Не раскачать лодку

Страховщики, как одни из представителей «новой экономики», ждут конструктивного диалога с Национальным банком и КФН, говорит председатель правления СК «Коммеск-Омір» Олег Ханин.

Олег Ханин
Олег Ханин

— В кризис была принята новая концепция развития финансовой системы, предусматривающая контрциклическое регулирование, то есть ужесточение регулирования в «тучные» годы и более мягкое в «худые». Считаете ли вы, что эти принципы действительно сегодня действуют?

— В целом для страхового бизнеса контрциклическое регулирование не было применено. Как раз во время кризиса и сразу после него к страховщикам были применены еще более жесткие требования: видимо, для удержания финансовой системы в стабильном состоянии, а также чтобы кризис не перекинулся с банков на пенсионные фонды и страховые компании. Регулятором были предприняты шаги, которые ограничили действия страховщиков в некоторых направлениях, связанных с повышением требований к минимальному уровню маржи платежеспособности и увеличению собственного капитала. Также были ужесточены требования к перестрахованию в части передачи рисков высокорейтингованным перестраховщикам для того, чтобы компании могли иметь больший запас прочности и нести свои обязательства по страховым выплатам. Думаю, что эти меры были оправданны; тем не менее некоторые компании не справились с давлением и ушли со страхового рынка. Кроме того, страховщики были вынуждены списать некоторые ценные бумаги крупных банков и, соответственно, получили отрицательный финансовый результат по этим операциям. Это все сказалось на платежеспособности страховых компаний; таким образом, мы должны были диверсифицировать наш бизнес, сократить операционные расходы, пойти на отказ от каких-то страховых продуктов, которые были для нас убыточны, несмотря на свою привлекательность для клиентов.

— Какие требования к СК, принятые в последние годы (с 2009–2010-го), ухудшают условия ведения вашего бизнеса, мешают развитию?

— Хотелось бы отметить, что все требования направлены на то, чтобы не раскачивать ту лодку, в которой мы плывем. Не могу сказать, что что-то мешает бизнесу, однако есть моменты, с которыми не все страховщики согласны. Во-первых, это передача от компаний общего страхования в компании по страхованию жизни одного из видов — обязательного страхования работника от несчастных случаев. В итоге получилось, что компании общего страхования потеряли этот сегмент, но обязательства по страховым выплатам они несут и будут нести еще долгие годы, тем самым на их резервы легла огромная нагрузка. Во-вторых, это ужесточение требований к перестрахованию, приведшее к отсечению российского рынка перестрахования и, соответственно, к удорожанию перестрахования у западных перестраховщиков. Казахстанские страховщики вынуждены поднимать тарифы для клиентов. В свою очередь, клиенты испытывают нагрузку по расходам на страхование и вынуждены отказываться от покупки продуктов.

— Насколько оправданно ужесточение пруденциальных нормативов и насколько оно эффективно, то есть достигает ли оно цели снижения рисков в финансовой системе?

— Чтобы оценить, насколько ужесточение пруденциальных нормативов повлияло на снижение рисков, нужен определенный период времени, то есть эффект влияния несколько отсрочен. Сегодня страховщики работают, чтобы соответствовать этим нормам, в то же время они вынуждены искать пути в части снижения операционных расходов, увеличения доходной части своих бюджетов. Кроме того, еще одна проблема состоит в том, что из-за плохого состояния рынка ценных бумаг страховщикам некуда инвестировать свои резервы. В этой части мы испытываем определенные трудности: нет доходности, нет хороших инструментов на рынке ценных бумаг. В целом нужно дождаться подъема экономики, и тогда можно делать какие-либо оценки.

— Каких перемен ждете вы в регулировании с приходом нового руководства в Национальный банк? Может ли г-н Келимбетов, на ваш взгляд, улучшить ситуацию в страховом секторе путем изменения подходов к регулированию?

— Мы ждем продолжения конструктивного диалога между страховщиками и регулятором в лице Нацбанка и КФН по ряду насущных вопросов — таких, как порядок расчета страховых резервов, порядок отражения в бухгалтерском учете тех или иных операций, урегулирование спорных ситуаций по обязательному страхованию работника от несчастных случаев в части признания даты наступления страхового случая и другим. Мы ждем того, чтобы страховому рынку уделялось больше внимания, большей открытости, конструктивного обсуждения насущных вопросов. Считаю, что те подходы к регулированию, которые будут совместно выработаны Нацбанком и страховым сообществом, заложат крепкий фундамент для финансовой стабильности компаний. Кроме того, чтобы страховому сектору развиваться дальше с большей эффективностью, было бы неплохо, если бы часть функций от регулирующего органа была передана саморегулирующейся организации страховщиков.

— Какие меры еще нужно принять, кроме изменения нормативов, чтобы дать импульс развитию финсистемы?

— Полагаю, что изменение нормативов особых импульсов развитию финансовой системы не даст. К примеру, импульс страховому рынку может придать введение обязательных видов страхования для того, чтобы люди могли почувствовать пользу от этого инструмента, а со временем эти виды перевести на добровольную основу. Нужен переходный период, чтобы люди стали воспринимать страховку не как обременительный налог, а как необходимый инструмент защиты, который дает уверенность в будущем. Такой путь к добровольному страхованию через обязательное прошли практически все западные страны.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?