Гармония в глобальном мире

Ясенке Тукан-Вайан, бывая в разных странах, удалось преломить в своем творчестве местные изобразительные традиции. В ее работах причудливо переплетаются гобелен и японская бумага, одиночество женщины и архаический импрессионизм взъерошенных птиц

Гармония в глобальном мире

В Государственном музее искусств им. А. Кастеева при поддержке посольства Франции в Казахстане открылась персональная выставка художницы и скульптора, мастера гобелена Ясенки Тукан-Вайан. Помимо творческого самовыражения, экспериментов с различными техниками и материалами, поиска гармонии классического искусства и различных этнических традиций, представленные работы интересны еще и тем, что в них казахстанские художники и искусствоведы нашли общее с нашей национальной школой, тем, что делают отечественные мастера сегодня. Зал, где выставлены работы Ясенки, как будто бы стал естественным продолжением постоянной экспозиции музея, дополнив ее восточные черты западными сюжетами и цветовой гаммой.

Так, искусствовед Айжан Беккулова знала г-жу Тукан-Вайан больше как человека, активно занимающегося благотворительностью, много работающего с детьми из детдомов: «Сегодня она меня приятно удивила как художница. Было легкое предубеждение, что человек занимается искусством не потому, что профессионал, а для времяпрепровождения. Но эта выставка стала откровением. Творческий процесс — огромная работа. Я вижу, что она не боится экспериментов и ошибок, не боится делать отступления и пробовать себя в разных техниках. Художница работает так, как ей хочется. Для меня же это, напротив, преграда, бесконечные проблемы (так меня неправильно воспитали) — это несерьезно, а то баловство… И это отрицание стоит поперек моего творческого роста и не позволяет мне создавать вещи легче и быстрее. Ей захотелось экспериментировать с бумагой — она это делает. Захотелось соткать гобелен — соткала. Захотелось попробовать себя в скульптуре — пожалуйста. Работая в самых различных техниках, Ясенка находит и выражает себя», — не сомневается г-жа Беккулова.

Не на голом месте

Искусствовед согласна с тем, что в Казахстане есть художники, работающие в подобной технологии: «Есть моменты, которые, как мне кажется, она подсмотрела и не только у нас — за ее плечами богатый культурный багаж. Наши художники поступают так же. Искусство не возникает в пустом пространстве. Оно всегда контекстуально. Всегда перерабатываешь и выдаешь что-то свое. Происходит трансформация. Казахстанцы трансформируют западное видение. А Ясенка, в свою очередь, преломляет наших художников. Ведь она тут достаточно давно живет».

В самом деле, творческая личность не может сформироваться на голом месте, у нее всегда есть основа и она воспитывается на чужом искусстве. В творчестве случается прямое копирование и реплики, а бывает, что художник пропускает увиденное через себя. Даже если он не стремится к этому осознанно — часто аллюзии возникают подспудно, помимо его воли. Творчество основывается либо на народном искусстве, либо на классической традиции. Для этого мы и учимся в институтах и академиях, у мастеров, представляющих различные школы и технологии, делаем копии. «Гобеленщики тоже копируют, как и живописцы, например, Ван Гога или еще кого-нибудь из мэтров. Невозможно, учась, не перенять нюансы. Возможно, здесь нет прямых реплик. Скорее, я вижу перекличку с мировой практикой, — рассуждает Айжан. — На выставке присутствует традиционное гладкое ткачество, которое достаточно распространено в Европе и имеет глубокие корни во французском искусстве шпалеры. Казахи могут претендовать на гладкое ткачество, но сделанное в иной технике. В этих работах использованы шерстяные, хлопковые и льняные нитки. Технически они сделаны хорошо. Выставка профессиональная. Художника проверяет пространство, а эти работы в пространстве держатся». По мнению г-жи Беккуловой, это современное искусство: «Еще 50 лет назад так не работали. В голову не приходило делать такие гобелены. Они напоминают абстракционизм и импрессионизм в живописи. Сейчас это уже воспринимается как коммерция. Любое современное искусство может стать коммерческим».

Вкусное искусство

Вкусы автора выставки и нашей публики пересекаются. Такие работы можно рассматривать как часть пространственного дизайна. Так считают не только искусствоведы, но и художники. Например, коллега Ясенки Тукан-Вайан, казахстанская художница Сауле Сулейменова получила от ее работ эстетическое удовольствие. «Такой тип искусства необходим — искусство как наслаждение. Оно плотное и сочное, как вкусное вино, и без амбиций. Организовать культурный переворот не входило в задачи выставки. Ее задача — прикладная, поделиться хорошими вкусами и навыками. Это ценно само по себе. Выставка станет событием в Алматы», — уверена она. В представленных работах она тоже почувствовала знакомые мотивы, взаимодействие с отечественной традицией: «У нас хорошая школа гобелена. Например, востребованные в мире абстракционисты Сауле и Алибай Бапановы». По мнению Сауле, такое искусство — вне времени: «Игры в абстрактный экспрессионизм начались в сороковых годах ХХ столетия и ведутся с определенной периодичностью до сих пор. Это очень чувственные игры. От выставки я испытала почти физиологическое удовольствие. Это искусство, которое украшает нашу жизнь. Когда я открывала свою выставку в Париже, меня поразило отношение французов — им нужна вкусная живопись, как и чашка ароматного кофе или бокал изысканного вина. В нашем свеженьком и новеньком государстве тесто замешивается заново. Мы живем в пространстве, в котором чувства и переживания рождаются вновь. У нас есть потребность по-новому ощутить то, как мы любим себя и окружающий мир», — считает художница.

Ткацкий станок и бумага из кодзо

Арт-критик, куратор выставки Камилла Ли уверена, что жизнь в разных странах дала Ясенке Тукан-Вайан возможность углубленно исследовать разные культурные контексты, через которые в ее работах просвечиваются разные интонационные оттенки ее собственных пластически-образных поисков. Поэтому многочисленные персональные и групповые выставки, проводимые в разных государствах, становились для нее не только итогом очередного рабочего этапа, но и возможностью соотнести свое творчество с различной культурно-этнической средой. «Основные виды искусств, в которых работает г-жа Тукан-Вайан, — ткачество (гобелен и макраме), скульптура малых форм (бронза, керамика) и графика, куда она относит также оригинальные декоративные панно из бумаги ручной работы. Технология изготовления для нее так же важна, как и поиск убедительной стилистической выразительности. Художница постоянно совершенствует технику, несмотря на сопротивление материала, — рассказывает Камилла Ли. — Начало творческого пути связано с появлением в ее мастерской ткацкого станка. Выпускнице Академии художеств в Загребе была интересна идея “связующей нити”, возможности которой казались безграничными». Освоив технику ткачества в известной студии Пикара в Aubusso , Ясенка несколько лет работала в формате классического гобелена с его академическими сюжетами и безукоризненной техникой исполнения. Затем, отойдя от изобразительности раннего периода, она разрабатывает беспредметные ландшафты с различными колористическими растяжками и тональными переходами.

Одна из главных тем ее скульптурных композиций — женщины и птицы. Арт-критик отмечает постоянную инвариантность образов, их особую внутреннюю погруженность и молчаливую сосредоточенность на глубоком личностном переживании: «В фигуре и одеяниях женщин как будто подразумевается тайна личной судьбы и скрытое тайное знание, а птицы символизируют в одних работах одиночество и безысходность, в других — самость и самодостаточность. Во взъерошенных птичьих фигурках есть что-то архаично-импрессионистичное, как в опыте первого человека, прикасающегося к тайне созидания». Исследовав различные графические техники, в том числе сложный по исполнительскому мастерству офорт, художница на долгое время предпочла экспериментировать с бумагой ручной работы. Искусство изготовления такой бумаги традиционно принадлежит Японии. Съездив туда и изучив местную технологию, Ясенка стала развивать ее в своем творчестве. Как и японские мастера, она использует пасту из коры деревьев кодзо, в ее смесь добавляет фрагменты ткани, шелковую пряжу и нити, листья и лепестки цветов. Все вместе они образуют живописные колористические композиции.

По мнению Камиллы Ли, творчество Ясенки Тукан-Вайан чутко реагирует на различные культурные и интеграционные процессы глобализации, отражая многообразие современной жизни как условие ее гармоничной целостности. 

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом