Субсидии преткновения

Планы Казахстана по субсидированию сельского хозяйства расходятся с правилами ВТО

Субсидии преткновения

Перед ожидаемым в 2014 году вступлением Казахстана во Всемирную торговую организацию последним нерешенным остался вопрос о субсидировании сельскохозяйственной отрасли. Об этом 18 ноября сообщила министр по делам экономической интеграции РК Жанар Айтжанова на правительственном часе в мажилисе парламента РК. Хотя тема субсидирования сельского хозяйства и обсуждается в последнюю очередь - для Казахстана, половина населения которого проживает в сельской местности, это вопрос не последний по значимости, и для его решения уже наметились некоторые препятствия.

«Сроки всегда зависят от того, как ведутся переговоры и по каким результатам. У нас сегодня продолжаются переговоры по субсидированию сельскохозяйственной отрасли. Когда мы договоримся о тех объемах, которые будут соответствовать нашим долгосрочным и среднесрочным планам развития сельскохозяйственной отрасли? Мы надеемся, что это произойдет  в следующем году, - сказала г-жа Айтжанова. - Сегодня Казахстаном предлагается закрепить размеры данных субсидий на уровне, предусмотренном госпрограммой по развитию агропромышленного комплекса в РК на 2013 - 2020 годы «Агробизнес - 2020».

В соответствии с планами, указанными в этой концепции, вплоть до 2020 года в Казахстане запланировано значительное и всестороннее увеличение субсидирования сельского хозяйства. К примеру, в число мер по поддержке агропромышленного комплекса войдут субсидии на воду, страхование, закупку удобрений и экспортные субсидии. Все эти меры входят в «красную» и «желтую» корзины субсидий, а значит, по правилам ВТО они должны быть либо строго ограничены, либо вовсе отменены.  

По правилам, установленным в ВТО, субсидии делятся на три «корзины». «Красная корзина» включает в себя полностью запрещенные субсидии, к ним относятся те из них, которые направлены на поощрение использования местных товаров в противовес импортируемым.  «Желтая корзина» включает в себя те меры поддержки, которые хоть и влияют на цену и себестоимость продукции, но не запрещаются полностью. Она включает такие меры, как погашение государством затрат, снижение цен на энергоресурсы для сельскохозяйственных предприятий и льготы на транспортировку продукции. И, наконец, «зеленая корзина» включает в себя те меры, на которые не налагается ограничений. К ним относится, например, субсидирование научных исследований, мероприятий по охране окружающей среды и борьбе с болезнями сельскохозяйственных животных и растений.

Хотя в соответствии с Программой по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2012-2020 годы планируется значительный рост господдержки,  субсидирование в Казахстане страдает от ряда недостатков. В их число входит низкая эффективность ряда субсидий и высокие административные издержки.

Что касается стран-членов ВТО, то большинство из них используют субсидирование в качестве ключевого инструмента поддержки сельскохозяйственного производства. Но для наиболее успешных в аграрной сфере стран ВТО характерна минимизация оказания прямой господдержки сельскому хозяйству и стремление к развитию роста конкурентоспособности и эффективности производства в сельском хозяйстве. Такая политика ведется, например, в Австралии, Канаде и Новой Зеландии.

 

По мнению заместителя председателя Союза Фермеров Казахстана Акжола Абдукалимова,  вступление в ВТО может обернуться тяжелым ударом по сельскохозяйственной отрасли Казахстана. «Наш малый и средний сельский бизнес не готов к конкурентной борьбе на таком уровне. Уровни энергообеспечения и технического оснащения наших ферм даже рядом не стоят с европейскими и американскими фермами. Если у фермеров и есть сельхозтехника, то она в основном устаревшая и обновляется из всей техники в стране 1,2-2 процента, тогда как должно обновляться ежегодно около 20 процентов. Государство недостаточно внимания уделяет этой проблеме, поэтому даже внутри ТС конкуренция нелегко дается нашим фермерам. В России, например, государственные субсидии покрывают фермерам 50 процентов стоимости приобретаемой техники, а у нас фермер платит за все сам».

По словам г-на Абдукалимова, казахстанские фермеры и сейчас нуждаются в более активной поддержке государства: «Субсидии для сельского хозяйства у нас даже сейчас недостаточны и попросту обходят так нуждающиеся в них малые и средние фермерские хозяйства. Например, субсидии, выплачиваемые на маточное поголовье скота, получают только те фермеры, у кого в хозяйстве их более ста голов, а у нас большинство фермеров держат меньше скота, и поддержки соответственно не получают, – рассказывает спикер. - Поэтому мы просим правительство до вступления в ВТО решить проблемы нашего сельского хозяйства, поставить на ноги парк сельхозтехники и пересмотреть нынешнюю аграрную политику, ведь во всех развитых странах малые фермерские хозяйства в большинстве, а у нас - наоборот».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее