Кандидат на кризис

Непопулярная политика президента Франции и общие экономические проблемы еврозоны привели к сильному ухудшению ситуации во Франции. По признанию банкиров и экономистов, если сейчас не начать улучшение конкурентоспособности национальных компаний и снижение налогов, вторая по величине экономика региона вполне способна стать «второй Италией»

Кандидат на кризис

Французские банки BNP Paribas, Societe Generale и Credit Agricole, которые сократили объем долга в неспокойной периферии Европы более чем на 35% с начала кризиса в еврозоне, все еще пытаются избавиться от имиджа источника бед региона. Они продолжают избавляться от рискованных активов и искать более стабильные источники финансирования. Однако проблем меньше не становится. "Они попали в воронку суверенного кризиса, который не собирается уходить", – говорит Джулиан Чиллингворф из Rathbone Brothers в Лондоне. – Французские банки по-прежнему яволяются одним из основных рисков для европейской экономики".

Французские кредиторы сократили объем частного и государственного долга Греции, Португалии, Ирландии, Испании и Италии на своих балансах до 540 млрд долларов в конце июня с 833 млрд долларов в середине 2009 года. Это помогло правительству президента Франсуа Олланда заимствовать на долговых рынках по рекордно низкой цене, поскольку обеспокоенность инвесторов в отношении того, что банкам Франции возможно, потребуется помощь, пошло на убыль. Французские банки, как и другие кредитные организации в зоне евро, смогли «выплыть» благодаря программе LTRO в размере 1 трлн евро, организованной ЕЦБ для поддержания ликвидности. Это также позволило снять некоторые тревоги в отношении французской банковской отрасли.

Между тем "Франция подвергает рискам экономику периферийных европейских стран - таких, как Италия, через свои торговые связи и ее банковскую систему, – считают в Moody's Investors Service. – Несмотря на хороший потенциал абсорбировать убытки, французские банки остаются уязвимыми к дальнейшему углублению кризиса". Опасения подтверждают сами банкиры. Так, согласно опросу  представителей банков и банковских регуляторов на конференции во Франкфурте, 61% респондентов считают именно Францию потенциальным источником угрозы экономической стабильности еврозоны на сегодня. В числе основных проблем страны – отсутствие грамотного руководства политикой и экономикой, а также падение конкурентоспособности французской продукции на мировых рынках.

Французская экономика стагнирует, о чем свидетельствуют отрицательные темпы роста ВВП за 3 квартал 2013 года, зафиксировавшие снижение 0,1% против роста на 0,5% в прошлом году, отмечает аналитик Инвесткафе Андрей Шенк. При этом мы ожидаем, что негативная тенденция сохранится и в 4 квартале, в результате чего ВВП Франции может снизиться на 0,1% г/г по итогам текущего года.  Госдолг Франции в % от ВВП продолжает расти, составляя на 2-й квартал 93,5% и, несмотря на то, что ситуация далека от критической, рост долга является тревожным фактором в долгосрочной перспективе.

Определенные риски для экономики Франции создает текущая социально ориентированная политика властей, так как при создавшейся ситуации может потребоваться снижение госрасходов, что, вероятнее всего, будет противоречить текущему политическому курсу.  При этом на европейскую экономику, в том числе и на экономику Франции, сильное влияние оказывает укрепление курса евро по отношению к доллару, в результат чего страдают экпорториентированные компании.  Ко всему этому прибавляется ухудшение ситуации в банковской системе: растут просрочки по кредитам и ухудшаются прогнозы по прибыли. Однако позитивного эффекта на европейскую экономику стоит ожидать от текущей мягкой политики ЕЦБ в конце первого – начале второго квартала 2014 года и, вероятнее всего, в первую очередь это отразится на экономиках Франции и Германии, что немного улучшит ситуацию.

Пока же французский уровень безработицы составляет 11%. После вялого экономического роста во втором квартале ВВП страны снова сократился в третьем квартале. Standard and Poor’s понизило рейтинг долга правительства - во второй раз менее чем за два года. Социалистическая администрация Олланда сталкивается с протестами по поводу налогов и обременительного регулирования не только от бизнес-лидеров, но и от фермеров, владельцев магазинов, учителей, водителей грузовиков и футболистов.

Недавно Европейская комиссия призвала правительство страны ускорить экономические реформы. Вторая по величине экономика в еврозоне после Германии и в самом деле находится в тяжелом положении, и правительство выглядит беспомощным. Так что, констатируют эксперты, неразрешимые проблемы и отсутствие эффективного руководства угрожают превратить Францию ​​в новую Италию.

Олланду не повезло прийти к власти в то время, как экономика всего ЕС никак не может выбраться из кризиса. При этом его инициативы в основном усугубили ситуацию. В стремлении быть популярным он ввел временный 75-процентный налог на доходы свыше 1 млн евро (1,3 млн долларов). Опираясь на высокие налоги, правительство не торопится удерживать государственные расходы под контролем. Объем государственных расходов в валовом внутреннем продукте Франции в настоящее время составляет 57% - самый высокий показатель в еврозоне. В то же время правила регулирования рынка труда очень жесткие: налоги составляют, по оценкам, 50% расходов на оплату труда. Олланд сделал некоторые слабые усилия по улучшению конкурентоспособности - в частности, принял пакет налоговых льгот для бизнеса. ОЭСР считает, что это позволит снизить налоговые расходы бизнеса, но лишь незначительно.

Франция является одной из ключевых экономик еврозоны, которая, с одной стороны, взяла на себя часть бремени проблем, связанных с долговым кризисом в Европе начавшимся на периферии региона, напоминает председатель правления инвестиционной компании Concern General Invest Андрей Никитюк. С другой стороны, она сама не смогла избежать этой проблемы, увеличив свой долг, в 2007 году составлявший 64% ВВП страны, до 90% на данный момент. Результатом увеличения долговой нагрузки является необходимость осуществления большего объема выплат по процентам, что предъявляет высокие требования к производительности экономики страны. Исторически сложилось, что во Франции профсоюзы являются серьезной силой, которая активно влияет на законодательство страны, регулирующее трудовую деятельность. 35-часовая рабочая неделя во Франции является серьезным ограничением для экономики страны. Однако Франсуа Олланд, являющийся представителем социалистической партии, вряд ли решится на пересмотр этого параметра.

Финансовые рынки еще не сосредоточились на трудностях Франции - Европа имеет много других экономик, чьи проблемы труднее игнорировать. Но эта ситуация может быстро измениться. В дальнейшем трудности будут только множиться. «В общих чертах - экономика Франции действительно нежданно-негаданно стала слабым звеном еврозоны, хотя Германия и Испания - страны-антиподы, и я бы тоже не стал их ставить рядом в противопоставлении», – говорит директор аналитического департамента ИГ "Норд-Капитал" Владимир Рожанковский. Францию "губит" социалистическая политика Франсуа Олланда, одним из ключевых пунктов которой стало радикальное повышение налогов на богатых, что привело к "утечке мозгов" и капиталов из страны. Под угрозой вновь оказалось выживание французских банков - собственно, преимущественно из-за них ЕЦБ затеял новый раунд стресс-тестов: вместе с отбытием в поисках "лучшей доли" вышеуказанных групп граждан банки постепенно лишаются качественных пассивов (депозитов), в то время как активы (кредиты) ещё со времён реструктуризации греческих долгов остаются крайне низкого качества. Критики правы, что стране, видимо, нужно новое руководство.

Франция нуждается в реформах, потому что местные налоги, которые стимулируют создание в стране благоприятного климата даже для безработных, действительно являются препятствием для экономического роста, соглашается управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров. Высокие социальные пособия уничтожают необходимость для ряда слоев населения искать работу, увольнения слишком сложно произвести из-за профсоюзов, что делает экономику менее конкурентной, чем, например, в Германии или Британии. Проблема в том, что Берлин и Париж являются важнейшими спонсорами ЕС, и только их поддержка помогает этому образованию держаться на плаву. Именно поэтому даже если французы и переживут замедление темпов роста, то остальные программы, в том числе и помощи слабым странам периферии, придется сворачивать

И все же стагнация экономического роста еще не говорит о масштабном нарастании проблем во Франции, полагает начальник отдела доверительного управления Абсолют Банка Иван Фоменко. Рост безработицы в отсутствие экономического роста или даже, наоборот, замедления в условиях низкой инфляции - это ситуация, характерная для всех европейских стран. Пожалуй, что из крупных экономик в еврозоне только в Германии ситуация обстоит несколько лучше. Две крупнейшие экономики зоны евро неразрывно связаны, поэтому улучшение ситуации в одной из них неизбежно приведет к росту второй. Такой эффект мы уже наблюдали в предыдущем квартале.

Второй вопрос - может ли Франция пополнить ряды проблемных стран? Этого вообще нет на повестке дня. Доходность десятилетних французских облигаций (индикатор кредитоспособности страны) в сейчас составляет 2,3% годовых, что несколько выше показателя немецких облигаций, но существенно ниже доходностей испанских и итальянских бумаг. Таким образом, можно смело сказать, что сегодня, а также в перспективе 3-6 месяцев, ожидать каких-либо серьезных проблем не стоит.

Кроме того, полагает эксперт, недавнее ослабление евро до уровня 1.34 по отношению к доллару после роста до 1.38 придаст импульс ориентированной на экспорт французской экономике. Вполне возможно, что такая тенденция будет иметь еще более продолжительный эффект на фоне дальнейшего снижения курса евро к доллару и другим основным валютам. Эти ожидания основаны на предположении скорого завершения программы выкупа активов от ФРС (снижение темпов притока долларовой ликвидности) и одновременного продолжения похожих на LTRO программ от ЕЦБ, что увеличит предложение евро. Изменение валютных курсов в случае с Францией является экзогенным (внешним) фактором, на который правительство не может повлиять. При этом правительство Франции должно несколько снизить социальную нагрузку на работающие предприятия. Конечно, это приведет к очередному разрыву денежных потоков правительства. Впрочем, в долгосрочной перспективе такая мера способна стимулировать приток инвестиций, рост промышленного производства, снижение безработицы и увеличение налоговых поступлений.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности