Транзит с пробуксовкой

Растущий железнодорожный трафик через ЦА сдерживают технические проблемы

Транзит с пробуксовкой

Роль Казахстана и всего Центральноазиатского региона в транзитной торговле между Китаем и Европой может значительно вырасти в ближайшем будущем. По данным Азиатского Банка Развития, к 2020 году 10% торговли между Китаем и Евросоюзом может осуществляться посредством железных дорог, и основной транзит будет проходить через территорию стран Центральной Азии, в том числе и через Казахстан, но для этого еще предстоит решить ряд проблем. Об этом 14 ноября  рассказал научный сотрудник Свободного Университета Берлина Якопо Пепе в ходе своего выступления в Центре Центральноазиатских Исследований при университете КИМЭП. 

Как рассказал исследователь, у железнодорожного транспорта Центральной Азии по-прежнему много недостатков. Во-первых, это проблема стоимости, но она касается только дорогих товаров. «К примеру, перевезти стандартный контейнер морем из Гонконга в Вену будет стоить примерно 500 долларов, а чтобы перевезти контейнер из Риги в Достык, нужно заплатить 4000 долларов. Но в этом вопросе важна не столько цена доставки как таковя, сколько соотношение стоимости товара и цены его перевоза, - объяснил г-н Пепе. - Если вы транспортируете стандартный 20-футовый контейнер с добавленной стоимостью в миллион долларов, можно заплатить и пять тысяч долларов, но при этом будет значительная экономия во времени». 

Что касается технических сложностей, то к ним, по словам спикера, можно отнести различия в технических регламентах стран, а также общую изношенность железнодорожной инфраструктуры. Кроме того, для Центральноазиатского региона характерно низкое развитие IT-коммуникаций в железнодорожной отрасли, что усугубляет трудности с таможенным оформлением. «Если, к примеру, в Арабских Эмиратах эта процедура занимает около получаса, потому что не требует никаких бумаг и делается в электронной форме, то в Центральной Азии этот процесс может занимать до пяти дней» - привел сравнение г-н Пепе. 

«Еще одна проблема, особенно актуальная для Казахстана, состоит в том, что железные дороги до сих пор ориентированы на Москву. И хотя Россия - очень важный для Казахстана партнер по торговле, с транспортным сектором, так же как, это было с нефтегазовым сектором, Казахстану нужно расширяться и открывать новые транспортные коридоры», высказал свое пожелание спикер. 

Но, несмотря на эти проблемы, по словам исследователя, есть уже и некоторые положительные изменения: «Сейчас мы можем видеть растущую заинтересованность политиков в Центральной Азии, и особенно в Казахстане, в отношении улучшения ситуации с железными дорогами, в том числе и в отношении транзита. Кроме того, уже имеются вполне осуществимые бизнес-решения для железнодорожных проблем, и предприниматели проявляют интерес к этой сфере, и это очень важно. Государство может разрабатывать безукоризненные проекты, но если бизнес не будет участвовать, они не будут работать».

Говоря о перспективах развития железнодорожного транзита, г-н Пепе упомянул и особенную заинтересованность Китая в развитии дополнительных сухопутных торговых путей: «Стоит упомянуть те причины, которые легли в основу этой политики. Во-первых, это  внутренние экономические проблемы: уязвимость Китая, касающаяся транспортировки товаров морем. Девять китайских портов находятся в двадцатке наиболее загруженных портов мира, и они перегружены. Во-вторых, геополитические проблемы, в частности - касающиеся Малаккского пролива, поэтому Китай заинтересован в том, чтобы налаживать любые возможные континентальные маршруты, чтобы расширить пути торговли. Кроме того, развитие транспортных связей с Казахстаном полезно Китаю  для стабилизации ситуации в Синьцзяне, который все активнее будет использоваться  как мост в Центральную Азию».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее