Перспективная устойчивость

КазТрансОйл завершает очередной год с прибылью и расширяет производственную мощность

Перспективная устойчивость

«КазТрансОйл» по-прежнему демонстрирует уверенный рост доходов от своей основной производственной деятельности. По итогам 9 месяцев 2013 года компания заработала 125 млрд 895 млн тенге, из которых чистый доход составил 50 млрд 938 млн тенге, что на 178% выше результата аналогичного периода прошлого года. Другими словами, КазТрансОйл на деле доказывает, что международные и казахстанские эксперты, заявив об одном из наилучших соответствий КТО ключевым принципам передовой международной практики подготовки компаний к процессу IPO, не ошиблись. Эффективная многовекторная нефтетранспортная система, финансовая устойчивость, стабильное наращивание прибыли, устойчивость к изменению конъюнктуры мировых цен на сырье — все эти факторы являются вескими доказательствами и основаниями перспективного будущего компании. АО «КазТрансОйл» активно расширяет пропускную способность нефтепровода Казахстан — Китай, проводит модернизацию Батумского морского порта для увеличения объемов перевалки генеральных грузов, реконструирует ряд действующих активов для обеспечения бесперебойной транспортировки нефти. Более того, по словам генерального директора АО «КазТрансОйл» Кайргельды Кабылдина, уже сегодня компания имеет достаточно мощностей для приема и транспортировки кашаганской нефти.

— Кайргельды Максутович, АО «КазТрансОйл» не раз заявляло, что деньги, вырученные от продажи акций в период «Народного IPO», будут направлены на реализацию инвестпроектов. Расскажите, что это за проекты и какие из них будут реализованы в ближайшем будущем?

— Для начала я хотел бы отметить, что АО «КазТрансОйл» транспортирует порядка 60% всей нефти, добываемой в стране, поэтому планируемый в долгосрочной перспективе рост объемов добычи и переработки нефти в Казахстане позволяет рассчитывать на то, что спрос на услуги КТО будет расти. Сегодня компания генерирует достаточные денежные потоки для дальнейшего стабильного развития. У КТО высокая степень финансовой дисциплины в вопросах планирования текущих расходов, капитальных вложений и будущих инвестиционных проектов. Инвестиционная программа компании, рассчитанная на 2014–2018 годы, предусматривает строительство ряда объектов и модернизацию действующей нефтетранспортной инфраструктуры. Капитальные затраты на эти цели только по АО «КазТрансОйл» запланированы в размере 187,8 млрд тенге, в том числе на новые проекты — 96,9 млрд тенге. В этот объем включены средства, полученные от продажи акций компании в период программы «Народное IPO» — 27,9 млрд тенге. Все проекты нацелены на увеличение пропускной способности и повышение надежности нефтетранспортной инфраструктуры компании, снижение энерго- и трудоемкости производственных процессов, увеличение объема услуг потребителям. Это такие проекты, как увеличение пропускной способности участков нефтепроводов Каламкас — Каражанбас — Актау, Узень — Жетыбай — Актау, дальнейшее развитие казахстанско-китайского проекта посредством расширения пропускной способности участка Кумколь — Джумагалиева — Атасу, увеличение мощности ряда насосных станций, модернизация оборудования, и другие. При этом в ближайшее время мы планируем завершить работы по реконструкции ГНПС имени Касымова для транспортировки нефти по нефтепроводу Кенкияк — Атырау в реверсном режиме и ввести в эксплуатацию две нефтеперекачивающие станции на Атасу — Алашанькоу, в результате чего на этом участке будет увеличена пропускная способность до 20 млн тонн.

Параллельно мы развиваем наши стратегические зарубежные активы. В прошлом году была начата модернизация Батумского морского порта для увеличения объемов перевалки генеральных грузов до 2,5 млн тонн в год. Проект финансируется полностью за счет собственных средств группы компаний BIHL и будет завершен в 2014 году.

— Самым ожидаемым событием страны в последнее время было начало коммерческой добычи нефти на Кашаганском месторождении. Несмотря на все технические затруднения, препятствующие стабильной добыче кашаганского сырья, первая нефть уже есть. Известно, что основной объем кашаганской нефти должен транспортироваться по системе нефтепроводов КТК после ее расширения до нужных мощностей. А каковы перспективы участия КазТрансОйла в транспортировке кашаганской нефти? Располагает ли компания достаточными мощностями для приема кашаганской нефти в объеме коммерческой добычи?

— Мы заинтересованы в транспортировке кашаганской нефти по своей системе магистральных нефтепроводов. На текущий год заключены договоры на предоставление услуг по транспортировке нефти и транспортной экспедиции со всеми участниками СРП по Северному Каспию, ведутся переговоры по совместной работе на следующий год. Те объемы сырья, которые планируется добывать в ближайшем будущем на Кашаганском месторождении, уже сегодня мы готовы транспортировать по нефтепроводу Атырау — Самара и осуществлять налив в железнодорожные цистерны на НПС имени Касымова, расположенной в Атырау, для последующей перевозки по железной дороге. Более того, на сегодня кашаганские партнеры выражают заинтересованность в транспортировке своего углеводородного сырья по маршруту НПС имени Касымова — Алашанькоу в направлении КНР. Насколько нам известно, сейчас обсуждается возможность продажи нефти китайской компании ТОО «Петрочайна Интернешнл Казахстан». Совместно с кашаганскими партнерами мы рассматриваем возможности транспортировки нефти по системе казахстанско-китайского трубопровода. Кроме этого направления мы также можем предложить транспортировку через порт Актау в направлении Баку — Батуми. Согласитесь, это достаточно широкий и многовекторный спектр направлений транспортировки кашаганской нефти.

Перспектива привлечения объемов нефти с месторождения Кашаган для транспортировки по казахстанско-китайскому нефтепроводу интересна и для АО «КазТрансОйл». В настоящее время совместно с другими участниками нашей группы компаний — АО «СЗТК «МунайТас» и ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод» — мы ведем работу для обеспечения технической возможности транспортировки кашаганской нефти с НПС имени Касымова в направлении Китая по казахстанско-китайскому нефтепроводу уже в нынешнем году. После завершения в конце октября сделки по продаже имеющейся у KMG Kashagan B.V. 8,33% доли участия в СРП в пользу компании CNPC Kazakhstan B.V мы ожидаем, что интерес кашаганских партнеров к данному направлению возрастет.

— Вернемся к программе «Народное IPO». В период первичных торгов в конце 2012 года акционерами КазТрансОйла стали почти 34 тысячи граждан Казахстана и 10 пенсионных фондов. Какое количество казахстанцев на сегодня является акционерами компании?

— Да, на момент начала торгов акционерами компании стали 33 989 казахстанцев, которые приобрели свыше 30 миллионов простых акций КТО. По состоянию на начало октября их число уменьшилось, но незначительно — менее чем на 8 процентов. Снижение числа акционеров среди физических лиц — процесс вполне естественный и предсказуемый. Но нельзя сказать, что эти акционеры только продают свои ценные бумаги. Некоторые докупили акции уже в начале вторичных торгов, другие направили полученные дивиденды на приобретение дополнительного числа ценных бумаг. Отмечу, что в ходе вторичных торгов было задействовано почти 600 счетов физических лиц, которые не участвовали при подписке.

Подчеркну, что решение годового общего собрания акционеров о выплате дивидендов в размере 28 847 669 925 тенге, или 86% от консолидированного чистого дохода за 2012 год, то есть 75 тенге на одну простую акцию, сняло все сомнения и предубеждения в отношении программы. Более того, уровень выплаты  первых дивидендов АО «КазТрансОйл» по итогам деятельности общества за 2012 год превысил все ожидания, а также средний уровень ставок по банковским депозитам, потому как дивидендная доходность к цене размещения составила 10,34%.

Акции нашей компании по-прежнему уверенно занимают первое место в ренкинге ликвидности. За 9 месяцев текущего года порядка 25% от всего объема торговли акциями на KASE приходится на ценные бумаги КазТрансОйла.

— Кайргельды Максутович, вы можете сейчас сказать, каков прогноз выплаты дивидендов в следующем году, если чистый доход КТО за 9 месяцев превысил результат прошлого года почти вдвое?

— Итоги за 9 месяцев, о которых вы говорите, являются промежуточными и говорят о результатах деятельности только АО «КазТрансОйл», а не всей нашей группы компаний. Консолидированные данные за 9 месяцев будут подведены к концу ноября, и они однозначно будут положительными.

Вопрос о размерах и сроках выплаты следующих дивидендов в последнее время один из самых задаваемых. По итогам 2013 года наша компания в сравнении с результатами 2012 года ожидает значительный рост итогового финансового показателя. Такие прогнозы соответственно скажутся и на росте дивидендов. Кроме того, отсутствие долговых обязательств и наличие устойчивого баланса заметно повышают финансовую привлекательность нашей компании. Могу вас заверить, что АО «КазТрансОйл» приложит все усилия для обеспечения более привлекательной дивидендной доходности своих простых акций по отношению к 2012 году.

Мы по-прежнему будем стремиться сохранять лидерство среди эмитентов программы «Народное IPO». Статус национального оператора Казахстана по магистральному нефтепроводу дает нам необходимые полномочия представлять интересы страны в сфере транспортировки нефти на внутренний и внешний рынки страны, обеспечивать инновационное развитие системы магистральных нефтепроводов и ее интеграцию в мировую энергетическую систему, участвовать в крупнейших проектах республики и за ее пределами. Безусловно, статус листинговой компании налагает на нас особую ответственность. Теперь помимо выполнения наших основных стратегических целей мы стремимся обеспечить должный уровень доходности по нашим простым акциям. Для этого мы работаем над повышением эффективности управления бизнес-процессами, экономической и инвестиционной политики, постоянно улучшаем качество своих услуг, больше внимания уделяем эффективности использования вырученных средств. Думаю, именно благодаря такой системе управления — ставить новые цели и не останавливаться на достигнутом — мы обязаны своими производственными и, соответственно, финансовыми успехами.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?