Торговый путь

Объемы розничной торговли в Казахстане демонстрируют стабильные темпы роста, но сохраняется существенная географическая диспропорция

Торговый путь

Розничная торговля – значимый фактор экономического развития страны. Помимо того, что торговля вносит существенный вклад в экономику страны (в 2012 году доля валовой добавленной стоимости в валовом внутреннем продукте – 15,2%), она оказывает существенное влияние на занятость населения, играет значимую роль в обеспечении уровня жизни. За годы существования независимого Казахстана обороты розничной торговли существенно выросли и продолжают показывать неплохую динамику (см график 1).

От частного к общему

За первые годы независимости РК в торговле произошли существенные изменения: эта сфера была полностью демонополизирована, получили развитие предприятия рыночной инфраструктуры, большей частью предприятий сменили форму собственности, тем самым получив хозяйственную и правовую самостоятельность. Государственная торговля, еще имевшая в начале 1990-х приоритет перед негосударственными формами (кооперативной и частной), сдала свои позиции буквально за 5 лет (см. график 2), и основной оборот розничной торговли стал формироваться за счет негосударственного сектора.

 Статистические отчеты эпохи реформ, посвященные торговой отрасли, напоминают фронтовые сводки: «Свободное ценообразование оптовых цен в промышленности в условиях отсутствия рыночной инфраструктуры привело к их значительному росту на многие виды промышленной продукции. Более чем 5-кратное увеличение цен в январе 1992 года было удвоено в феврале, а затем ежемесячно эти уже возросшие цены последовательно увеличивались на 10-60 процентов… Значительный рост оптовых цен наблюдался в областях промышленности, выпускающих товары народного потребления. В легкой промышленности они возросли за год в 10 раз. По мере роста закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, оптовых цен на энергоресурсы, повысились цены на продукты питания. По пищевой промышленности в декабре они возросли по сравнению с ноябрем на 20 процентов, а за весь прошедший год – в 25 раз» («Краткий статистический ежегодник за 1992 год», Государственный комитет РК по статистике и анализу). При том, что статистика показывает рост товарооборота, его реальные объемы снижаются, а растет лишь стоимостное выражение в связи с существенным ростом цен на потребительские товары. Реальные объемы товарооборота начинают увеличиваться лишь в 1996-1997 годах. Снова слово статистикам: «В 1996 и 1997 годах, наряду с ростом стоимостных объемов розничного товарооборота, возросли также и реальные объемы. В номинальном измерении объем 1996 года составил 248,4 млрд тенге, в 1997 г - 341,5 млрд тенге , в реальном - 201,1 млрд тенге и 321,3 млрд тенге, индекс физического объема увеличился на 33,3% и 29,3% соответственно. В 1998-м объем розничного товарооборота достиг 424,3 млрд тенге, или на 19,1% выше уровня 1997 года, в 1999 году - 460,8 млрд тенге, при этом в реальном измерении товарооборот увеличился на 2,3%. («Розничная торговля в Республике Казахстан за 1995-1999 годы», Агентство РК по статистике).

Барахолка - часть культуры

Магазин «Женский», магазин «Мужской», «Детский мир», «Книги», «Мебель», «Хозяйственный» - вспоминаются названия магазинов из СССР. Рынок же чаще всего был только один – «Колхозный», и серьезной роли в торговом секторе не играл. Однако в годы реформ их роль изменилась радикально: именно рынки, базары, барахолки не только снабжали население товарами, но и предоставляли немалой части этого населения возможность зарабатывать. Например, в 1999 году на них приходилось почти 77% товарооборота; более того: прирост товарооборота в эти годы шел именно за счет увеличения торговли на рынках (у торговых предприятий товарооборот падал). На 1 января 2000 года в РК действовало 978 рынков. Снижение количества рынков в республике начинается лишь после 2003 года, когда появилась нормативная база, регулирующая их работу. Первыми исчезли стихийные базары, где административные требования не соблюдались вообще. За последние 3 года число рынков в РК сократилось с 827 до 796, однако общее число торговых мест на этих рынках не только не уменьшилось, а даже увеличилось – с 176 701 в 2009 году до 189 177 в 2012 году. Цифры свидетельствуют о том, что параллельно с процессом сокращения количества рынков происходит их укрупнение. Что касается сети торговых точек, то их общее число последнее время, пусть не слишком высокими темпами, но растет, как растет и общее число торговых площадей: 221 799 единиц и 8 881 тыс. кв. метров в 2009 году в сравнении с 230 282 единиц и 9 947 тыс. кв. метров в 2012 году, соответственно.

Бытует мнение, что еще многие годы базары будут пользоваться спросом у населения, поскольку это «часть культуры азиатских народов»

После пика популярности рынков в конце 90-х – начале 2000-х годов покупатели постепенно начали возвращаться в магазины (см. график 3), интерес к ним немного упал в кризисный период, но сейчас снова растет. В целом рынки и торговые предприятия пока держат паритет. Переориентация покупательских приоритетов на приобретение товаров в стационарных предприятиях (где, по определению, должны быть выше как уровень культуры обслуживания, так и контроль качества реализуемых товаров – что, увы, не всегда действительно для казахстанских предприятий торговли) происходит довольно медленно, хотя в больших городах РК этот процесс идет более высокими темпами, за счет роста числа больших торговых центров современного формата. Предполагается, что и барахолки со временем переберутся в торговые центры – но рыночного типа, с огромным числом небольших магазинов (называемых в РК бутиками, несмотря на то, в традиционном понимании «бутик» – хоть и действительно небольшой, но узкоспециализированный магазин с ограниченным кругом клиентов: в бутиках обычно продаются модная и дорогая одежда или ювелирные изделия, а не товар в классическом исполнении made in China).

Впрочем, ряд участников рыночного сегмента торговли уверены, что еще многие годы базары будут пользоваться спросом у населения, поскольку ни одна азиатская страна не может существовать без рынков, это «часть культуры азиатских народов». (см. «Жизнь и смерть казахстанских рынков», «Эксперт Казахстан» №9 (157) ).

Хорошо живем

В середине 1990-х в покупках населения преобладали продовольствие, однако постепенно, благодаря стабилизации цен и росту доходов казахстанцев, это соотношение стало меняться в пользу непродовольственных товаров (см. график 4), и в 2012 году доля продовольствия в общей структуре торговли упала до рекордных 31% (кстати, в развитых странах доля расходов на продукты питания составляет лишь 13-18%), что свидетельствует о продолжающемся росте покупательной способности населения РК.

Согласно рейтингу «Эксперт-200 - Казахстан», крупнейшими игроками сектора торговли в Казахстане на данный момент являются: компании-продавцы горюче-смазочных материалов; игроки сетевого ритейла – как продовольственного так и непродовольственного. К последним относятся Magnum Cash&Carry, Green, "Рамстор Казахстан", "МЕТРО Кэш Энд Кэрри". Сегмента бытовой электроники и техники для дома представляют Sulpak (ТОО «Arena S»), «ТехноДом», «Планета Электроники». Автомобильный сегмент: Моторная Компания "Астана Моторс", БИПЭК АВТО Казахстан и др. Также в числе лидеров казахстанской торговли крупные компании-дистрибьюторы, казахстанские отделения гигантов мировой индустрии и фармацевты. Любопытно, но игроков fashion-ритейла в рейтинге нет вовсе.

В структуре розничной торговли по формам собственности в 2012 году из 4567,7 млрд тенге товарооборота 231,9 млрд тенге пришлось на иностранную собственность. По прогнозам экспертов, этот показатель в ближайшее время будет расти: казахстанская торговля начинает все больше интересовать международных операторов розничной торговли. Но если они и будут заходить на этот рынок, то в первую очередь – в крупные города, что никак не изменит существующую в РК географическую диспропорцию (согласно статистике, более 30% от розничного товарооборота приходится на Алматы и Алматинскую область. Однако вполне возможно, что здесь имеет место двойной учет, когда товар проданный на алматинской барахолке затем перепродается в областном центре с наценкой). Во многих городах и населенных пунктах Казахстана сетевая розница представлена по-прежнему довольно слабо, и как раз там по-прежнему популярны и любимы народом базары и рынки.

Можно предположить, что в обозримой перспективе могут появиться крупные игроки в одежном ритейле. Центр мелкооптовой торговли в лице «алматинской барахолки» несколько цивилизуется, переместившись в помещения. И, конечно, будут расти сети. Что касается продуктового ритейла, этот сегмент уже пережил в кризис серьезную чистку – множество игроков просто погибли, оставшиеся показали свою живучесть и будут, хотя и не суперагрессивно, но расти. Автодилеры будут прирастать в основном за счет продаж машин, собранных в России и Казахстане. Что до одежды, можно предположить появление сетей для массового покупателя – на это явно есть неудовлетворенный спрос. Находить одежду и обувь приемлемого качества по доступной цене все еще проще в Европе, но не в Казахстане. Если кто-то закроет эту нишу, он сорвет куш.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом