Завод имени интеграции

Неделю назад в Восточно-Казахстанской области официально начато строительство автозавода «АЗИЯ АВТО Казахстан» — предприятия с совместным казахстанско-российским капиталом

Завод имени интеграции

Официально строительство автозавода полного цикла в Усть-Каменогорске началось 10 ноября 2013 года. То есть спустя почти три месяца после подписания соглашения о входе в проект АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» (ААК; отдельная от сборочного предприятия «АЗИЯ АВТО», также входящего в группу «БИПЭК АВТО», компания) помимо учредителя — холдинга «БИПЭК АВТО» (50%), «АвтоВАЗа» (25% плюс одна акция) и СПК «Ертiс» (25% минус одна акция). Неофициально, судя по внешнему виду стройплощадки, подготовительные работы шли с лета. Об этом свидетельствует и цифра текущих инвестиций — на реализацию проекта «БИПЭК» уже направил более 21 млн долл.

По плану строителей возведение корпусов предприятия — а их площадь ни много ни мало 262 тысячи квадратных метров — начнется во втором квартале следующего года. Поэтому «АЗИЯ АВТО Казахстан» имеет право отмечать как минимум три дня рождения, а когда с его конвейера сойдет первый автомобиль — и четыре.

Один из таких дней встретил на строящемся объекте корреспондент «Эксперта Казахстан» и вынес заключение, что на сегодня политический эффект оказался важнее прочих — еще одной, как принято в некоторых кругах выражаться, скрепой казахстанско-российских отношений и объектом отечественной индустриализации станет больше. Что, впрочем, никак не умаляет трудов созидателей автоиндустрии в Усть-Каменогорске и перспектив самого проекта.

С Renault и Lada в портфеле

Новый автозавод решено было расположить в Новой Согре на четырехстах гектарах (вместе с технопарком, где наладят выпуск автокомпонентов, автомобильный кластер ВКО займет 523 гектара) напротив Усть-Каменогорского титано-магниевого комбината и Согринской ТЭЦ. Это большое свободное пространство, да еще и вблизи развитой инфраструктуры: к УК ТМК подведена ЛЭП, тепломагистраль, водопровод и самая дорогостоящая коммуникация — железная дорога.

Пока тут только двухэтажное административное здание — белая с синей крышей — корпоративных бипэковских цветов — времянка, перед которой выложена брусчаткой площадь. По краям этой площади, будто на парад, выстроилась спецтехника, применяемая в ходе строительных работ: самосвалы, погрузчики, тракторы, многоцелевые «УАЗики», автобусы для рабочих. Строительная площадка была огорожена двухметровой сеткой, на ней тоже аккуратными рядами стояла спецтехника, в том числе и пожарная. Вся техника блестела и, как и вся стройка, была нестроительно чистой.

Слева от здания на двух опорах был установлен огромный паспорт объекта, где на казахском и русском языках были указаны основные цифры проекта: сроки, стоимость и ожидаемые объемы производства. Кстати, строительным подрядчиком на проекте выступает компания «БИПЭК Строй»: именно ее силами группа построила свои мультибрендовые автоцентры в 6 городах республики. Впечатляюще выглядел макет завода, чьи цеха должны были занять весь горизонт. Синее небо на горизонте билборда сливалось с синевой настоящего ясного алтайского неба.

На флагштоках справа от здания развевались флаги Казахстана, «АЗИЯ АВТО» и России, в нескольких метрах от них в ряд стояли отдельные представители той самой линейки автомобилей, которые планируется выпускать здесь через три года: седан Lada Granta и универсал Lada Kalina New. Несмотря на то что автомобили и так блестели в тот ясный солнечный день, сотрудники «БИПЭКа» натирали их стеклоочистителем до сияния. Увидев, что машины открыты (ключи зажигания бипэковцы благоразумно вынули, лишь издалека завидя людей с камерами), журналисты тут же принялись усаживаться за руль, стали прыгать на креслах, нажимать кнопки, хлопать дверями — короче, проявлять профессиональный интерес.

— Сюда садиться не надо,— то ли просили, то ли советовали ребята, на глазах изводя бутылку стеклоочистителя!

В зале административного здания было тепло натоплено, на большом составном экране под музыку крутили ролик-презентацию с описанием будущего производства. Поскольку официальных лиц ждать пришлось около полутора часов (из-за нелетной погоды), журналисты смогли выучить основные моменты презентации наизусть. Итак, на ААК после сдачи второй очереди будет выпускаться до 120 тыс. автомобилей в год. Как уже было сказано, производство на этой площадке — полного цикла: со сваркой и окраской кузова, а также производством автокомпонентов.

Первые авто сойдут с конвейера ААК в начале 2016 года, а общий объем автомобилей первой очереди в том году составит 90 тыс. единиц. Спустя год завод выйдет на 120 тыс., а в сумме за первые семь лет работы будет выпущено порядка полумиллиона автомобилей. Общий объем инвестиций на весь период строительства базовых мощностей составит 500 млн долларов. Еще 630 млн долларов планируется инвестировать до 2018 года в производство автокомпонентов: пластмассовых деталей, сидений, бензобаков, штамповки.

Поэтому среди гостей состоявшейся церемонии были и руководители крупных российских игроков в сегменте производства комплектующих. С «СЭД-Сызрань» и СП «Форесия-Металлопродукция Икзост Системс» заводчане уже подписали соглашения о сотрудничестве.

Местное содержание в автомобиле составит 50%. Завод будет генерировать около 1 млрд долларов в год и займет работой 12 тыс. человек, включая смежников.

Кроме упомянутых моделей Lada здесь также будут выпускать кроссовер Lada 4x4 New и две модели Renault — седан бизнес-класса Latitude и кроссовер Koleos. Коллеги из автомобильных изданий поделились мнением, что именно автомобили альянса Renault-Nissan составят большую часть производства после запуска основных мощностей. На это указывает и то, с какой активностью «БИПЭК» развивает монобрендовую дилерскую сеть Renault в регионах. В сумме на три бренда альянса — Lada, Renault и Nissan — в Казахстане приходится 42% всего рынка. Для сравнения, даже на «домашнем поле», в России, эта цифра равна 30%. Поэтому выбор «БИПЭКом» технологического партнера по проекту у профессионалов не вызывает вопросов. Рыночная доля ближайших конкурентов — кратно скромнее.

Как уже говорилось, автомобили ААК планируется экспортировать в сибирские регионы России, а также в страны Центральной Азии: на карте в презентации были отмечены все, кроме Узбекистана. Как известно, соседняя республика защищает свой автопром с особой рачительностью — для любого импортного автомобиля, включая продукцию российских и казахстанских заводов, въезд на узбекский рынок наглухо заблокирован пошлинами и акцизами.

Не форсируй это

Приехавшие на открытие аким Восточно-Казахстанской области Бердыбек Сапарбаев с первым вице-министром индустрии и новых технологий РК Альбертом Рау и первым замом министра промышленности и торговли РФ Глебом Никитиным долго рассматривали автомобили и площадку проекта. Сопровождали их автозаводчики — и.о. президента «АвтоВАЗа» Олег Лобанов и председатель совета директоров группы компаний «БИПЭК АВТО» Анатолий Балушкин.

Г-н Сапарбаев, взявший слово на правах хозяина первым, подчеркнул, что уже работающий автосборочный завод «АЗИЯ АВТО» является флагманом отечественного автомобилестроения, «не закрывавшимся ни на час» в условиях острых финансовых трудностей последнего кризиса. «Если в прошлом году было выпущено продукции на 50 миллиардов тенге, сейчас уже на 70, а до конца года мы ожидаем в пределах 110»,— поделился аким.

Он не скрывает, что проект станет самой масштабной стройкой региона за годы независимости, и с гордостью анонсировал собравшимся появление на близлежащих территориях объектов социальной сферы. «Здесь будет построен новый микрорайон со всеми удобствами: там будет и школа, детсад, лечебные учреждения»,— подчеркнул г-н Сапарбаев, отметив, что на создание инженерной инфраструктуры завода область вытребует из госбюджета около 6 млрд тенге в ближайшие три года.

«Напомню, что область у нас машиностроительная. Эти автобусы, что стоят во дворе (аким имел в виду Daewoo BS090A. — “ЭК”) — это наши автобусы, собираются в Семее. Кроме того, с нашими белорусскими партнерами мы собираем здесь тракторы “Беларусь”. То есть идет формирование неплохого машиностроительного кластера»,— поставил на вид докладчик. Ему вторит и республиканское статистическое ведомство: по данным АРКС, более 80% выпускаемых в стране автомобилей имеют восточноказахстанское происхождение.

На завершающем этапе мероприятия участникам предстояло совершить главное символическое действо: заложить в основнаие завода два гранитных кирпича с памятными табличками

Г-н Никитин назвал создание завода «славной страницей в истории кооперации» двух стран. «Автомобилестроение является передовой отраслью сотрудничества,— напомнил он. — И “ГАЗ”, и “КамАЗ” имеют сборочные производства на территории Казахстана. Естественно, флагманом нашего сотрудничества является “АЗИЯ АВТО”. “АвтоВАЗ” может гордиться таким партнером»,— сделал напоследок комплимент российский замминистра, подчеркнув, что выпуск линейки автомобилей на ААК «будет означать заработавший Евразийский экономический союз».

«Два года назад мы летали на “АвтоВАЗ”, договорились, после этого были многочисленные встречи. Самое главное, что этот день мы все вместе, кто сегодня собрался здесь, мы его приближали как могли,— в военно-лирическом стиле начал Альберт Рау. — Этот проект может быть и должен быть одним из самых интеграционных проектов, о которых мы сегодня можем говорить как о результатах межрегионального сотрудничества и Единого экономического пространства».

Он также посоветовал Евразийскому банку развития «хвататься за этот проект, потому что он формирует устойчивые кооперационные связи между нашими предприятиями». «Такой проект еще поискать — я все проекты банка знаю,— почти делал выговор ЕАБР казахстанский вице-министр. — Мы, как министерство, готовы финансировать этот проект по программе “Производительность-2020” в части оснащения оборудованием. И будем прямо говорить: президент в курсе всех нюансов, всех этапов и трудностей, президент все это знает и очень поддерживает этот проект»,— пошел на откровенность вице-министр Рау.

Г-н Лобанов посвятил свой спич перспективам линейки продуктов ААК: «Мы понимаем, что через несколько лет у нас будет совсем иной модельный ряд. И мы понимаем, что здесь будут производиться не только автомобили сегодняшнего дня, но и автомобили, которые мы будем запускать в 2015 году, это Lada класса B».

Аналитики The Boston Consulting Group (BCG) пророчат российскому рынку рост до 4,4 млн автомобилей к 2020 году. Из них 70 тысяч на рынки азиатской части России должно будет поставить АО «АЗИЯ АВТО Казахстан». По крайней мере, соглашение между партнерами гарантирует предприятию право эксклюзивных поставок в Сибирский и Дальневосточный федеральные округи РФ. Несмотря на «интеграционную риторику», подобным гостеприимством российских партнеров пока ни один другой из проектов казавтопрома похвалиться не может.

Г-н Балушкин назвал автозавод ААК эталонным проектом в сфере государственно-частного партнерства.

— Но я бы хотел добавить по поводу схемы финансирования: нам сильно помогают, но это делается на возвратной основе,— подчеркнул он.

— Так и положено,— вставил г-н Рау.

— Во-вторых, мы отталкиваемся от математики. В этом году холдинг достиг оборота в полтора миллиарда долларов. На реализовавшуюся прибыль мы и будем строить. В следующем году, я думаю, мы выйдем за два миллиарда,— спрогнозировал он. — Та помощь, что дает нам правительство в защите наших прав, беспрецедентна, но это не дает нам права делать некачественные машины. Мы делаем качественные машины, и они в ценовом плане обходят всех конкурентов в Казахстане.

По словам г-на Балушкина, именно такой подход явился причиной того, что «БИПЭК» удерживает 55% первичного авторынка РК.

— Теперь вы должны взять обязательства,— пошутил г-н Рау.

— Ну да, пятилетка в три года — забыл сказать,— подыграл Анатолий Балушкин и серьезно добавил в военном, но уже совсем не лирическом стиле: — Знаете, мы Берлин к Первому мая брать не будем! Любой ценой ничего делать не будем: все будет правильно, основательно, хорошо.

— К девятому,— подкорректировал сроки Альберт Рау.

 

Кирпичи фундамента автостолицы

 

На завершающем этапе мероприятия участникам предстояло совершить главное символическое действо: заложить в основание завода два гранитных кирпича с памятными табличками, подписанными фамилиями высоких правительственных чиновников двух стран. Г-н Рау подгонял коллег, у которых не особенно споро получалось орудовать цементом и мастерком, возгласами: «Вот-вот, давай быстрей».

Анатолий Балушкин, запускающий уже второй автозавод, помогал замминистру промышленности и торговли РФ. «Вот так, вот так, да цемента не жалейте»,— советовал опытный Анатолий Михайлович. В итоге за «Никитина Г.С.» кирпич замуровал в постамент г-н Никитин, за «Исекешева А.О.» цементировал г-н Рау. Сам глава МИНТ улетел в Екатеринбург на юбилейный X Форум приграничного сотрудничества.

Сделав несколько фото с памятными рукопожатиями, высокие гости сели в машины и уехали, по-видимому, вслед за г-ном Исекешевым — в Екатеринбург. У закладки начали фотографироваться все оставшиеся: журналисты и сотрудники БИПЭКа. Если для первых это было очередное событие, каких много за последние годы «форсированной индустриализации», то для последних — важная дата.

Этот проект устькаменогорцы готовили давно, с алтайской основательностью, не теряя надежды, даже когда отечественный рынок ужался втрое, а их почти одноименный сборочный завод в 2009-м выдал чуть больше семи сотен машин. К концу этого года действующий конвейер «АЗИЯ АВТО» перешагнет отметку 30 тысяч отгруженных автомобилей*, а в перспективе четырех лет в городе появится крупнейшее отечественное производство полного цикла с растущим спросом внутри страны и гарантированным доступом на крупнейший рынок Европы. Похоже, теперь автозаводскому будущему Усть-Каменогорска ничего не угрожает.

* Фактический объем производства по итогам 10 мес. 2013 г. — 24,3 тыс. ед. Объем продаж — 21,9 тыс. ед.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики