Субсидии преткновения

Планы Казахстана по субсидированию сельского хозяйства расходятся с правилами ВТО

Субсидии преткновения

Перед ожидаемым в 2014 году вступлением Казахстана во Всемирную торговую организацию последним нерешенным остался вопрос о субсидировании сельскохозяйственной отрасли. Об этом 18 ноября сообщила министр по делам экономической интеграции РК Жанар Айтжанова на правительственном часе в мажилисе парламента РК. Хотя тема субсидирования сельского хозяйства и обсуждается в последнюю очередь - для Казахстана, половина населения которого проживает в сельской местности, это вопрос не последний по значимости, и для его решения уже наметились некоторые препятствия.

«Сроки всегда зависят от того, как ведутся переговоры и по каким результатам. У нас сегодня продолжаются переговоры по субсидированию сельскохозяйственной отрасли. Когда мы договоримся о тех объемах, которые будут соответствовать нашим долгосрочным и среднесрочным планам развития сельскохозяйственной отрасли? Мы надеемся, что это произойдет  в следующем году, - сказала г-жа Айтжанова. - Сегодня Казахстаном предлагается закрепить размеры данных субсидий на уровне, предусмотренном госпрограммой по развитию агропромышленного комплекса в РК на 2013 - 2020 годы «Агробизнес - 2020».

В соответствии с планами, указанными в этой концепции, вплоть до 2020 года в Казахстане запланировано значительное и всестороннее увеличение субсидирования сельского хозяйства. К примеру, в число мер по поддержке агропромышленного комплекса войдут субсидии на воду, страхование, закупку удобрений и экспортные субсидии. Все эти меры входят в «красную» и «желтую» корзины субсидий, а значит, по правилам ВТО они должны быть либо строго ограничены, либо вовсе отменены.  

По правилам, установленным в ВТО, субсидии делятся на три «корзины». «Красная корзина» включает в себя полностью запрещенные субсидии, к ним относятся те из них, которые направлены на поощрение использования местных товаров в противовес импортируемым.  «Желтая корзина» включает в себя те меры поддержки, которые хоть и влияют на цену и себестоимость продукции, но не запрещаются полностью. Она включает такие меры, как погашение государством затрат, снижение цен на энергоресурсы для сельскохозяйственных предприятий и льготы на транспортировку продукции. И, наконец, «зеленая корзина» включает в себя те меры, на которые не налагается ограничений. К ним относится, например, субсидирование научных исследований, мероприятий по охране окружающей среды и борьбе с болезнями сельскохозяйственных животных и растений.

Хотя в соответствии с Программой по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2012-2020 годы планируется значительный рост господдержки,  субсидирование в Казахстане страдает от ряда недостатков. В их число входит низкая эффективность ряда субсидий и высокие административные издержки.

Что касается стран-членов ВТО, то большинство из них используют субсидирование в качестве ключевого инструмента поддержки сельскохозяйственного производства. Но для наиболее успешных в аграрной сфере стран ВТО характерна минимизация оказания прямой господдержки сельскому хозяйству и стремление к развитию роста конкурентоспособности и эффективности производства в сельском хозяйстве. Такая политика ведется, например, в Австралии, Канаде и Новой Зеландии.

 

По мнению заместителя председателя Союза Фермеров Казахстана Акжола Абдукалимова,  вступление в ВТО может обернуться тяжелым ударом по сельскохозяйственной отрасли Казахстана. «Наш малый и средний сельский бизнес не готов к конкурентной борьбе на таком уровне. Уровни энергообеспечения и технического оснащения наших ферм даже рядом не стоят с европейскими и американскими фермами. Если у фермеров и есть сельхозтехника, то она в основном устаревшая и обновляется из всей техники в стране 1,2-2 процента, тогда как должно обновляться ежегодно около 20 процентов. Государство недостаточно внимания уделяет этой проблеме, поэтому даже внутри ТС конкуренция нелегко дается нашим фермерам. В России, например, государственные субсидии покрывают фермерам 50 процентов стоимости приобретаемой техники, а у нас фермер платит за все сам».

По словам г-на Абдукалимова, казахстанские фермеры и сейчас нуждаются в более активной поддержке государства: «Субсидии для сельского хозяйства у нас даже сейчас недостаточны и попросту обходят так нуждающиеся в них малые и средние фермерские хозяйства. Например, субсидии, выплачиваемые на маточное поголовье скота, получают только те фермеры, у кого в хозяйстве их более ста голов, а у нас большинство фермеров держат меньше скота, и поддержки соответственно не получают, – рассказывает спикер. - Поэтому мы просим правительство до вступления в ВТО решить проблемы нашего сельского хозяйства, поставить на ноги парк сельхозтехники и пересмотреть нынешнюю аграрную политику, ведь во всех развитых странах малые фермерские хозяйства в большинстве, а у нас - наоборот».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики