Отверточная “стиралка”

Производство РК находится на пути от “сборочной площадки” к производству полного цикла

Отверточная “стиралка”

По темпам роста мировой рынок бытовой техники и электроники занимает первое место в секторе товаров народного потребления, а также второе место по объемам продаж после продуктов питания. В Казахстане рынок электроники и бытовой техники - также один из самых динамично развивающихся. Правда, среди причин роста рынка в его денежном выражении затесалась не самая приятная, а именно: повышение цен на некоторую бытовую технику, обусловленное принятием в рамках Таможенного союза новых таможенных пошлин.

Еще одной проблемой на рынке производства электроники и бытовой техники является малый объем казахстанского рынка, из-за чего внутри страны производство высокотехнологичной электроники не имеет смысла. Тяжело конкурировать с производителями, чей товар реализуется в мировом масштабе, а поскольку новому бренду сложно завоевать доверие покупателя, остается только ориентироваться на госзаказ.

По этому поводу своими мыслями поделился Сергей Акимов, директор по исследованием ОО “Казпотребнадзор”: “Вообще я отношусь к развитию собственного производства высокотехнологичных товаров с нуля с изрядной долей скепсиса - просто потому, что у нас очень маленький рынок и, в принципе, произвести смартфон или планшет, или компьютер с нуля полностью в Казахстане практически невозможно.  Просто потому, что разработка любого интеллектуального продукта требует серьезных материальных вложений, которые могут окупиться только за счет большого объема продаж, и поэтому производить машины, самолёты, телефоны с нуля в Казахстане практически невозможно. Есть два варианта: либо привлечение зарубежных брендов и выпуск, соответственно, марок под их названием, либо же покупка прав на производство бренда”.

По данным GFK, емкость рынка электроники и бытовой техники в Казахстане составляет около 30 млрд тенге в месяц. Доля Алматы составляет 28,7%. От общей емкости рынка около 80% составляет доля всех розничных сетей в Казахстане. Основная доля рынка всегменте продаж бытовой электроники и техники для дома поделена между Sulpak, «ТехноДом», «Планета Электроники» и, с недавнего времени, развивающейся сетью «Мечта». Из сетевых игроков формата DIY (do-it-yourself) можно выделить только компанию «Мегастрой», имеющую свои супермаркеты в семи городах Казахстана. По прогнозам Министерства индустрии и новых технологий РК, доля сетевого ритейла в розничном товарообороте к 2015 году должна достигнуть 50%.Ожидается приход в Казахстан таких игроков, как «Ашан», российского дискаунтера «Магнит», сети бытовой электроники «М-Видео». Помимо этого, ведутся переговоры с такими иностранными гигантами, как Carrefour, Casino, Wal-Mart, Tesco, Rewe. Согласно оценке ежегодного ввоза электробытовой техники на 800 млн долларов, объем рынка составляет около 1,14 млрд долларов.

Рост рынка цифровой техники в 2012 году по отношению к 2011 году составил порядка 21%, в этом году ожидается 15-20%. Лидирующим товаром народного потребления является бытовая техника. Рост рынка электробытовых приборов в этом году составил 40-45% из-за обновления техники. До 90% рынка составляет импортная электроника и бытовая техника. 10% приходятся на собранную в Казахстане технику, из них 7% – продукция LG. Каждый год количество магазинов, реализующих бытовую технику, увеличивается на 15%. Объем продаж телевизоров к концу года, по прогнозам, достигнет 650-ти миллионов долларов. Также прогнозируется, что объем продаж и в сегменте белой техники (холодильников, стиральных машин и газовых плит) составит более полумиллиарда долларов. В 2011 году эта цифра продаж белой техники составляла 450 млн долларов. Таким образом, к концу 2013 года можно ожидать рост в пределах 25-30%.

Ассортимент товаров на рынке электроники и бытовой техники Казахстана представлен такими фирмами, как Samsung, Sony, Panasonic и LG, а также крупными участниками на рынке бытовой техники - Whirlpool Corp и Electrolux.

Крупнейшим игроком на рынке производства электроники и бытовой техники является LG Electronics, чей завод в Казахстане открылся в 1995 году во время первого официального визита президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева в Республику Южная Корея. Завод постоянно расширяется и, помимо уже имеющихся линий сборки стиральных машин и жидкокристаллических телевизоров, в 2011 году была открыта линия по производству холодильников и автоматизированная линия по производству печатных плат, аналогов которой нет на территории СНГ. АО «LG Electronics Almaty Kazakhstan» планирует расширить в 2013 году производство на территории специальной экономической зоны (СЭЗ) «ПИТ Алатау», увеличив занимаемую заводом площадь в 5 раз - до 28 га, а количество выпускаемых телевизоров с 300 тыс. до 1 млн в год.

О малом количестве заводов электроники и бытовой техники г-н Акимов отзывается так: “Причин достаточно много; если смотреть на самый главный фактор, который обуславливается присутствием крупных зарубежных транснациональных компаний в той или иной стране, налоговое законодательство, то в Казахстане все очень даже неплохо. Однако, как мы видим, это не решает ситуацию. Существует множество других факторов - как объективных, которые практически невозможно преодолеть, так и тех, с которыми надо работать. Говоря об объективных факторах, в первую очередь следует отметить географическое положение. Казахстан далек от основных мировых рынков, существуют проблемы логистические, отсутствие выхода к мировому океану и прочие. Это главная объективная проблема, с которой нам бороться будет очень сложно. Нерешенность вопроса преемственности власти, передачи власти - она, безусловно, провоцирует серьезные политические риски для инвесторов, и это является сдерживающим фактором. Другая проблема, которая снижает интерес зарубежных компаний к нашему рынку, это собственно размер самого рынка, и, к сожалению таможенный союз, как мы видим сейчас, в полной мере не решает эту проблему, и те ограничения, которые накладываются со стороны Российского правительства, безусловно (это касается пока только автопрома), снижают привлекательность нашего рынка. Ну и, пожалуй, самая главная проблема, с которой приходится сталкиваться всем зарубежным инвесторам, это проблема коррупции, которая часто не обходит даже их. То есть многие компании в принципе не готовы работать по тем правилам игры, которые существуют в Казахстане и, таким образом, не рискуют заходить на наш рынок”.

Для увеличения произвлдства собственной продукции наиболее привлекательным вариантом “Казпотребнадзор” видит приглашение уже развитых мировых производителей. Чтобы завлечь их в страну, Казахстан должен предложить этим компаниям уникальные условия. Например, полное или частичное освобождение от налогов на 10-20 лет, предоставление земельных участков и проведение коммуникаций за счет государства, гарантии стабильности контрактов в течение 50 лет.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики