Сошлись делец и репортер

Как показал круглый стол «Деловая журналистика», прошедший 27 ноября в рамках VI-го Медиакурултая, журналисты и бизнес плохо понимают другу друга.

Сошлись делец и репортер

Основной посыл предпринимателей таков, что СМИ, как максимум, не выполняют социальный заказ по поддержке института предпринимательства, а как минимум - не удовлетворяют потребности бизнеса в информации.

Читающий бизнес хочет получать от СМИ всевозможные интересующие его сведения. Прошел судьбоносный съезд в Китае - бизнес намерен знать, каким образом его решения скажутся на будущем Казахстана. Сократился в октябре объем наличных денег на 1,1%  - бизнес интересуется, что будет с покупательской способностью домохозяйств и, в конечном итоге, с бизнесом самого бизнеса.

Бизнесмены выступают крупнейшими рекламодателями и основными ньюсмейкерми для деловых СМИ и желают видеть синергию этих ролей, оптимизируя расходы. «Бизнесу нужна квалифицированная подача информации и расширение целевой аудитории.  Необходимо  разнообразие и качество контента. Реклама дорожает, бизнес считает затраты и хочет получать от СМИ адекватную идеологическую отдачу. Вопрос - насколько СМИ способны соответствовать требованиям и  производить качественный уникальный контент?», гласил всеобщий запрос присутствующих бизнесменов.

Главный редактор газеты «Бизнес и власть» Олег Хе парировал, что от журналистов хотят слишком многого, тогда как отечественная деловая журналистика – отражение среды, в которой живут общество и бизнес. Чтобы делать качественный продукт,  нужны нормальная среда и инфраструктура. В развитых странах работает огромное количество исследовательских институтов, НПО,  отраслевых ассоциаций, аккумулирующих  разнообразную статистику, которую СМИ используют при написании аналитических текстов. В Казахстане открытых статистических источников практически не существует.

Единственные доступные источники открытой и структурированной информации – сайт Минфина «Депозитарий финансовой отчетности», куда публичные компании «складируют» финансовые документы, воспользоваться которыми могут журналисты. А также сайт Казахстанской фондовой биржи, где размещена подробная информация о листинговых компаниях. «Часто казахстанские редакторы и журналисты ощущают, что работают в одиночестве. СМИ понимают потребности своей аудитории, и что от них ждут качественной аналитики, но ее можно делать лишь вместе  с бизнес-сообществом», - резюмировал Олег Хе. 

Утром в смартфоне – вечером в планшете

Нужны ли бизнесу деловые газеты? Возможно, так можно оценить выступление директора Палаты предпринимателей Алматы  Ерлана Стамбекова, который буквально поставил под сомнение пользу от печатных СМИ. Он согласился с тем, что бизнес часто упрекает журналистов в непрофессионализме и поверхностности. Однако с ростом популярности социальных сетей, Интернет-журналистики монополия на информацию и на авторитетное мнение печатных СМИ исчезла.  Появились отдельные носители компетенций – профессионалы, они не нуждаются в традиционных СМИ, посредством которых ранее транслировали  сообщения целевой аудитории. Для этого сейчас есть безграничные  возможности в Сети.  Поэтому, по мнению г-на Стамбекова, инвестиции в печатные СМИ стали более избирательными. Бизнес выгадывает: размещать ли ему рекламу в СМИ или же открыть страничку в Фейсбуке и там совершено бесплатно рассказать  о своих инновациях и продуктах. На первый план выходит форма  и то, насколько четко издание может сегментировать потребителей контента, понимая, что многие читатели уже привыкли получать информацию с экранов гаджетов. К сожалению, констатировал бизнесмен, не каждое СМИ может похвастаться пакетом приложений, рассчитанным на несколько носителей.

«Здесь интересна обратная связь, когда форма начинает определять содержание, когда смысловая нагрузка - не только в контенте, но и в подаче информации.  Нужно совершенствовать форму  работы, создавая новые продукты, в том числе на мобильных приложениях. Хотелось бы видеть следующую связку: новость – в смартфоне, расширенная заметка – в планшете, аналитика и интервью – на полноценном экране в формате ТВ», – подытожил глава алматинской Палаты предпринимателей. 

Продолжая тему взаимодействия бизнеса и средств информации, редактор отдела рейтингов журнала Forbes Казахстана Ардак Букеева отметила крайнюю закрытость казахстанского бизнеса, и что часто бизнес говорит совсем не то, что хотели бы услышать журналисты, приведя в пример фразу журналистов ВВС: «Новости – это то, что  от вас хотят скрыть. Все остальное, особенно то,  что назойливо хотят рассказать, – пиар и реклама».  

«Бизнес хочет скрыть все - даже то, что нигде в мире больше не скрывается. Наша деловая журналистика  одноногая потому, что бизнес на запросы отвечает гораздо хуже правительства. Даже нацкомпании ведут себя лучше. Бизнес боится всего - наверное, потому, что есть что скрывать, – отметила журналист. – Мы говорим о коррумпированности в правительстве, но бизнес коррумпирован не менее. Никто практически не комментирует то или иное приобретение, или почему актив продали именно этому предпринимателю. Эти вещи бизнес пытается замолчать. И, чтобы не выглядеть некрасиво, предпочитает вообще не отвечать на серьезные вопросы. Для него лучше, если идет общий поток бизнес-информации, создающий некую картинку дня.  Но деловые СМИ – не только для обслуживания бизнеса,  они  несут социальную функцию и не могут делать только то, что угодно предпринимательству».

Журналисты с сожалением констатировали, что бизнес многие вещи часто маскирует под коммерческую тайну  и  вспоминает о четвертой власти, лишь когда ему плохо. Вот тогда-то бизнес охотно сотрудничает со СМИ.

Что касается низкого качества деловых СМИ, то, по мнению г-жи Букеевой, отчасти это происходит оттого, что сегодня деловые издания создали собственные сайты. И с учетом большого числа оригинальных Интернет-ресурсов, и в погоне за публичным интересом они стали публиковать не только деловую информацию, а все, что может увеличить аудиторию,  что также размывает деловое направление СМИ.

Почему в Казахстане нет своих Ведомостей?

Отвечая на упреки в закрытости бизнеса, Ерлан Стамбеков отметил, что закрытость бизнеса – своеобразное правило игры: вынужденная мера и ответ на несовершенство налогового кодекса и других законодательных и нормативных документов, воздвигающих барьеры для предпринимательства, когда выходит, что закон – как дышло.  Но, тем не менее, бизнес заинтересован в сотрудничестве со СМИ  и готов делиться  экспертным мнением.

Президент Казахстанской фондовой биржи Азамат Джолдасбеков признался, что давно уже покупает деловые газеты исключительно с целью материального поддержания знакомого киоскера. Читать в них, по сути, фактически нечего. Все одинаково усердно переписывают одинаковые новости, полученные от информационных агентств или с пресс-конференций. СМИ потеряли собственное лицо. Журналистика утеряла авторский характер. Ситуацию усугубляют интеренет-ресурсы, которые более оперативны в выдаче информации. Зачем же покупать газеты? Зачем стране такое количество деловых газет и журналов, если они публикуют одинаково однообразный контент?  «Прекратите воспринимать журналистику как процесс, когда журналисты ходят по мероприятиям и затем пересказывают сказанное спикерами. Нужны реальные репортажи  с места событий и аналитические статьи», – призвал к порядку г-н Джолдасбеков.

В свою очередь главный редактор агентства «Интерфакс-Казахстан» Вячеслав Пащенко отметил,  что не все СМИ могут сегодня говорить с бизнесом на одном языке.  Многие из них целенаправленно избегают экономических и финансовых тем из-за отсутствия  сотрудников, которые могут квалифицировано писать на эти темы.

В итоге Азамат Джолдасбеков предложил собрать всех звезд-журналистов в едином проекте для достижения масштаба и профессионального уровня Ведомостей, чем вызвал бурную отповедь журналистов.   Олег Хе  заметил, что конкуренция между СМИ необходима для конкуренции мнений.  В едином издании полярности мнений не будет, ведь у  СМИ  всегда есть четкая редакционная политика, не говоря уже о том, что на медийном рынке идет конкуренция между издателями за рекламные бюджеты, и бизнесу выгодны различные мнения. 

Ардак Букеева остро парировала, что конкуренция мнений в одной голове – не что иное как шизофрения. По ее мнению,  в Казахстане нет газеты уровня Ведомостей, потому что закон запрещает полноценные иностранные СМИ, разрешая лишь 20-процентное иностранное участие. И такая мелкая доля в активе непривлекательна для стратегических инвесторов, желающих развивать медийный бизнес в Казахстане. «Ведомости выжили лишь потому, что имеют зарубежного хозяина. В Казахстане все друг другу друзья и родственники. Владелец издания наверняка будет иметь и другие бизнес-интересы, поэтому наши деловые СМИ не могут быть до конца объективными и честными», - призналась г-жа Букеева.

Дискуссия  о взаимодействии бизнеса и СМИ осталась незавершенной: уж слишком много вопросов накопилось и крайне непросто на них отвечать. Бизнес не готов идти навстречу журналистам, а журналисты не торопятся соответствовать стандартам целевой аудитории. Потому что сегмент  деловых изданий очень мал. Аудитория деловых СМИ хотя и качественная, не такая массовая, чтобы привлечь внимание большинства рекламодателей. Из-за этого почти все СМИ не имеют достаточных средств для развития, в том числе для профессионального роста журналистов и редакторов, которые могли бы проходить стажировки в  ведущих мировых изданиях и  иметь перед глазами живой опыт того, как надо правильно работать с контентом.  Если бизнес заинтересован в уникальном контенте, все-таки он должен сделать первый шаг навстречу СМИ.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом