Собирайтесь в облака

От информационных технологий сегодня зачастую зависит вся деятельность компании. Поэтому неудивительно, что современный казахстанский бизнес столь требователен к ИТ-решениям, предоставляемым операторами

Собирайтесь в облака

За последние годы как в крупных, так и в малых отечественных компаниях требования к ИТ-инфраструктуре существенно изменились. Теперь провайдеру недостаточно предоставлять лишь качественную связь, а сама компания зачастую не ограничивается строительством внутрикорпоративной сети. Бизнесу нужны высокие технологии в формате «комплексного бизнес-сервиса». Последнее требует наряду с классическими услугами телеком-оператора и системной интеграции, сложных конвергентных решений, связанных с использованием дата-центров и мощных каналов передачи данных.

Как поясняет начальник службы продаж г. Астаны дирекции корпоративных продаж (ДКП) АО «Казахтелеком» Усина Гульчахон, «современный корпоративный клиент больше не склонен к тому, чтобы получать необходимые услуги каждую по отдельности — ему нужны комплексные решения, причем с возможностью масштабирования и централизованного контроля». Поэтому новый вектор развития телекома — это предоставление услуг не только и не столько по передаче данных, но и, собственно, по работе с этими данными. Раньше телеком-оператор отвечал исключительно за передачу информации. Сегодня же провайдер начинает отвечать за всю ИКТ-инфраструктуру компании.

Отдать в хорошие руки

Экономически выгодным передавать непрофильные бизнес-процессы подрядчикам находят тысячи и тысячи компаний по всему миру. Пользоваться услугами сторонних, не внутрикорпоративных, курьеров, уборщиц, водителей из специализированных компаний — дело вполне привычное и для казахстанского бизнеса. В последнее время набирает обороты аутсорсинг в сфере ИТ-услуг. Суть их состоит даже не в том, что компании приглашают сторонние фирмы обслуживать свою ИКТ-инфраструктуру. Происходят более радикальные изменения — вся ИКТ-инфраструктура выносится за пределы компании на серверы провайдера. Там запускаются все программы, необходимые сотрудникам, там хранятся данные и т.д. У клиента же остаются лишь по сути терминалы для обмена информацией с дата-центрами. Такой подход называется «облачными технологиями».

«Облачные» сервисы выгодны, поскольку большинство работ ИТ-структур компании можно виртуализировать, т.е. повысить степень использования вычислительных мощностей компьютеров и сократить издержки на технику.

В «облаке» можно проводить совещания, конференции и видеоконференции, организовать электронный документооборот, создавать базы данных с регулярными правилами хранения и изменения информации. В «облаках» сегодня эффективно работают уже не только обычные, но и так называемые критические для бизнеса программы. На серверах дата-центров создаются виртуальные рабочие места, содержится корпоративная почта, там же находятся интернет-порталы для внешнего мира с высокой посещаемостью, тестовые среды для разработчиков программного обеспечения, СХД (сервисы хранения данных) и многое другое.

Компании все чаще понимают, что им не выгодно содержать штат своих технических работников и инвестировать в серверные комнаты. Причин для этого много. Резкие изменения конъюнктуры на рынках, что характерно для последнего пятилетия, заставляют часто менять количественный состав персонала: или быстро сжиматься, или столь же стремительно расширяться. Понятно, что наилучшим решением в такой ситуации являются облачные технологии и технологии виртуализации, когда рабочие места разворачиваются не на ПК, которым пользуется сотрудник, а на серверах, находящихся в больших дата-центрах провайдеров. Развернуть рабочее место можно за считаные минуты, так же как и отказаться от подобного сервиса с сохранением всех данных сотрудника. Вывод трат на ИТ из капитальных затрат в операционные расходы также дает свои понятные преимущества. Кроме того, не стоит забывать, найти в наши дни в сфере ИКТ профессионала достаточно непросто, но еще сложнее его удержать. Передавая свою ИТ-инфраструктуру сторонней компании, клиент забывает об этой головной боли, повышая при этом эффективность бизнеса.

Доверяй!

Однако, чтобы уверенно пользоваться облачными решениями, клиент должен быть уверен, что у него, во-первых, будет стабильный канал для связи с серверами, дата-центрами. Во-вторых, серверы на стороне провайдера всегда будут доступны, данные ни в коем случае не окажутся потеряны. И, в-третьих, что софт, работающий в виртуальной среде, также окажется стабильным. Клиент должен быть уверен в своем ИКТ-партнере, как в себе.

Конечно, многие крупные организации сегодня предпочитают промежуточный вариант: создание собственных центров обработки данных. То есть рабочие места виртуализируются, но на базе своих серверов. Вот что по этому поводу говорит Марат Акылов, начальник Управления системного администрирования ДИТ АО «Банк ЦентрКредит»: «Планируя строительство или модернизацию собственного ЦОД, необходимо быть уверенным в несущей способности выбранного помещения, в наличии достаточных электрических мощностей, в получении экологического разрешения на эксплуатацию дизель-генераторной установки, в наличии помещения для источника бесперебойного питания и систем кондиционирования, в бесперебойной круглосуточной работе собственных служб или сервисных компаний, в физической и информационной безопасности. Дублируя обслуживающие системы, необходимо быть готовым как минимум к удвоению их сложности. Напряженная и слаженная работа команды собственных и/или приглашенных профессионалов необходима на всем протяжении проекта — от подготовки проектно-сметной документации до запуска в эксплуатацию. Многие из них будут отвлечены на проект на полную занятость. Финансовый департамент должен быть готов к одномоментному отвлечению существенных денежных средств на непрофильную деятельность и, зачастую, к выводу обширных офисных площадей из эксплуатации. Многие компании решают для себя эти вопросы в пользу аренды ЦОД у специалистов, для которых строительство и бесперебойная эксплуатация ЦОД является профессиональной деятельностью».

Когда говорят об аренде ЦОД в Казахстане, в первую очередь имеют в виду «Казахтелеком». У компании сегодня имеется сеть из 17 дата-центров, расположенных в крупнейших городах и областных центрах Казахстана. Буквально в октябре она открыла в «Парке инновационных технологий Alatau IT City» новый крупный ЦОД. Около года назад в Павлодаре был открыт другой центр — это единственный в Центральной Азии и крупнейший в СНГ дата-центр класса надежности Tier III, то есть на нем могут проводиться ремонтно-профилактические работы без остановки объекта. Это означает, что он доступен для пользователей 7 дней в неделю, 24 часа в сутки. Другой подобный объект, расположенный под землей в городе Акколь Акмолинской области, запущен в октябре этого года. После введения в строй этот ЦОД станет базой для катастрофоустойчивых решений, поскольку находится вне сейсмоопасной зоны и обладает рядом уникальных технологических возможностей. Услуги всех этих центров корпоративному сегменту бизнеса предоставляет ДКП, они являются базой для развития массы других высокотехнологичных решений. На этой платформе можно разворачивать самый разный софт, необходимый для работы компании.

Очевидно, в ближайшие годы мы станем свидетелями массовой миграции в «облака». Когда та или иная конкретная компания начнет использовать такого рода технологии, зависит от многих факторов. Например, от того, как давно и как много она инвестировала в ИКТ прежде. Но одно можно сказать точно: нужная инфраструктура в виде развитых каналов связи и дата-центров в Казахстане уже создана.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики