group (HMG), средняя стоимость продаваемых на аукционах старых Ferraris выросла на 55%. Специалисты шутят, что она растет быстрее, чем на этих машинах в свое время носился знаменитый аргентинский автогонщик Хуан Мануэль Фанхио.

Темпы роста цен на итальянские авто более чем в два раза превосходят находящийся на втором месте Mercedes Benz, по которому рост средней цены составил 24%. Еще больше отстали классические авто Porsche, цены на которые за последние 12 месяцев выросли на 13%.

По словам Дитриха Хатлапы, бывшего банкира и создателя HMG, такой взлет цен на Ferraris и другую классику трудно объяснить какой-то одной причиной. По его мнению, здесь «целый коктейль причин».

Немалую роль в росте цен на классические машины играют достижения машин этого бренда в самых известных гонках. И в первую очередь, конечно, в гонках Формулы 1. Специалисты считают, что своими высокими ценами Ferrari в немалой степени обязана продолжающимся успехам конюшни Ferrari в Формуле 1.

Важную роль играет, конечно, и редкость продаваемого автомобиля. Конечно же, автомобили, продаваемые за миллионы долларов, собирались в ограниченных количествах. Нередко - несколько десятков штук.

Из факторов, влияющих на цену, следует назвать еще и техническое совершенство. Классические машины, конечно, собирают вручную. На момент появления они часто были шедеврами автомобильного искусства и достижениями инженерной мысли.

Превосходство в аукционных залах знаменитого итальянского бренда в очередной раз было подтверждено в середине августа, когда на аукционе в Калифорнии Ferrari 275 Spyder, модель 1967 года, ушла с молотка за 27,5 млн долларов. Это самая высокая цена на машины, когда-либо зафиксированная в Америке.

Когда продаются дорогие классические машины, от обилия нолей голова нередко идет кругом. 275 Spyder продан в 3300 (!) раз дороже суммы, отданной за него в 1967 году: 7,5 тыс. долларов. Тогда авто купил американский бизнесмен и филантроп Эдди Смит, скончавшийся 6 лет назад. Имя нового владельца уникального автомобиля, как бывает почти всегда с такими дорогими покупками, неизвестно. Известно только, что он швейцарец и коллекционирует автомобильную классику.

27,5 млн долларов – рекорд Америки, но до абсолютного рекорда всех времен и народов, установленного в прошлом году на туманном Альбионе, ему далековато. За другой Ferrari – GTO 250, автомобиль салатного цвета, собранный в 1962 году специально для британской легенды автогонок, сэра Стирлинга Мосса, таинственный американец заплатил 35 млн долларов.

Выгоднее золота

Обращает на себя внимание то, что цены растут не только на наиболее редкие и дорогие Ferraris или Bugattis. Значительно дороже, чем год-два назад, сейчас стоят и классические спортивные модели массового производства. Например, E Type Jags сейчас продают на аукционах за 130 тыс. долларов.

Все статистические данные, собранные Historic Motor Group, вводятся в индекс для сравнения с другими видами альтернативных инвестиций. Одним из наиболее авторитетных анализов состояния дел в сегменте предметов роскоши считаются ежегодные исследования Wealth Report, которые выполняют экономисты лондонского агентства элитной недвижимости Knight Frank. Исследование этого года показывает, что стоимость классических машин с июня 2012 по июнь 2013 года в среднем выросла на 28%. Сравнение с другими вариантами вложения средств - явно в пользу автоклассики. Индекс FTSE-100, т.е. стоимость акций ведущих компаний, вырос за тот же период времени на 12%, а цена на золото, во времена кризисов всегда считающееся выгодным вариантом вложения денег, упала на 23%.

Показатели классических автомобилей, как варианта для инвестиций, за последние 10 лет производят еще более сильное впечатление. За десятилетие средняя цена автоклассики выросла на 430%. Индекс FTSE за это же время подрос на 55%, а цена на золото - на 273%. Если отрешиться от эмоций и придерживаться только статистических выкладок, то самым надежным и выгодным вложением денег следует считать не желтый металл, а классические автомобили!

«Во времена кризисов, когда акции и другие финансовые инструменты обесцениваются, - объяснил Дитрих Хатлапа в интервью Guardian, - классические машины могут хотя бы немного успокоить встревоженных инвесторов. Крупная инвестиция в гараже всегда благотворно действует на нервы даже тех людей, кто относится к машинам спокойно. Она вызывает улыбку, и при желании на ней всегда можно прокатиться».

Все тот же Дитрих Хатлапа не согласен с распространенным мнением, что классические машины покупают только очень богатые коллекционеры типа Рода Стюарта, ударника Pink Floyd Ника Мейсона, владельца крупной британской машиностроительной фирмы JCB сэра Энтони Бэмфорда или всемирно известного модельера Ральфа Лорена. Хатлапа уверен, что количество аукционов и продаж старых машин, которое растет, как на дрожжах, - явное доказательство того, что ни о какой элитарности не может быть и речи и что на рынке классических автомобилей царит демократия.

Не автомобилями едиными

Конечно, классические машины - не единственный вариант альтернативного вложения денег, который растет в цене. За 12 месяцев, по июнь 2013 года, согласно Wealth Report, старинные марки поднялись в цене на 7%. За последние 5 лет суммарный рост по ним составил 60%, а за десятилетие – 255%.

Дорожают и монеты. На них цена за 12 месяцев подросла на 9%, а за десятилетие – на 225%.

Антикварная мебель, напротив, подешевела, хотя и немного: за год - на 3%. Однако потери в цене за 10 лет значительно существеннее – почти 20%. Что касается картин, статуй и других произведений искусства, то по ним снижение цен в июне 2012 – июне 2013 гг. составило 6%. Однако за 10 лет цена выросла на 183%.

Уловить какую-то закономерность в изменениях цен на разные виды альтернативных инвестиций трудно. Редактор Wealth Report Эндрю Ширли ответа на этот вопрос тоже не знает. Он только обращает внимание на то, что наиболее изменчивы цены на дорогие вина, цены на которые за год, кстати, поднялись на 3%, и произведения искусства. Ширли также отмечает, что волатильность цен в этих сегментах рынка альтернативных инвестиций даже сильнее, чем на рынке ценных бумаг.

«На цены влияет не только состояние экономики, - говорит он, - но и многое другое. На рынке предметов роскоши товаров переплелись быстро меняющиеся тренды, веяния моды и немало других факторов. На этом рынке часто надуваются пузыри, которые потом громко лопаются…»

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики