Очередная попытка

Создание единого организатора госзакупок вызовет новые проблемы

Очередная попытка

Глава страны Нурсултан Назарбаев в октябре нынешнего года раскритиковал действующую в стране систему государственных закупок, заявив, что она играет в пользу некоторых поставщиков, которые охотно пользуются лазейками в действующем законодательстве. «Специально срывают тендер, чтобы потом закупку сделать из одного источника. Первые руководители самоустраняются от этого вопроса, перекладывая всю ответственность, и со стороны смотрят. Акимы, руководители центральных государственных органов должны сами возглавить тендерные комиссии и нести ответственность, потому что здесь тратятся большие государственные деньги», - сказал тогда президент страны.

После этого представители Министерства финансов инициировали антикоррупционные поправки в профильный закон «О государственных закупках». Для того, чтобы процесс проведения государственных закупок был честным и отрытым, в Казахстане в рамках этого законопроекта предполагается создание единого организатора госзакупок, который позволит исключить риски, связанные с непрофессионализмом конкурсных и аукционных комиссий при выборе поставщика-победителя. В компетенцию такого оператора, как отмечается, будет входить выполнение процедур организации и проведения государственных закупок посредством конкурса и аукциона по бюджетным программам.

Ситуация в сфере государственного заказа действительно оставляет желать лучшего, и об этом свидетельствуют данные Комитета финансового контроля при Министерстве финансов Казахстана, которые выявили за девять месяцев почти 1400 нарушений законодательства о государственных закупках.

Без особой пользы

В беседе с Expertonline.kz директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов рассказал, что в Казахстане повсеместно нарушаются процедуры проведения госзакупок: здесь есть случаи не только коррупции, но и простого незнания их процедур. В этом случае имеет смысл отдать проведение закупок специализированному органу. Вместе с тем, по его мнению, создание подобной организации повлияет на возникновение других проблем.

«Во-первых, сосредоточение государственных закупок в одном органе лишь повысит коррупциогенность. Во-вторых, объем работы будет выполняться намного меньшим числом сотрудников, что, скорее всего, снизит качество государственных закупок», - полагает эксперт. - Возможно даже, произойдет дублирование работы. Ведь все равно госпредприятия будут держать специалистов по госзакупкам, которые будут документы передавать единому оператору. Если такое произойдет, то это дублирование лишь приведет к еще большему затягиванию сроков проведения закупок. А ведь госзакупки и так были сильно зарегулированы, что затягивало операционную деятельность».

Подобного мнения придерживается и президент Казахстанской ассоциации промышленности строительных материалов Марал Томпиев, который не сомневается, что создание единого организатора госзакупок не сможет кардинального решить возникшие проблемы в этой отрасли.

«Сам закон о государственных закупках уже предусматривает за собой незаконные действия. Необходимо полностью менять этот закон. Есть ряд компаний, которые постоянно участвуют в тендерах и выигрывают их, а другим, неплохо проявившим себя на этом рынке, которые хотят по закону все делать, никак не удается участвовать в тендерах. Тот ряд компаний после получения государственных денег никто не контролирует, в плане закупки строительных материалов, - добавил г-н Томпиев. - Таким образом и получаются подобные жилые комплексы,  как «Бесоба» в Караганде (1 апреля в микрорайоне «Бесоба» Караганды произошло обрушение строительных несущих конструкций в 8-подъездном 5-этажном жилом доме - “ЭК”)”.

Прописать четкие механизмы

Создание единого организатора государственных закупок, по словам экономиста Шамиля Дауранова, при серьезном отношении руководства и специалистов этого органа к установленным целям и задачам, может способствовать снижению количества аффилированных с заказчиком исполнителей. Тем более - исключить двойной или тройной оборот товаров и услуг, прежде чем они дойдут до заказчика. Кроме того, возможно, что такие товары, как служебные автомобили, мебель, компьютеры и другая оргтехника и оборотные средства (бумага, канцелярские принадлежности, инвентарь и др.), будут закупаться централизованно, что позволит использовать преимущества конкурентной среды для снижения бюджетных затрат, не ухудшая качества товаров и услуг.

«В то же время существует ряд товаров и услуг, которые по своей специфике требуют серьезного изучения их свойств и компетентности поставщиков. Такие товары и услуги невозможно приобретать на основе фискальных параметров. Например, научные исследования, предпроектные и проектные исследования и разработки, некоторые виды инвестиционных товаров. Естественно, что малочисленная и малоквалифицированная организация может предоставить ценовые предложения более выгодные, чем крупная организации, имеющая авторитет у иностранных и отечественных потребителей. Вероятно, необходимо определить процедуру оценки потенциальных поставщиков специфических услуг, а для отечественных предприятий выдавать соответствующие сертификаты (лицензии), - подчеркивает г-н Дауранов. - Соответственно - необходимо определиться с механизмом взаимоотношений центрального закупочного органа с непосредственными заказчиками товаров и услуг. Если этого механизма не будет, то может быть утрачена ответственность за реализацию многих поручений руководства страны».

Скидка для ТС

Поправками также предусматривается введение национального режима к товарам, работам и услугам, исходящим из иностранных государств, но условная скидка будет предоставляться только потенциальным поставщикам Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

«Вступление Казахстана в Таможенный Союз, а в недалекой перспективе - в ВТО не дает права в отказе иностранных производителей для участия в конкурсе по государственным закупкам. Кроме того, именно конкурентная среда позволяет государству приобретать на свои деньги качественные и относительно недорогие товары и услуги», - объяснил Шамиль Дауранов. - Если же цель этого преобразования системы государственных закупок сводится к созданию условий для сбыта товаров, произведенных на предприятиях Казахстана, за счет предоставленных производителям субсидий и других льгот, то это - путь к полному переходу производственного сектора к содержанию его за счет государственного бюджета. Стоит отметить: если политика государственных закупок будет ориентироваться на отечественных производителей, производящих неконкурентоспособную продукцию, то в конечном итоге мы реанимируем прежнюю распределительную экономику. Тогда для чего нам проводить такие выставки, как ЭКСПО, привлекать иностранных инвесторов в строительство олимпийских объектов, Астаны и другие?» 

Г-н Худабергенов придерживается мнения, что пока не решены текущие проблемы в Таможенном союзе, нельзя дальше интегрироваться. «Иначе получится, что российские компании будут допускаться к госзакупкам,  а наши не смогут участвовать в российских госзакупках».

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?