Отверточная “стиралка”

Производство РК находится на пути от “сборочной площадки” к производству полного цикла

Отверточная “стиралка”

По темпам роста мировой рынок бытовой техники и электроники занимает первое место в секторе товаров народного потребления, а также второе место по объемам продаж после продуктов питания. В Казахстане рынок электроники и бытовой техники - также один из самых динамично развивающихся. Правда, среди причин роста рынка в его денежном выражении затесалась не самая приятная, а именно: повышение цен на некоторую бытовую технику, обусловленное принятием в рамках Таможенного союза новых таможенных пошлин.

Еще одной проблемой на рынке производства электроники и бытовой техники является малый объем казахстанского рынка, из-за чего внутри страны производство высокотехнологичной электроники не имеет смысла. Тяжело конкурировать с производителями, чей товар реализуется в мировом масштабе, а поскольку новому бренду сложно завоевать доверие покупателя, остается только ориентироваться на госзаказ.

По этому поводу своими мыслями поделился Сергей Акимов, директор по исследованием ОО “Казпотребнадзор”: “Вообще я отношусь к развитию собственного производства высокотехнологичных товаров с нуля с изрядной долей скепсиса - просто потому, что у нас очень маленький рынок и, в принципе, произвести смартфон или планшет, или компьютер с нуля полностью в Казахстане практически невозможно.  Просто потому, что разработка любого интеллектуального продукта требует серьезных материальных вложений, которые могут окупиться только за счет большого объема продаж, и поэтому производить машины, самолёты, телефоны с нуля в Казахстане практически невозможно. Есть два варианта: либо привлечение зарубежных брендов и выпуск, соответственно, марок под их названием, либо же покупка прав на производство бренда”.

По данным GFK, емкость рынка электроники и бытовой техники в Казахстане составляет около 30 млрд тенге в месяц. Доля Алматы составляет 28,7%. От общей емкости рынка около 80% составляет доля всех розничных сетей в Казахстане. Основная доля рынка всегменте продаж бытовой электроники и техники для дома поделена между Sulpak, «ТехноДом», «Планета Электроники» и, с недавнего времени, развивающейся сетью «Мечта». Из сетевых игроков формата DIY (do-it-yourself) можно выделить только компанию «Мегастрой», имеющую свои супермаркеты в семи городах Казахстана. По прогнозам Министерства индустрии и новых технологий РК, доля сетевого ритейла в розничном товарообороте к 2015 году должна достигнуть 50%.Ожидается приход в Казахстан таких игроков, как «Ашан», российского дискаунтера «Магнит», сети бытовой электроники «М-Видео». Помимо этого, ведутся переговоры с такими иностранными гигантами, как Carrefour, Casino, Wal-Mart, Tesco, Rewe. Согласно оценке ежегодного ввоза электробытовой техники на 800 млн долларов, объем рынка составляет около 1,14 млрд долларов.

Рост рынка цифровой техники в 2012 году по отношению к 2011 году составил порядка 21%, в этом году ожидается 15-20%. Лидирующим товаром народного потребления является бытовая техника. Рост рынка электробытовых приборов в этом году составил 40-45% из-за обновления техники. До 90% рынка составляет импортная электроника и бытовая техника. 10% приходятся на собранную в Казахстане технику, из них 7% – продукция LG. Каждый год количество магазинов, реализующих бытовую технику, увеличивается на 15%. Объем продаж телевизоров к концу года, по прогнозам, достигнет 650-ти миллионов долларов. Также прогнозируется, что объем продаж и в сегменте белой техники (холодильников, стиральных машин и газовых плит) составит более полумиллиарда долларов. В 2011 году эта цифра продаж белой техники составляла 450 млн долларов. Таким образом, к концу 2013 года можно ожидать рост в пределах 25-30%.

Ассортимент товаров на рынке электроники и бытовой техники Казахстана представлен такими фирмами, как Samsung, Sony, Panasonic и LG, а также крупными участниками на рынке бытовой техники - Whirlpool Corp и Electrolux.

Крупнейшим игроком на рынке производства электроники и бытовой техники является LG Electronics, чей завод в Казахстане открылся в 1995 году во время первого официального визита президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева в Республику Южная Корея. Завод постоянно расширяется и, помимо уже имеющихся линий сборки стиральных машин и жидкокристаллических телевизоров, в 2011 году была открыта линия по производству холодильников и автоматизированная линия по производству печатных плат, аналогов которой нет на территории СНГ. АО «LG Electronics Almaty Kazakhstan» планирует расширить в 2013 году производство на территории специальной экономической зоны (СЭЗ) «ПИТ Алатау», увеличив занимаемую заводом площадь в 5 раз - до 28 га, а количество выпускаемых телевизоров с 300 тыс. до 1 млн в год.

О малом количестве заводов электроники и бытовой техники г-н Акимов отзывается так: “Причин достаточно много; если смотреть на самый главный фактор, который обуславливается присутствием крупных зарубежных транснациональных компаний в той или иной стране, налоговое законодательство, то в Казахстане все очень даже неплохо. Однако, как мы видим, это не решает ситуацию. Существует множество других факторов - как объективных, которые практически невозможно преодолеть, так и тех, с которыми надо работать. Говоря об объективных факторах, в первую очередь следует отметить географическое положение. Казахстан далек от основных мировых рынков, существуют проблемы логистические, отсутствие выхода к мировому океану и прочие. Это главная объективная проблема, с которой нам бороться будет очень сложно. Нерешенность вопроса преемственности власти, передачи власти - она, безусловно, провоцирует серьезные политические риски для инвесторов, и это является сдерживающим фактором. Другая проблема, которая снижает интерес зарубежных компаний к нашему рынку, это собственно размер самого рынка, и, к сожалению таможенный союз, как мы видим сейчас, в полной мере не решает эту проблему, и те ограничения, которые накладываются со стороны Российского правительства, безусловно (это касается пока только автопрома), снижают привлекательность нашего рынка. Ну и, пожалуй, самая главная проблема, с которой приходится сталкиваться всем зарубежным инвесторам, это проблема коррупции, которая часто не обходит даже их. То есть многие компании в принципе не готовы работать по тем правилам игры, которые существуют в Казахстане и, таким образом, не рискуют заходить на наш рынок”.

Для увеличения произвлдства собственной продукции наиболее привлекательным вариантом “Казпотребнадзор” видит приглашение уже развитых мировых производителей. Чтобы завлечь их в страну, Казахстан должен предложить этим компаниям уникальные условия. Например, полное или частичное освобождение от налогов на 10-20 лет, предоставление земельных участков и проведение коммуникаций за счет государства, гарантии стабильности контрактов в течение 50 лет.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня