Утилизационный раздор

Россия обостряет отношения со странами ТС, поддерживая свой автопром

Утилизационный раздор

Утилизационный сбор, введенный Россией в 2012 году, изначально распространялся только на иностранные автомобили, от него были освобождены страны Таможенного союза. Но, в связи со вступлением России в ВТО, Евросоюз потребовал создания равных условий для импортных автомобилей на Российском рынке. В результате - с 2014 года утилизационный сбор будет распространяться и на автомобили, производимые в России, а также ввозимые из Беларуси и Казахстана. 

Казалось бы, мера справедливая, если не учитывать, что из 166 млрд рублей, уплачиваемых российским автопромом по утилизационному сбору, 100 млрд рублей будут компенсироваться ему государством в виде субсидий для «сохранения рабочих мест» и создания системы утилизации. 

Казахстанский автопром ориентирован главным образом на рынок ЕЭП и, по словам первого заместителя председателя правления НЭПК «Союз «Атамекен» Рахима Ошакбаева, введение Россией утилизационного сбора вкупе с таким щедрым субсидированием своей автомобильной промышленности может иметь катастрофические последствия для Казахстана. 

«Данная ситуация практически ставит крест на  перспективах экспорта казахстанской автомобильной продукции в Россию, - говорит г-н Ошакбаев. - Приведу  пример компании “Астана Моторс”, которая является производителем автобусов Hyundai: статистика экспорта в Беларусию за последний год - две с половиной тысячи автобусов.  Теперь  - статистика экспорта в Россию: два автомобиля. Они были завезены, но не смогли быть поставлены даже на регистрационный учет, потому что необходимо заплатить утилизационный сбор, и его размер достаточно значим. При цене автобуса 25 тысяч долларов утилизационный сбор составляет 5 тысяч долларов, то есть 20 процентов». 

Таким образом, может быть поставлена под сомнение сама идея Таможенного союза, который должен был стать безбарьерным рынком в 170 млн человек. Поэтому лучшим решением было бы обойтись без протекционистских мер со стороны кого-либо из стран-членов ТС: г-н Ошакбаев выразил надежду на то, что решение России еще можно будет изменить, чтобы утилизационный сбор выплачивался с автомобилей производства ТС по методу страны происхождения.
 
В противном же случае, по словам спикера, Казахстану следует принять ответные меры: «мы считаем необходимым просить правительство либо аналогичным образом субсидировать наших экспортеров, либо разработать ассиметричный ответ и создать легальные барьеры для российских субсидируемых автомобилей, импорт которых составляет свыше 80 тыс. шт. в год. Таким образом наши автопроизводители могли бы развиваться за счет импортозамещения».

Вводимый в России утилизационный сбор еще негативнее нашего скажется на третьем участнике ТС - Беларуси.  Белорусские МАЗы подорожают на 18%, а это приведет в ежегодным потерям в 350 млн долларов. В такой ситуации производителям МАЗа остается надеяться только на  снижение стоимости энергоносителей, что хоть и уменьшит себестоимость машин, но вряд ли сможет в полной мере компенсировать потери, к которым приведет утилизационный сбор. 

Стоит отметить, что Россия - не единственная страна, вызвавшая недовольство Евросоюза утилизационными пошлинами. В 2013 году Украина, где в последние десятилетие открылось несколько новых сборочных площадок, также ввела у себя утилизационный сбор для импортных автомобилей и была раскритикована странами ЕС за создание необоснованных импортных барьеров. При этом в странах Европы утилизационный сбор действует, но составляет примерно 100 евро, то есть не является протекционистским инструментом. К слову, помимо утильсбора, для европейских стран характерно большее количество экологических налогов. 

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности