Торговый путь

Объемы розничной торговли в Казахстане демонстрируют стабильные темпы роста, но сохраняется существенная географическая диспропорция

Торговый путь

Розничная торговля – значимый фактор экономического развития страны. Помимо того, что торговля вносит существенный вклад в экономику страны (в 2012 году доля валовой добавленной стоимости в валовом внутреннем продукте – 15,2%), она оказывает существенное влияние на занятость населения, играет значимую роль в обеспечении уровня жизни. За годы существования независимого Казахстана обороты розничной торговли существенно выросли и продолжают показывать неплохую динамику (см график 1).

От частного к общему

За первые годы независимости РК в торговле произошли существенные изменения: эта сфера была полностью демонополизирована, получили развитие предприятия рыночной инфраструктуры, большей частью предприятий сменили форму собственности, тем самым получив хозяйственную и правовую самостоятельность. Государственная торговля, еще имевшая в начале 1990-х приоритет перед негосударственными формами (кооперативной и частной), сдала свои позиции буквально за 5 лет (см. график 2), и основной оборот розничной торговли стал формироваться за счет негосударственного сектора.

 Статистические отчеты эпохи реформ, посвященные торговой отрасли, напоминают фронтовые сводки: «Свободное ценообразование оптовых цен в промышленности в условиях отсутствия рыночной инфраструктуры привело к их значительному росту на многие виды промышленной продукции. Более чем 5-кратное увеличение цен в январе 1992 года было удвоено в феврале, а затем ежемесячно эти уже возросшие цены последовательно увеличивались на 10-60 процентов… Значительный рост оптовых цен наблюдался в областях промышленности, выпускающих товары народного потребления. В легкой промышленности они возросли за год в 10 раз. По мере роста закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, оптовых цен на энергоресурсы, повысились цены на продукты питания. По пищевой промышленности в декабре они возросли по сравнению с ноябрем на 20 процентов, а за весь прошедший год – в 25 раз» («Краткий статистический ежегодник за 1992 год», Государственный комитет РК по статистике и анализу). При том, что статистика показывает рост товарооборота, его реальные объемы снижаются, а растет лишь стоимостное выражение в связи с существенным ростом цен на потребительские товары. Реальные объемы товарооборота начинают увеличиваться лишь в 1996-1997 годах. Снова слово статистикам: «В 1996 и 1997 годах, наряду с ростом стоимостных объемов розничного товарооборота, возросли также и реальные объемы. В номинальном измерении объем 1996 года составил 248,4 млрд тенге, в 1997 г - 341,5 млрд тенге , в реальном - 201,1 млрд тенге и 321,3 млрд тенге, индекс физического объема увеличился на 33,3% и 29,3% соответственно. В 1998-м объем розничного товарооборота достиг 424,3 млрд тенге, или на 19,1% выше уровня 1997 года, в 1999 году - 460,8 млрд тенге, при этом в реальном измерении товарооборот увеличился на 2,3%. («Розничная торговля в Республике Казахстан за 1995-1999 годы», Агентство РК по статистике).

Барахолка - часть культуры

Магазин «Женский», магазин «Мужской», «Детский мир», «Книги», «Мебель», «Хозяйственный» - вспоминаются названия магазинов из СССР. Рынок же чаще всего был только один – «Колхозный», и серьезной роли в торговом секторе не играл. Однако в годы реформ их роль изменилась радикально: именно рынки, базары, барахолки не только снабжали население товарами, но и предоставляли немалой части этого населения возможность зарабатывать. Например, в 1999 году на них приходилось почти 77% товарооборота; более того: прирост товарооборота в эти годы шел именно за счет увеличения торговли на рынках (у торговых предприятий товарооборот падал). На 1 января 2000 года в РК действовало 978 рынков. Снижение количества рынков в республике начинается лишь после 2003 года, когда появилась нормативная база, регулирующая их работу. Первыми исчезли стихийные базары, где административные требования не соблюдались вообще. За последние 3 года число рынков в РК сократилось с 827 до 796, однако общее число торговых мест на этих рынках не только не уменьшилось, а даже увеличилось – с 176 701 в 2009 году до 189 177 в 2012 году. Цифры свидетельствуют о том, что параллельно с процессом сокращения количества рынков происходит их укрупнение. Что касается сети торговых точек, то их общее число последнее время, пусть не слишком высокими темпами, но растет, как растет и общее число торговых площадей: 221 799 единиц и 8 881 тыс. кв. метров в 2009 году в сравнении с 230 282 единиц и 9 947 тыс. кв. метров в 2012 году, соответственно.

Бытует мнение, что еще многие годы базары будут пользоваться спросом у населения, поскольку это «часть культуры азиатских народов»

После пика популярности рынков в конце 90-х – начале 2000-х годов покупатели постепенно начали возвращаться в магазины (см. график 3), интерес к ним немного упал в кризисный период, но сейчас снова растет. В целом рынки и торговые предприятия пока держат паритет. Переориентация покупательских приоритетов на приобретение товаров в стационарных предприятиях (где, по определению, должны быть выше как уровень культуры обслуживания, так и контроль качества реализуемых товаров – что, увы, не всегда действительно для казахстанских предприятий торговли) происходит довольно медленно, хотя в больших городах РК этот процесс идет более высокими темпами, за счет роста числа больших торговых центров современного формата. Предполагается, что и барахолки со временем переберутся в торговые центры – но рыночного типа, с огромным числом небольших магазинов (называемых в РК бутиками, несмотря на то, в традиционном понимании «бутик» – хоть и действительно небольшой, но узкоспециализированный магазин с ограниченным кругом клиентов: в бутиках обычно продаются модная и дорогая одежда или ювелирные изделия, а не товар в классическом исполнении made in China).

Впрочем, ряд участников рыночного сегмента торговли уверены, что еще многие годы базары будут пользоваться спросом у населения, поскольку ни одна азиатская страна не может существовать без рынков, это «часть культуры азиатских народов». (см. «Жизнь и смерть казахстанских рынков», «Эксперт Казахстан» №9 (157) ).

Хорошо живем

В середине 1990-х в покупках населения преобладали продовольствие, однако постепенно, благодаря стабилизации цен и росту доходов казахстанцев, это соотношение стало меняться в пользу непродовольственных товаров (см. график 4), и в 2012 году доля продовольствия в общей структуре торговли упала до рекордных 31% (кстати, в развитых странах доля расходов на продукты питания составляет лишь 13-18%), что свидетельствует о продолжающемся росте покупательной способности населения РК.

Согласно рейтингу «Эксперт-200 - Казахстан», крупнейшими игроками сектора торговли в Казахстане на данный момент являются: компании-продавцы горюче-смазочных материалов; игроки сетевого ритейла – как продовольственного так и непродовольственного. К последним относятся Magnum Cash&Carry, Green, "Рамстор Казахстан", "МЕТРО Кэш Энд Кэрри". Сегмента бытовой электроники и техники для дома представляют Sulpak (ТОО «Arena S»), «ТехноДом», «Планета Электроники». Автомобильный сегмент: Моторная Компания "Астана Моторс", БИПЭК АВТО Казахстан и др. Также в числе лидеров казахстанской торговли крупные компании-дистрибьюторы, казахстанские отделения гигантов мировой индустрии и фармацевты. Любопытно, но игроков fashion-ритейла в рейтинге нет вовсе.

В структуре розничной торговли по формам собственности в 2012 году из 4567,7 млрд тенге товарооборота 231,9 млрд тенге пришлось на иностранную собственность. По прогнозам экспертов, этот показатель в ближайшее время будет расти: казахстанская торговля начинает все больше интересовать международных операторов розничной торговли. Но если они и будут заходить на этот рынок, то в первую очередь – в крупные города, что никак не изменит существующую в РК географическую диспропорцию (согласно статистике, более 30% от розничного товарооборота приходится на Алматы и Алматинскую область. Однако вполне возможно, что здесь имеет место двойной учет, когда товар проданный на алматинской барахолке затем перепродается в областном центре с наценкой). Во многих городах и населенных пунктах Казахстана сетевая розница представлена по-прежнему довольно слабо, и как раз там по-прежнему популярны и любимы народом базары и рынки.

Можно предположить, что в обозримой перспективе могут появиться крупные игроки в одежном ритейле. Центр мелкооптовой торговли в лице «алматинской барахолки» несколько цивилизуется, переместившись в помещения. И, конечно, будут расти сети. Что касается продуктового ритейла, этот сегмент уже пережил в кризис серьезную чистку – множество игроков просто погибли, оставшиеся показали свою живучесть и будут, хотя и не суперагрессивно, но расти. Автодилеры будут прирастать в основном за счет продаж машин, собранных в России и Казахстане. Что до одежды, можно предположить появление сетей для массового покупателя – на это явно есть неудовлетворенный спрос. Находить одежду и обувь приемлемого качества по доступной цене все еще проще в Европе, но не в Казахстане. Если кто-то закроет эту нишу, он сорвет куш.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее