Совместный рывок

Крупнейшие участники в интернет-бизнесе РК объединились в ассоциацию

Совместный рывок

14 ноября прошла пресс-конференция, темой которой стало создание в Казнете отраслевой профессиональной ассоциации – Ассоциации Казахстанского Интернет-бизнеса и Мобильной Коммерции (АКИБ). В ее состав вошли такие крупные игроки, как Kolesa.kz, Krisha.kz, Lamoda.kz, Flip.kz, Besmart.kz, Blizzard.kz, Chocolife.me и другие. Основной задачей АКИБ станет развитие электронной коммерции. Для этого ассоциация планирует продвигать интересы компаний-участников, популяризировать электронную коммерцию среди казахстанцев, а также лоббировать свои интересы в законодательных структурах.

«Хотелось бы, чтобы это стало примером того, как частные компании могут объединиться легально и прозрачно ради общей цели. Еще, однозначно, ассоциация не ориентирована на снижение конкуренции и то, что мы консолидируемся, не значит, что мы не будем бороться друг с другом», говорит генеральный директор Lamoda.kz Алексиос Шо.

Как и любое новшество, интернет-коммерция сталкивается со множеством проблем, о некоторых из них журналистам рассказал директор и совладелец Arbuz.kz Серик Палтуев:  «На самом деле - рынок сейчас находится в зачаточном состоянии и то, что мы сейчас здесь собрались, это только маленький шаг.  Все игроки на этом рынке очень живые и активные, но  все они сталкиваются периодически с проблемами нашего рынка, где люди не приучены покупать через Интернет, нет доверия интернет-магазинам и платежам через карточку, и если ассоциация начнет хотя бы обучать людей, это будет очень большой шаг».  

Еще одной существенной проблемой казахстанской интернет-торговли является то, что даже те казахстанцы, которые уже совершают покупки в Сети, тратят 90% своих денег за рубежом, хотя в Казахстане уже открыто более 500 своих  интернет-магазинов. Об этом журналистам рассказал совладелец Processing.kz Константин Горожанкин. По его словам, очень важно приучить казахстанских потребителей к пользованию услугами электронной коммерции, а в осуществлении этого  поможет акция под названием «КиберЖума», которая пройдет впервые в Казахстане 22 ноября этого года.  

«Конкуренция для этой акции отбрасывается: нам не важно, где наш покупатель совершит свою первую покупку. Важно, что наши граждане смогут оценить все преимущества покупок через Интернет и после этого продолжат пользоваться услугами интернет-магазинов. Кроме того, большинство магазинов будет не только продавать свои товары без наценок, но и субсидировать доставку. Да, мы несем некоторые издержки, но мы и зарабатываем в результате, вносим вклад в развитие будущего рынка. Как показывает практика иностранных игроков, такие акции дают значительный всплеск и  увеличение продаж во много раз» - так директор холдинга ChocoFamily Рамиль Мухоряпов объяснил журналистам смысл акции. 

Но идея проведения «КиберЖумы» появилась не на пустом месте: в странах с более развитой электронной коммерцией похожие акции уже давно стали обычной вещью. Организаторам же казахстанской акции потребовалось только немного изменить ее, учитывая местные особенности : «Когда мы придумывали «КиберЖуму», мы не придумывали велосипед, мы посмотрели на мировые рынки и увидели, что там «КиберПонедельники» очень активно идут уже много лет.  Но у себя мы решили назвать все это «КиберЖума» - учитывая, что люди больше любят делать покупки в пятницу; к тому же один из членов ассоциации, arbuz.kz, в понедельник недоступен, потому что эта компания занимается доставкой товаров, а в понедельник все рынки закрыты» - объяснил журналистам г-н Горожанкин.

Как и любое другое направление бизнеса, интернет-торговля не могла бы нормально существовать без законодательной базы, и закон «об электронной коммерции» в Казахстане уже разрабатывается.  Г-н Горожанкин, как человек, принимающий участие в создании этого законопроекта, рассказал о нынешней стадии работы:  «Когда мы писали закон об электронной коммерции, мы взяли российский и азербайджанский законы, опыт этих двух стран мы соединили, взяли из них все самое лучшее и добавили туда те пункты, которые для нас особенно важны: это электронная счет-фактура и налоговые послабления. По налоговым послаблениям я участвовал в трех рабочих группах, где это обсуждалось на уровне правительства. Мы убедили всех, кроме Министерства финансов. Они ни  в коем случае не хотят идти на послабления, и сейчас все остановилось на них».

Хотя Интернет является основным полем деятельности АКИБ, такую прибыльную нишу, как мобильная коммерция, она тоже не хочет оставлять без внимания. О планах в этом направлении журналистам рассказал г-н Мухоряпов: «Исследования показывают, что половина транзакций производится посредством мобильного телефона, а значит, на каком-то этапе люди могут начать и покупать с его помощью. Но мы понимаем, что этот бизнес не начнет активно развиваться, пока к нему не подключатся большие рекламные бюджеты. Мобильные операторы тоже хотят зарабатывать на электронной коммерции. Скоро будет внесено изменение в законодательство, согласно которому мобильным операторам будет разрешено использовать абонентский счет для оплаты товаров и услуг. Это затронет в первую очередь те интернет-магазины, где суммы транзакций обычно небольшие, но, тем не менее, эффект будет огромный».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики