Взаимная любовь

Рок-группа Motor-Roller отметила свое 20‑летие концертной программой I Love Baranina, где презентовала новые песни из еще не вышедшего, шестого по счету альбома

Взаимная любовь

Концерт предваряла непривычная для отечественных рок-команд рекламная кампания в форме билбордов с одноименным слоганом на фоне изображения фееричного барана с лирой, и это привлекло внимание алматинцев. По словам лидера команды Ильяса Аутова, группа рассчитывала вызвать определенный интерес, но не ожидала негативной реакции: в соцсетях ее обвинили в жестоком отношении к животным и пиаре мясного магазина. «Реакция немного разочаровала. Вроде бы республика мясоедов,— пошутил Аутов. — Хочу сказать сразу, что речь идет не о мясе в любом его виде, а совершенно о других вещах. Это говорит о том, что в нашем обществе люди перестали думать творчески. Возможно, это в силу того, что нас кормят низкопробной рекламой, по пути которой мы также могли пойти. Но мы пошли другим путем, который оказался очень интересным, но при этом тернистым. Надеюсь, что так дальше оно и будет»,— несколько витиевато выразил надежду рокер.

«Мотороллеры» раскрыли интригу лишь на концерте, исполнив в середине программы песню про баранину. Как оказалась, это остросоциальное сочинение на злободневную тему, сравнимое по обличительной силе разве что со старым хитом «C маленькой помощью больших родственников». Оно встретило понимание и вызвало взрыв эмоций в зале. Песня дает оценку ситуации, в которой оказались сегодня соотечественники — резкое падение уровня образования, здравоохранения и культуры, а также прямолинейными штрихами живописует будущее страны, которое уже наступило. Жаль только, что до своих «героев», выведенных в художественно-собирательном образе «баранины», песня вряд ли дойдет: у них другие приоритеты и развлечения.

Лучшая награда

Новые песни, прозвучавшие на концерте, по признанию Ильяса, писались несколько лет и были наконец записаны в Таиланде в августе этого года. Музыкант выразил надежду, что альбом выйдет в начале следующего года. Солист также рассказал, что перевод песни «Анна» на английский язык уже осуществлен. Напомним, что вышедший в 2013 году клип этой песни вошел в ТОП-10 британского чарта на портале BEAT-100 Network, заняв по итогам голосования пятое место. Как говорит певец, его английское произношение далеко от идеального, поэтому музыканты решили пока этот проект отложить. Но в планах по-прежнему остается запись английского варианта песни. То, что группа получила признание за рубежом и остается недостаточно популярной у себя на родине, певец объясняет тем, что наши сограждане «легко друг друга ругают и с удовольствием ставят подножки друг другу». «А чтобы гордиться, что это наши соотечественники сделали, наш народ Казахстана,— такого, увы, нет. Я часто привожу в пример такую страну, как Италия. Для итальянцев Италия всегда на первом месте. Да много таких стран, которые прежде всего любят себя и своих. У нас же все от обратного»,— переживает Ильяс.

Недавно группа вернулась из гастрольного тура, который начался в Москве, продолжился в Финляндии и закончился в Петербурге. Подчиняясь регламенту выступления, юбиляры отказалась от приглашения коллег из-за границы и весь вечер развлекали поклонников самостоятельно. Похоже, что на концерт пришли самые преданные фанаты. Когда-то еще андеграундный советский рок начинал с подвалов и квартирников, затем, в перестройку, рванул на стадионы, потом, с коммерциализацией рынка, переместился в клубы. Сейчас у него новая форма существования — корпоративы. Интересно, как Motor-Roller рассматривает жизнь и творчество в изложенной ретроспективе и как ощущает себя на корпоративном витке. Как считает Ильяс, вопрос, где место рок-н-ролла — на стадионах, на корпоративах или в подвалах, волнует очень многих, причем в мировом масштабе: «Что касается нашей страны и наших соседей (имеется в виду бывший Советский Союз), то для рока лучшее место в андеграунде (что, собственно, сейчас и произошло). В одно время рок вышел на стадионы, мы там сами выступали, но потом все стало на свои места. Коммерциализация занялась вплотную чисткой сцены и вычистила ее от рок-н-ролла. Сейчас рок снова вернулся в полуподвальное состояние». При этом музыканты не видят ничего плохого в том, что играют на корпоративах. «Песни помогают человеку расслабиться. Приятно наблюдать за превращением замотанного чиновника в озорного мальчишку, которым он был лет тридцать назад. Это лучшая награда для нас, музыкантов», — уверен Ильяс. Если нас хотят слышать, то мы выступаем там, куда нас зовут. Рок-н-роллу есть место везде, где он нужен, считают в группе.

Об экологии души

За последние несколько лет тематика песен группы не особенно поменялась, в репертуаре ее встречались как политические, так и лирические песни. «Motor-Roller всегда интересовали разные направления в рок-н-ролле, а рок-н-ролл изначально возник как стиль протеста. Впервые у человечества появилась возможность закричать, высказаться. Мы не можем и не должны оставаться в стороне от тех процессов, которые происходят в мире, в современном обществе»,— утверждает солист. Вызов и конфликт, как основные мотивы рок-творчества, были и остаются для музыкантов основными ориентирами. «Это не поза, это наша жизненная позиция. Мы хотим быть гражданами в том смысле, который вкладывал в это понятие Некрасов. Может быть, когда-нибудь мы и успокоимся, перестанем быть вызывающими, будем петь гладкие, пушистые песни. Но тогда разве вы придете к нам? Нас будут чаще приглашать на корпоративы, но никому мы не будем интересны»,— заверяет Ильяс.

На своем сайте группа предложила присылать фотографии, фиксирующие вырубку деревьев. Цель состояла в том, чтобы сделать фотоархив, который в случае надобности можно было бы направить в компетентные органы и официально опубликовать. Но таких фотографий пока никто на сайт не прислал, хотя таких фактов в Алматы последнее время множество, а фото курсируют в соцсетях. Песни, посвященной деревьям, у группы пока нет, но в ее творчестве можно найти отражение существующих в обществе проблем. Прежде всего нужно работать над экологией души — как своей собственной, так и народа, которую нам, если честно, уже немного подпортили, считает музыкант. «Так как это (вырубка деревьев) происходит в нашем родном городе, мы не можем находиться в стороне. Тем более что все делается без нашего ведома, решается где-то в узких кругах. Но лично мы не хотим, чтобы это решалось без нас, то есть чтобы спиливали деревья и кто-то посчитал, что нам необходим горнолыжный курорт на месте национального парка. Это неправильно. Следует принимать решения очень обдуманно, тем более если народ против, провести что-то, подобное опросу или референдуму. Во всяком случае, посоветоваться с нами»,— высказал он свою точку зрения.

До своих «героев», выведенных в художественно-собирательном образе «баранины», песня вряд ли дойдет: у них другие приоритеты и развлечения
Фото: Abduaziz Madyarov

Какой контент, такое и шоу

Ильяс Аутов всегда отличался экспрессией на сцене, а последнее время в свои выступления он стал включать элементы шоу-программы. На этот раз тоже не обошлось без сюрпризов. Сначала в зал полетели яблоки в форме плюшевых шаров, которые публика перекатывала с большим энтузиазмом. Затем музыканты передали слушателям несколько ящиков настоящего экологически чистого алматинского апорта. «Мы — группа, которая не вмещается в какие-то определенные рамки, и не собираемся придерживаться их. Нам важен любой эксперимент, который нам интересен. Мы попробовали поэкспериментировать на церемонии награждения первой в Казахстане рок-премией, на которой мы впервые за 19 лет получили награду у себя на родине. Мы решили исполнить танцевальный номер, у нас был даже репетитор. На этом концерте мы не будем много танцевать, поскольку придерживаемся мнения, что песни говорят сами за себя и не требуют какого-то визуального сопровождения. Если шоу органично, то оно имеет право на существование»,— уверен Ильяс.

В планах — съемки клипа с одним из известных и самых любимых режиссеров бывшего Советского Союза, но называть фамилии музыканты пока не стали: все еще идут переговоры. Они признались, что любят снимать клипы не потому, что хотят мелькать на экране, а потому, что это очень увлекательный процесс, «когда ты обсуждаешь песню с художником и видишь, как он открывает ее с новой стороны». «Мы доверяем тем людям, с которыми работаем, и получаем эстетическое наслаждение. Это не то удовлетворенное урчание покушавшего толстяка, который наелся количеством просмотров своего клипа». Музыкант заявил также, что практически не смотрит телевизор и не знает, сколько раз и где его показывают. «Мы не гонимся за количеством аудитории, которая нас слушает и смотрит. Я думаю, дело должно быть в другом, не в частоте прогона твоего клипа или твоей песни»,— уверен Ильяс.

«Мотороллеров» музыкант назвал группой единомышленников, которые неплохо владеют инструментами и голосами и неплохо сочиняют: «Мы не собираемся никому ничего доказывать и что-то объяснять. Как сказала Анна Ахматова, если надо объяснять, то не надо объяснять. Я думаю, это лучше всего. Еще есть такое мнение, что за слушателем нельзя гоняться — за ним можно гнаться до бесконечности. Просто надо, чтобы встреча произошла».

Творчество перевесило

По словам Ильяса, группа стала зарабатывать лучше: «Могу сказать, что разбогатеть на рок-музыке в Казахстане нельзя, но заработать можно. Зарабатывать, конечно, нужно, но для нас это не первоочередная задача. Существуют две вещи, одну из которых музыкант должен ставить в приоритет: что для него важнее — деньги или творчество. У нас перевешивает творчество». Ужесточения правил по скачиванию музыкальной и видеопродукции Ильяс Аутов не поддерживает. Группа всегда выкладывает песни и клипы, как только они выходят, разрешает свободное скачивание и считает, что так же должны поступать раскрученные звезды, потому что они достигли того уровня, когда тираж пластинок погоды уже не делает — можно заработать и на концертах. «Давайте вспомним не столь далекие времена, когда народу просто дарили песни,— предложил музыкант. — Они получали больший шанс стать народными и любимыми. Подаренные людям тридцать или сорок лет назад песни до сих пор исполняют, а песни, которые размещают за деньги и предлагают за их скачивание платить такую-то сумму, почему-то долго не живут. Это такой интересный парадокс, над которым стоит задуматься всем». Свои песни на концертах музыканты исполняют честно — вживую. «Как хорошо сказал ныне покойный Ронни Джеймс Дио, за исполнение музыки под фонограмму нужно платить ксерокопиями денег»,— вспомнил шутку коллеги Ильяс.

Костяк группы уже сложился. «Если говорить о том, кто дольше всех в этой группе, то это я. С самого начала я один засиделся в мотороллерских девках. Кто-то играет десять, кто-то двенадцать лет, но это неважно. Однажды один хороший человек сказал: какая разница — на ком жениться в первый раз. Поэтому кто бы там ни был до и кто будет после, главное — чтобы дух группы сохранился».

Прессинга со стороны властей группа не чувствует. Напротив, с ней, по признанию ее лидера, случаются интересные вещи. «Однажды нас пригласили на какое-то важное мероприятие, где собралось много чиновников. Пригласил нас один из главных чиновников, который и попросил спеть одну его любимую песню “С маленькой помощью больших родственников”,— поведал Ильяс. — Когда мы закончили петь, зал не знал, как реагировать. Наконец главный чиновник захлопал — и все остальные тоже стали аплодировать». Motor-Roller не зовет на баррикады, а прежде всего обращается к человеку, истокам его существования, к вопросам: зачем мы пришли в этот мир и как отсюда уйдем. «Если мы не отвечаем, то хотя бы просто задаем вопросы, потому что кому-то надо это делать. За ежедневной суетой мы забываем о главном — мечемся, ищем психологов, советы, как начать хорошо жить. А хорошая жизнь — на поверхности, и ею движут повседневные ценности, которые нужно соблюдать и быть человеком».

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом