Транспортно-интеграционная рулетка

Транспортные госпрограммы РК затачивают под ОТЛК
Транспортные госпрограммы РК затачивают под ОТЛК

Создание Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), вокруг которой сейчас крутится работа транспортных ведомств и компаний стран ЕЭП, подошло к практическому этапу. В Казахстане на этой неделе была принята госпрограмма развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы до 2020 года, которая практически целиком будет сосредоточена на раскрытии транзитного потенциала страны путем слияния местной инфраструктуры с российской и белорусской.

В планах Минтранскома РК развитие автомобильных дорог, железнодорожной отрасли, водного транспорта, гражданской авиации, внутренней и внешней терминальной сети, совершенствование придорожного сервиса, системы пассажирских перевозок; в общей сложности планируется привлечь около 5 трлн тенге инвестиций — как государственных, так и частных. На эти деньги проведут реконструкцию и ремонт автомобильных и железных дорог протяженностью, соответственно, 30 тыс. и 8 202 километра; увеличат объем транзитных грузов вдвое, грузооборота ­— в 1,6 раза и пассажирооборота — в полтора раза. Показатели отнюдь не недостижимые: с 2006 года грузо- и пассажирооборот уже вырос вдвое.

По официальным данным, ОТЛК получит контрольные пакеты Трансконтейнера, Белинтертранса, Казтранссервиса и 100% Кедентранссервиса — СП Трансконтейнера и КТЖ. Предполагается, что каждая сторона будет владеть 33% акций СП. Но поскольку сначала Россия вносит основные активы ОТЛК, ее доля будет контрольной. Россия внесет в ОТЛК 24,4 тыс. платформ и более 59 тыс. контейнеров, Казахстан — 4,5 тыс. платформ и 3 тыс. контейнеров, Белоруссия — 1,2 тыс. платформ и 3 тыс. контейнеров.

Впоследствии Белоруссия и Казахстан путем капитализации дивидендов смогут нарастить свои доли до 33%. Кроме того, ожидается, что компания получит приграничные терминалы на станциях Достык и Хоргос (Казахстан), Брест (Белоруссия) и Забайкальск (Россия). Их общая стоимость составит 541 млн долларов США. Также ожидается, что ОТЛК в свои активы получит сухие порты в Москве, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Алматы, Астане, Минске на общую сумму 144 млн долларов. Парк платформ оценен в 5,4 млрд долларов, а парк контейнеров — в 589 млн долларов.

Главная задача ОТЛК — стать основным игроком на рынке контейнерных перево­зок между Азией и Европой. Суть проекта заключается в том, что в рамках единой логистической системы Таможенного союза будут работать общие нормы и тарифы для транспортных систем трех стран. Это позволит значительно увеличить объем перевозок внутри ЕЭП, причем в основном за счет конкуренции с морским транспортом, и перехватить 7% грузопотока Китай — Европа.

Сейчас единственным активным европейским импортером, пользующимся железнодорожными перевозками, остается Чехия. По данным Eurostat, объем железнодорожных грузоперевозок из Китая в Европу через страны ТС в 2012 году составил 248 тыс. тонн на сумму 1,3 млрд евро, что составляет 0,5% как по тоннажу, так и по стоимости всего импорта в ЕС из Китая.

Согласно бизнес-плану, совокупный грузооборот ОТЛК к 2020 году превысит 4 млн ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент — условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств). Национальные железнодорожные компании получат хорошую прибыль от использования инфраструктуры: к 2020 году она должна составлять около 1,6 млрд долларов. Вклад в ВВП стран экономического пространства к 2020 году может составить 11,3 млрд долларов, причем для России — почти 5 млрд долларов, для Казахстана — 5,3 млрд долларов, для Беларуси — около миллиарда. По предварительным оценкам президента КТЖ Аскара Мамина, создание ОТЛК может обеспечить дополнительный доход в размере 780 млн долларов. Через территорию республики, по расчетам, к 2020 году будет проходить около 1,7 млн контейнеров. Однако в экспертном сообществе сомневаются, что Москва в итоге согласится потерять контроль над ОТЛК и позволит нарастить долю Астаны и Минска в совместном проекте до заявленной трети. КТЖ такое развитие событий грозит потерей контроля над активами.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее