Утилизационный раздор

Россия обостряет отношения со странами ТС, поддерживая свой автопром

Утилизационный раздор

Утилизационный сбор, введенный Россией в 2012 году, изначально распространялся только на иностранные автомобили, от него были освобождены страны Таможенного союза. Но, в связи со вступлением России в ВТО, Евросоюз потребовал создания равных условий для импортных автомобилей на Российском рынке. В результате - с 2014 года утилизационный сбор будет распространяться и на автомобили, производимые в России, а также ввозимые из Беларуси и Казахстана. 

Казалось бы, мера справедливая, если не учитывать, что из 166 млрд рублей, уплачиваемых российским автопромом по утилизационному сбору, 100 млрд рублей будут компенсироваться ему государством в виде субсидий для «сохранения рабочих мест» и создания системы утилизации. 

Казахстанский автопром ориентирован главным образом на рынок ЕЭП и, по словам первого заместителя председателя правления НЭПК «Союз «Атамекен» Рахима Ошакбаева, введение Россией утилизационного сбора вкупе с таким щедрым субсидированием своей автомобильной промышленности может иметь катастрофические последствия для Казахстана. 

«Данная ситуация практически ставит крест на  перспективах экспорта казахстанской автомобильной продукции в Россию, - говорит г-н Ошакбаев. - Приведу  пример компании “Астана Моторс”, которая является производителем автобусов Hyundai: статистика экспорта в Беларусию за последний год - две с половиной тысячи автобусов.  Теперь  - статистика экспорта в Россию: два автомобиля. Они были завезены, но не смогли быть поставлены даже на регистрационный учет, потому что необходимо заплатить утилизационный сбор, и его размер достаточно значим. При цене автобуса 25 тысяч долларов утилизационный сбор составляет 5 тысяч долларов, то есть 20 процентов». 

Таким образом, может быть поставлена под сомнение сама идея Таможенного союза, который должен был стать безбарьерным рынком в 170 млн человек. Поэтому лучшим решением было бы обойтись без протекционистских мер со стороны кого-либо из стран-членов ТС: г-н Ошакбаев выразил надежду на то, что решение России еще можно будет изменить, чтобы утилизационный сбор выплачивался с автомобилей производства ТС по методу страны происхождения.
 
В противном же случае, по словам спикера, Казахстану следует принять ответные меры: «мы считаем необходимым просить правительство либо аналогичным образом субсидировать наших экспортеров, либо разработать ассиметричный ответ и создать легальные барьеры для российских субсидируемых автомобилей, импорт которых составляет свыше 80 тыс. шт. в год. Таким образом наши автопроизводители могли бы развиваться за счет импортозамещения».

Вводимый в России утилизационный сбор еще негативнее нашего скажется на третьем участнике ТС - Беларуси.  Белорусские МАЗы подорожают на 18%, а это приведет в ежегодным потерям в 350 млн долларов. В такой ситуации производителям МАЗа остается надеяться только на  снижение стоимости энергоносителей, что хоть и уменьшит себестоимость машин, но вряд ли сможет в полной мере компенсировать потери, к которым приведет утилизационный сбор. 

Стоит отметить, что Россия - не единственная страна, вызвавшая недовольство Евросоюза утилизационными пошлинами. В 2013 году Украина, где в последние десятилетие открылось несколько новых сборочных площадок, также ввела у себя утилизационный сбор для импортных автомобилей и была раскритикована странами ЕС за создание необоснованных импортных барьеров. При этом в странах Европы утилизационный сбор действует, но составляет примерно 100 евро, то есть не является протекционистским инструментом. К слову, помимо утильсбора, для европейских стран характерно большее количество экологических налогов. 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее