Технологии для бизнеса

Отрыв от конкурентов, стабильный рост и масштабный выход на новые рынки — далеко не полный перечень преимуществ, которые можно получить благодаря современным информационным технологиям. Подтверждение этому — опыт известных компаний Казахстана

Технологии для бизнеса

Существует теория, что каждая технологическая революция происходит во много раз быстрее предыдущей. Сегодня мы видим тому множество доказательств. Всего за несколько лет современные технологии изменили наши представления об эффективности бизнеса, о промышленной мощи и качестве услуг. Пожалуй, наиболее близкий пример мы видим в 1980-х годах: это массовый переход на станки с ЧПУ, которые вытеснили устаревшее оборудование производства 1970-х. Избавившись от этого неэффективного оборудования, предприятия выиграли в скорости, объеме и качестве производства.

Процесс инновационных изменений сегодня затронул не только промышленность, но и все отрасли рынка. А эффект от него измеряется не только экономическими параметрами, но и социальными. Именно в этом всеобъемлющем влиянии технологий на эффективность — ключевое отличие технологической революции XXI века, в условиях которой сегодня работает большинство компаний. Инвестиции в информационные технологии для бизнеса сегодня уже не являются предметом для обсуждения. Очевидно, что они необходимы, и компании решают вопросы следующего уровня: какие технологии выбрать и в каких областях их применять, чтобы получать долгосрочные конкурентные преимущества, повышать качество и эффективность.

Важность этих задач одинакова и для крупной компании, и для среднего и малого бизнеса. В недавнем совместном исследовании SAP c компанией Oxford Economics было опрошено около 2000 руководителей небольших компаний из различных стран с развивающейся экономикой (в том числе и в СНГ). На вопрос, какую роль играют технологии в их работе, почти 70% опрошенных заявили, что считают их основой для роста бизнеса. А около 30% также уточнили, что готовы использовать в своей работе те же решения, что и их более крупные конкуренты. Речь идет о программных решениях для управления бизнесом и анализа данных, а также о мобильных технологиях, социальных медиа и облачных вычислениях.

Разделяют ли эти мнения представители компаний Казахстана? Так, главный директор по информационным технологиям АО «Казахтелеком» Марат Абдилдабеков говорит, что для его компании внедрение современных IТ-решений для управления бизнесом напрямую связано с реализацией стратегии бизнеса, возможностью достигнуть поставленных целей. В чем это выражается? Во-первых, оптимизировать процесс принятия решений, управление финансами и работу компании в целом. Во-вторых, повысить способность компании гибко реагировать на изменения рынка. В-третьих, снизить издержки на реализацию бизнес-процессов, в том числе и в сфере IТ. В-четвертых, повысить эффективность повседневной работы. В-пятых, научиться оценивать риски. В-шестых, сформировать инструменты для мотивации сотрудников и повышения их производительности.

АО «Казахтелеком» можно считать одной из первых компаний Казахстана, вставших на путь комплексной автоматизации: 10 лет назад в компании начали использовать решения SAP, выстроив единую информационную систему на базе SAP ERP и внедрив еще ряд решений, в том числе по консолидации отчетности и обеспечению соответствия законодательным требованиям к отчетности.

О преимуществах информационных технологий уверенно говорят и в горно-металлургической корпорации ENRC. «Мир становится более динамичным, мобильным, принимать решения нужно все более оперативно,— отмечают эксперты компании. — Информационные технологии приобретают ключевую роль в построении успешного бизнеса». В последние несколько лет ENRC превратилась в международную корпорацию, в соответствии с этими новыми реалиями изменилась и управленческая модель группы, а одной из насущных проблем стало качество и скорость обработки возросших объемов данных. Поэтому совершенствованию IТ-составляющей бизнеса уделяется в ENRC огромное внимание: для решения стратегических задач в этой области несколько лет назад была начата корпоративная программа «Стрела». Основная ее задача — с помощью современных технологий, в частности программного обеспечения SAP, стандартизировать ключевые бизнес-процессы группы и интегрировать в единое целое все компании группы ENRC. «Стрела» также нацелена на изменения бизнес-практик и культуры ведения бизнеса, создания инвестиций в будущее ENRC и вклад в человеческий капитал республики.

По мнению Максима Ламскова, управляющего директора SAP в Казахстане и Центральной Азии, компании все чаще начинают сегодня масштабные проекты по коренному преобразованию бизнес-процессов, трансформации бизнеса. Правильнее даже было бы называть это не проектами, а программами, так как речь идет о многоуровневом, поэтапном процессе переориентации на мировые стандарты ведения бизнеса. Возвращаясь к исследованию Oxford Economics, даже небольшие компании сегодня ориентируются на глобальное сотрудничество: 15% респондентов уже ведут бизнес в шести и более странах, и эта цифра может возрасти до 35% в следующие три года. Более четверти респондентов назвали повышение уровня глобальной конкуренции в числе трех основных тенденций, влияющих сегодня на ведение бизнеса. Почти 60% опрошенных считают, что конкуренция с компаниями из других стран значительно повысилась за последние два года, а 59% утверждают, что сегодня они активнее, чем ранее, конкурируют с крупными предприятиями. Аналитики прогнозируют, что количество фирм, в которых доля прибыли от международных операций составит 40% и более, в ближайшие три года вырастет на 36%. Наиболее значимых результатов в проведении бизнес-трансформаций добиваются компании, которые не только формулируют четкую «стратегию перемен», но и выбирают для их поддержки IТ-решения, имеющие успешный опыт использования и легко адаптируемые к специфике бизнеса. Такие программы направлены на достижение стратегических целей и долгосрочных конкурентных преимуществ.

Путь к вершинам

По мнению Максима Ламскова, исторически сложилось два подхода к внедрению высокотехнологичных инструментов для поддержки бизнеса. Это приобретение решения, уже представленного на рынке, либо заказная разработка информационной системы «с нуля» и ее последующее внедрение. Однако в наши дни все меньше компаний, в том числе и глобальных корпораций, решаются на проведение подобных разработок, и все чаще отказываются от уже имеющихся разработок в пользу промышленных, рыночных решений. Причины очевидны. Во-первых, при разработке ПО зачастую сложно спрогнозировать, какой объем инвестиций потребуется, через какое время они окупятся, получит ли бизнес в итоге IТ-продукт такого качества, которое необходимо для эффективной поддержки бизнес-процессов. Все это значительно увеличивает риски. Во-вторых, требования к таким решениям формируются, как правило, только на основе видения внутри компании, без учета отраслевого опыта и мировой практики внедрений. В результате могут оказаться «за кадром» существенные нюансы, которые помешают успешной работе с зарубежными партнерами или росту новых направлений бизнеса.

Ситуация с промышленными решениями SAP обратная. «Аккумулируя в своих решениях опыт ведения бизнеса, мы предоставляем лучшие практики нашим клиентам, и они могут строить свою работу с учетом опыта других компаний — лидеров в различных отраслях по всему миру. Это выверенные десятками тысяч инсталляций оптимальные бизнес-практики. Более того, наши клиенты подтверждают экономический эффект, полученный от внедрения и использования решений SAP. Используя этот опыт, наши клиенты с аналогичными бизнес-задачами могут прогнозировать эффект от внедрения решений SAP и четко представлять себе, как достигнуть этого результата»,— отмечает Максим Ламсков.

В Казахстане наблюдается тот же тренд — компании все чаще переходят на индустриальные бизнес-решения. 13 компаний из ТОП-20 ренкинга «Эксперт 200 Казахстан» используют решения SAP, среди них — АО «НК «КазМунайГаз», «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.», ENRC, АО «Казакстан темiр жолы», «ПетроКазахстан», АО «АрселорМиттал Темиртау», АО «НАК «Казатомпром», АО «Народный банк Казахстана», АО «ТУРГАЙ-ПЕТРОЛЕУМ», Kcell, АО «Казахтелеком». SAP является сильнейшим в республике игроком на рынке IТ-решений для крупного бизнеса, и эта ситуация вряд ли в ближайшее время изменится.

Решение задач

Каковы результаты внедрения? В АО «Казахтелеком» отмечают повышение оперативности и качества управленческих решений, оптимизацию бизнес-процессов, уход от рутинных операций по вводу данных, выверке и подготовке отчетности. Больше времени уделяется анализу полученных данных, при этом затраты на аналитику и отчетность снизились за счет увеличения автоматизации процессов и рациональной загрузки имеющихся ресурсов. Новые формы учета, единые для всей компании и детализированные в соответствии с требованиями бизнеса, обеспечивают прозрачность бизнеса и получение сразу всей необходимой информации в рамках компании. Достоверность, оперативность, актуальность информации больше не поддаются сомнению — ведь в любой момент любые данные можно проверить в системе. Система позволила значительно упростить контроль исполнения обязанностей, повысить дисциплину сотрудников и устранить дублирование функций.

Для директора департамента управления персоналом АО «Народный банк Казахстана» Айжан Кожировой преимущества внедрения решения SAP связаны с новыми возможностями организации привычной рутинной работы. На базе решения создан портал для сотрудников, позволяющий централизованно управлять всей информацией по персоналу. Появилась возможность гибкого расчета заработной платы с минимизацией ручной обработки данных. Затраты и время на эту задачу сократились благодаря автоматизации, однако повысились качество и оперативность подготовки отчетности, необходимой для анализа и принятия решений. Автоматизированы такие задачи управления персоналом, как переводы, увольнения, отпуска, командировки, продление трудовых договоров. Более того, банк перешел на безбумажный документооборот в сфере HR. Каждый работник на своем рабочем месте может самостоятельно сформировать на портале необходимое заявление в электронном виде — оно автоматически вводится в систему, на основании таких заявок система может автоматически провести новые расчеты заработной платы и иных выплат. Все процессы контролируются централизованно, из головного офиса банка. Учитывая, сколь обширна филиальная сеть банка, такой формат управления является наиболее функциональным. Уникально для банковского сектора Казахстана бизнес-приложение «Органиграмма», отражающее организационную структуру банка, она формируется в системе SAP и автоматически учитывает все изменения.

Отчетливо видно, что критерии успешности проектов могут значительно отличаться у разных компаний. Кроме того, есть отраслевые, узкоспециальные решения, а есть и приложения, которые необходимы всем: например, бизнес-аналитика, отчетность, мобильные приложения. Отличается и стратегия внедрения: для одних компаний предпочтительнее внедрять сразу целый комплекс решений, другие — сторонники поэтапного, пошагового подхода. Все зависит от особенностей организации и тех стратегических решений, которые принимает руководство. Стратегия SAP предусматривает, что клиентам компании, независимо от отрасли и масштаба бизнеса, должны быть доступны наиболее совершенные технологии и решения для оптимизации бизнеса. В ближайшие годы SAP делает ставку на такие направления разработок, как мобильные и облачные решения, бизнес-аналитика на базе больших данных и построение сетевых бизнес-сообществ.

Дорога начинается с первого шага

Как организовать проект, чтобы привести его к успеху? Вопрос этот волнует всех руководителей, которым предстоит проводить какие-либо изменения, в том числе и внедрение IТ-решений. «В Samsung процедура перехода осуществлялась плавно и оперативно благодаря тому, что многие внутренние процессы уже соответствовали на момент внедрения международным требованиям компании»,— делится опытом Эльмира Бекишова, финансовый директор Samsung Electronics KZ and Central Asia. Однако даже при самых рационально организованных процессах и высокомотивированном персонале не снижается важность роли лидеров организации. По мнению Максима Ламскова, топ-менеджмент должен быть максимально вовлечен в процесс перемен.

После завершения внедрения работа по проведению трансформации бизнеса не заканчивается. Например, решение придется развивать по мере роста бизнеса и адаптировать его в соответствии с изменениями в законодательстве. SAP инвестирует значительные ресурсы для локализации своих решений, дополняя их функционалом и отчетными формами, необходимыми в соответствии с изменившимися требованиями проверяющих и контролирующих органов. Максим Ламсков отмечает, что внутренние центры компетенции, поддерживающие системы уже после внедрения, уже доказали свою эффективность для многих компаний, включая компании Казахстана. Специалисты центра компетенции — это сотрудники, которые понимают цели компании, разбираются в ее бизнесе и способны отразить стратегию в IТ-решении. Такой подход позволяет обеспечить дальнейшее эффективное развитие бизнес-приложения и стабильный рост бизнеса в высококонкурентной среде.

Единое глобальное решение

Казахстанская «дочка» Samsung Electronics, как и штаб-квартира в Сеуле, использует ряд продуктов SAP — таким образом, компания смогла интегрировать свои IТ-системы с системами материнской компании для эффективного обмена данными. «Основной полученный эффект — это, конечно же, соотношение качества предоставляемых данных и экономии времени, человеческих ресурсов,— рассказывает г-жа Бекишова. — На мой взгляд, SAP — это скорее управленческое, нежели бухгалтерское программное обеспечение. Используя его, управленец может оценить текущее финансовое состояние компании: помимо стандартных видов отчетности, решение SAP — это целый комплекс клиентских решений, специфичных для той или иной компании. По мере поступления информации о хозяйственных операциях в систему, программа автоматически генерирует и консолидирует данные в необходимый вид отчетности. Таким образом, возрастает точность и оперативность предоставления данных».

Перевести стрелу

В апреле этого года «Евроазиатская энергетическая корпорация» (ЕЭК), входящая в ENRC, внедрила новые бизнес-процессы на основе программного обеспечения SAP. Процессная модель, которая здесь используется, вскоре будет тиражирована на всю группу компаний. Управление данными теперь осуществляется централизованно, полномочия по внесению изменений строго разграничены. «С внедрением новой системы руководство и исполнители смогли получать более оперативную и качественную информацию. Созданы единые каталоги товарно-материальных ценностей, услуг, бизнес-партнеров и т.д.,— рассказывают в ENRC. — Для конечных пользователей ЕЭК были разработаны типовые обучающие материалы по всем процессам, автоматизировано управление документацией пользователей. Проводится регулярная оценка показателей эффективности процессов.

Большая разница

Казахтелеком, по словам Марата Абдилдабекова, пережил серьезную трансформацию, внедрив промышленные IТ-решения SAP

ДО

В каждом филиале своя автоматизированная система учета;

Трудоемкость формирования сводной и консолидированной финансовой отчетности;

Сложность контроля ведения бухгалтерского учета в филиалах;

Отсутствие единого подхода при отражении в бухгалтерском учете сложных финансово-хозяйственных операций, требующих применения бухгалтерских суждений и оценок;

Трудоемкость подготовки финансовой информации, требуемой руководству для принятий управленческих решений.

ПОСЛЕ

Единый стандарт ведения бухгалтерского учета по обществу, централизованная система учета;

Сокращение сроков предоставления отчетов в вышестоящие организации;

Увеличение скорости обработки и достоверность информации;

Финансовый контроль за деятельностью филиалов;

Снижение рисков недостоверности финансовой отчетности, мошенничества и др.;

Возможность проведения анализа финансовой отчетности, как следствие повышения ее качества и достоверности;

Возможность интеграции с внешними системами: платежной системой на основе Lotus Notes и системой биллинга;

Создание информационной базы для системы управления проектами;

Приведение производственных процессов в соответствие с требованиями ISO.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики