Транспортно-интеграционная рулетка

Транспортные госпрограммы РК затачивают под ОТЛК
Транспортные госпрограммы РК затачивают под ОТЛК

Создание Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), вокруг которой сейчас крутится работа транспортных ведомств и компаний стран ЕЭП, подошло к практическому этапу. В Казахстане на этой неделе была принята госпрограмма развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы до 2020 года, которая практически целиком будет сосредоточена на раскрытии транзитного потенциала страны путем слияния местной инфраструктуры с российской и белорусской.

В планах Минтранскома РК развитие автомобильных дорог, железнодорожной отрасли, водного транспорта, гражданской авиации, внутренней и внешней терминальной сети, совершенствование придорожного сервиса, системы пассажирских перевозок; в общей сложности планируется привлечь около 5 трлн тенге инвестиций — как государственных, так и частных. На эти деньги проведут реконструкцию и ремонт автомобильных и железных дорог протяженностью, соответственно, 30 тыс. и 8 202 километра; увеличат объем транзитных грузов вдвое, грузооборота ­— в 1,6 раза и пассажирооборота — в полтора раза. Показатели отнюдь не недостижимые: с 2006 года грузо- и пассажирооборот уже вырос вдвое.

По официальным данным, ОТЛК получит контрольные пакеты Трансконтейнера, Белинтертранса, Казтранссервиса и 100% Кедентранссервиса — СП Трансконтейнера и КТЖ. Предполагается, что каждая сторона будет владеть 33% акций СП. Но поскольку сначала Россия вносит основные активы ОТЛК, ее доля будет контрольной. Россия внесет в ОТЛК 24,4 тыс. платформ и более 59 тыс. контейнеров, Казахстан — 4,5 тыс. платформ и 3 тыс. контейнеров, Белоруссия — 1,2 тыс. платформ и 3 тыс. контейнеров.

Впоследствии Белоруссия и Казахстан путем капитализации дивидендов смогут нарастить свои доли до 33%. Кроме того, ожидается, что компания получит приграничные терминалы на станциях Достык и Хоргос (Казахстан), Брест (Белоруссия) и Забайкальск (Россия). Их общая стоимость составит 541 млн долларов США. Также ожидается, что ОТЛК в свои активы получит сухие порты в Москве, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Алматы, Астане, Минске на общую сумму 144 млн долларов. Парк платформ оценен в 5,4 млрд долларов, а парк контейнеров — в 589 млн долларов.

Главная задача ОТЛК — стать основным игроком на рынке контейнерных перево­зок между Азией и Европой. Суть проекта заключается в том, что в рамках единой логистической системы Таможенного союза будут работать общие нормы и тарифы для транспортных систем трех стран. Это позволит значительно увеличить объем перевозок внутри ЕЭП, причем в основном за счет конкуренции с морским транспортом, и перехватить 7% грузопотока Китай — Европа.

Сейчас единственным активным европейским импортером, пользующимся железнодорожными перевозками, остается Чехия. По данным Eurostat, объем железнодорожных грузоперевозок из Китая в Европу через страны ТС в 2012 году составил 248 тыс. тонн на сумму 1,3 млрд евро, что составляет 0,5% как по тоннажу, так и по стоимости всего импорта в ЕС из Китая.

Согласно бизнес-плану, совокупный грузооборот ОТЛК к 2020 году превысит 4 млн ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент — условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств). Национальные железнодорожные компании получат хорошую прибыль от использования инфраструктуры: к 2020 году она должна составлять около 1,6 млрд долларов. Вклад в ВВП стран экономического пространства к 2020 году может составить 11,3 млрд долларов, причем для России — почти 5 млрд долларов, для Казахстана — 5,3 млрд долларов, для Беларуси — около миллиарда. По предварительным оценкам президента КТЖ Аскара Мамина, создание ОТЛК может обеспечить дополнительный доход в размере 780 млн долларов. Через территорию республики, по расчетам, к 2020 году будет проходить около 1,7 млн контейнеров. Однако в экспертном сообществе сомневаются, что Москва в итоге согласится потерять контроль над ОТЛК и позволит нарастить долю Астаны и Минска в совместном проекте до заявленной трети. КТЖ такое развитие событий грозит потерей контроля над активами.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности