Не зарастет народная тропа

Туристические цели в РК, интересующие как иностранцев, так и казахстанцев

Не зарастет народная тропа

На туристической карте Казахстана мы решили отметить места, не только демонстрируемые иностранным гостям, но и посещаемые самими соотечественниками. Эти  исторические и культурные феномены представляют собой не просто архитектурные или природные достопримечательности, а занимают важное место в сознании казахстанцев в качестве духовных ценностей как религиозного, так и светского характера. Интересно то, как поменялись идеологические предпочтения населения молодого независимого государства. По тому, что сейчас принимают за святыни, можно судить о ценностных ориентирах современников, заметить смену предпочтений, а также выявить так называемые непреходящие инварианты духовной памяти.

Рейтинг представлен в следующей статье10 мест, которые необходимо посетить в Казахстане

Еще более важную роль в определении «мест силы» играет стремление к личной духовной идентификации с историей и культурой народа и поиск бытийных оснований на уровне коллективных переживаний. Причем следует отметить, что в советское время мистическая сторона духовности купировалась атеистической идеологией, а место трансцендентной (адресованной к запредельному) веры занял культ реальных личностей и действий, рассматриваемых в качестве образцов для подражания (памятники героям и событиям). Религиозным же святыням прошлого был придан сугубо исторический и культурологический интерес как памятникам старины. Теперь,  с возрождением интереса к религии, к ним вернулся культовый священный смысл. Во время расцвета арабской империи тюркские земли (Южный Казахстан) испытали влияние Арабского ренессанса. Средневековый арабский гуманизм проявился не только в почитании поэта-мистика Ясави, но и в культе девушки Айша-биби, в честь которой, по преданию, был воздвигнут прекрасный кумбез - единственный на средневековом Востоке памятник женщине, ставший местом паломничества.

Подлечиться и обогатиться

Несмотря на рост религиозного самосознания, посещение священных мест носит также прагматический, утилитарный характер. Казахстанцы отправляются к могилам и мавзолеям выдающихся (почитаемых в качестве святых) людей за здравием и благополучием. Это объясняется не только исторически обусловленным распространением в тюркском регионе ислама суфистического толка (мавзолеи Айша-биби и Ясави), но, прежде всего, такой древнейшей составляющей коллективного бессознательного, как культ предков. Так, в поселке Сайрам захоронены родители великого суфия, а в мечети суфия Беккет-ата лежат не только сам святой, но и его родственники.

Но чаще за мистическими переживаниями современников скрывается вполне прозаическая причина: падение уровня здравоохранения и образования. Именно снижение качества медицинских услуг, а также обуславливающий этот процесс недостаток знаний способствуют распространению в народе разного рода суеверий. Люди надеются обрести богатство и здоровье для себя и своей семьи не посредствам легитимных социально-политических механизмов, а с помощью чуда в священных местах. Например, по народному поверью - посещение мавзолея Айша-биби способно помочь женщине забеременеть.  

Надо заметить, что наравне с мистическими переживаниями в современном Казахстане расцвели вполне земные демократические, рыночные интересы. Как правило, эти места открыты для всех - вне зависимости от веры и национальности: любой может прикоснуться к священным предметам или испить воды из священного источника - только плати деньги. В этом смысле страна идет в ногу с передовым миром, развивающим туризм как статью дохода национальной экономики. Памятники идеологической мощи молодого независимого государства тоже имеют коммерческую направленность. Так, чтобы  подняться на Байтерек и обозреть величие новой столицы, а также приложить собственную ладошку к отпечатку руки Первого президента, надо купить билет. Этот ритуал носит не только идеологический характер, но и основывается на мифическом чувстве анимистического сродства всего сущего - тотемического божества и племени. Существует поверье, что если приложить ладонь к золотому отпечатку и загадать желание, то оно исполнится. И в самом деле: поднявшись на Байтерек, вы встретите немало соотечественников, прикладывающихся к месту силы.

Полифония степного урбанизма

Новейшие архитектурные сооружения Астаны призваны пробудить как древние архаические чувства, так и футуристические ожидания, граничащие с фантастикой. Передовые архитекторы современности уловили дух степи, исторически смешивавшей разные веяния и стили. Так, монументальные постройки новой Астаны выполнены по образцам известных в мире архитектурных сооружений. Центральная мечеть «Нур-Астана» похожа на Успенский собор, «Триумф Астаны» – на сталинские высотки, а «Ак Орда» напоминает Белый дом. Бросается в глаза четко выраженное в архитектуре пристрастие к фаллосоподобным и яйцеобразным формам. В Астане даже возник свой фольклор, фиксирующий и объясняющий загадочный облик новостроек. Согласно официальной легенде «Байтерек», к примеру, олицетворяет крону дерева, в ветвях которого мифическая птица Самрук снесла яйцо. Но, видимо, она успела недалеко снести еще одно, внутри которого теперь расположился государственный архив Казахстана. Так, например, на площади возле правительственного здания Ак Орды, воздвигнутого в стиле классицизма,  вы сможете лицезреть фонтаны с амурами в фривольной позе, навевающие фантазии в духе Версальского двора. На Водно-зеленом бульваре раньше размещалась композиция из гигантских народных украшений (сейчас там все перерыто и драгоценности исчезли). Воздвигнут ли что-то новое на их месте или вернут прежнюю композицию? Загадка.

Отступать некуда

Нельзя  обойти стороной сохранившиеся с советского времени памятники-инварианты,  которые, несмотря на переоценку ценностей, не утеряли своего священного значения в крепнущем национальном государстве и продолжают играть свою роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Безусловно, такие памятники есть в любом городе Казахстана. Но наиболее известным и самым почитаемым местом поклонения соотечественников может считаться мемориал Славы в парке 28-ми героев-панфиловцев, расположенный в Алматы. 9 мая, чтобы  почтить память павших в Великой Отечественной войне, к Вечному огню с раннего утра устремляется людской поток и не иссякает до самого вечера. Помимо как милитаристских, так и пацифистских смыслов, а также прочих политических условностей, популярность мемориала свидетельствует об исторической памяти казахстанцев, знающих и ценящих свою историю. Если всмотреться дальше, за спины гвардейцев-панфиловцев, закрывающих грудью кремлевскую стену, то можно увидеть другую святыню Казахстана -  Свято-Вознесенский православный собор. Подсказанная самой историей мемориально-архитектурная композиции  навевает  более современное постсекулярное прочтение событий: дивизия, сформированная в Азии, в Казахстане, защитила от порабощения и уничтожения не только Советский Союз, но и восточную христианскую культуру.  Помимо святынь религиозного и идеологического порядка, в нашей стране существуют и храмы светского значения. Таковыми могут считаться Медео – национальный парк и ледовый каток,  а также исток классического западного искусства - театр оперы и балета им. Абая.  Если театр Абая можно назвать храмом искусства, то Медео  - храмом природы и инженерной мысли. Основанный в советское время театр оперы и балета приобщил Казахстан к волне европейского Просвещения, пришедшей в степь через Российскую империю. Еще раньше она проявилась в казахской культуре в деятельности первых казахских просветителей - Абая Кунанбаева, Ибрая Алтынсарина и Чокана Валиханова. В этой связи село Жидебай, где расположены могила Абая и его дом-музей, можно назвать светской святыней казахской духовности. Абай не только писал собственные стихи, представляющие квинтэссенцию народной мудрости, но перевел на язык казахской культуры Гете и Пушкина, привнеся тем самым в нее гуманистические ценности западного Просвещения. 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики