Пробиться в тридцатку

В Казахстане планируют упростить судопроизводство
В Казахстане планируют упростить судопроизводство

Определить приоритетные направления и конкретные механизмы масштабной работы по повышению авторитета, независимости и эффективности судебной ветви власти. Так сформулировал главную задачу реформирования судебной системы РК президент Нурсултан Назарбаев, выступая на VI съезде казахстанских судей на прошлой неделе. Необходимость реформирования судебной системы определяется Стратегией развития страны до 2050 года.

По своим показателям за 2012 год судебная система Казахстана в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности сдвинулась со 111-го на 94-е место. В аналитическом отчете Всемирного экономического форума за 2013 год по фактору «Независимость судов» Казахстан занимает уже 88-е место, улучшив свой показатель сразу на 23 позиции. «Чтобы нам также быть в числе 30, надо подняться еще на 60 позиций. Поэтому необходимо удвоить работу по реформе правовой системы и особенно ее ядра — системы правосудия»,— определил цель президент.

Сейчас в республике действует 378 судов общей, административной, экономической, уголовной, ювенальной и финансовой юрисдикции. В них работают 2214 судей. Уголовные дела по наиболее тяжким преступлениям рассматриваются с участием присяжных заседателей. В целях повышения защиты прав и свобод граждан был введен и действует институт судебного санкционирования ареста. О росте уровня доверия казахстанцев к судам свидетельствует увеличение количества дел, рассматриваемых в судебном порядке (с 2000 года этот показатель составляет более миллиона ежегодно); качественные изменения в судебной системе подтверждаются также социологическими исследованиями, проведенными под эгидой ООН, уверен докладчик. Значительно укрепилась материальная база судебной системы (расходы бюджета с 2006 года увеличились в 2,6 раза — с 11,2 миллиарда тенге до 30 миллиардов тенге в текущем году).

Но наряду с успехами существуют и проблемы. Первое, что отметил президент,— судопроизводство в стране пока еще необоснованно затянуто и формализовано. Порядок и правила процесса правосудия необходимо модернизировать. «Недостаточно использование в процессе судопроизводства информационных технологий. Суды слабо информируют СМИ о своей деятельности и принимаемых решениях»,— заметил он.

Во-вторых, налицо дефицит опыта по части развития судебных специализаций. В расширении нуждается круг санкционируемых судом следственных действий. Не хватает практического опыта деятельности у судов присяжных. В-третьих, важно решать проблему растущей нагрузки на судей. В судах первой инстанции она выросла за последние четыре года в среднем с 38 до 56 дел в месяц на одного судью. В связи с этим в республиканском бюджете на 2014 год запланировано увеличение количества судей на 450 человек, то есть на 25%, а также дополнительные средства на 450 единиц персонала и 60 судебных приставов. В итоге состав судейского корпуса и аппарат судов будет увеличен на 960 человек.

В-четвертых, наша система правосудия, по наблюдениям Нурсултана Назарбаева, все еще сталкивается с фактами судебных ошибок, нарушений законности и судейской этики. Отдельные судьи сами допускают бюрократизм и судебную волокиту, затягивая рассмотрение споров. Кадровая политика в системе правосудия пока несовершенна. Недостаточно высоки барьеры от проникновения в суды нечистоплотных на руку лиц, отметил президент. Ежегодно в Казахстане за коррупционные преступления в среднем осуждаются двое-трое судей. Иногда на областном уровне защищают даже тех судей, которые допустили нарушения.

Президент сообщил, что уже подготовлены проекты новых кодексов — уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и об административных правонарушениях. В них предусмотрена новая компетенция судов, в том числе новый упрощенный порядок судопроизводства. Расширяются рамки судебного контроля и полномочия судей в ходе судебных разбирательств. Он также поручил правительству совместно с Верховным судом приступить к разработке проекта нового Гражданского процессуального кодекса. Порядок рассмотрения гражданских дел должен быть удобным и быстрым для сторон процесса. Система административной юстиции (по разрешению споров между гражданином и государством) должна стать частью административной реформы, которая проводится для улучшения работы всего государственного аппарата, но внедрять ее надо постепенно, не торопясь. «У нас чиновничество другое, отношение другое, культура правового воспитания еще не та, которую нам надо»,— отметил президент. Надо законодательно ограничить подсудность дел под надзором Верховного суда. А также привести отечественное законодательство о медиации в соответствие с международными стандартами. Несовершенство законодательства о медиации сдерживает развитие в нашей стране несудебных институтов урегулирования спорных ситуаций. В текущем году с использованием инструментов медиации рассмотрен только один процент от всего числа дел.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики