Все хорошо, прекрасная франшиза

Получить франшизу от именитого бренда — весьма престижно, но успех надо отработать. Франшиза в ресторанном бизнесе Казахстана — нечастое явление. Редакция «Эксперт Казахстан» спросила представителей рынка франчайзинга о том, насколько этот инструмент эффективен для рестораторов.

Все хорошо, прекрасная франшиза

Генеральный директор учреждения «Союз Франчайзинга» Алексей Матвеев:

— Насколько эффективная стратегия использовать франшизу в ресторанном бизнесе?

— Эффективность стратегии в ресторанном бизнесе определяется прежде всего предыдущим опытом правоприобретателя ресторанного бренда. Именно поэтому владельцы сетей отбирают партнеров из среды рестораторов. В Казахстане уже есть опыт работы с франшизами. В начале 2000‑х в Алматы открылся ресторан «Американский бар и гриль», который и по сей день успешно представляет американский франчайзинговый бренд. Сеть ресторанов «Росинтера», среди которых в Казахстане прижились «Планета суши» и «Патио пицца» — тоже удачный пример.

— В чем сложность ресторанной франшизы и польза для того, кто берет франшизу?

— Ресторанный бизнес не прост сам по себе. Высокая конкуренция в системе общепита делает свое дело. Сложности могут возникнуть из-за малой известности бренда на одной территории и популярности — на другой, особенно если это касается новой страны, куда приходит бренд. Необходимо время и большие рекламные расходы для его раскручивания. Польза же в том, что если удается сделать все нужное для продвижения бренда, можно получить эффективный результат. Долгосрочный договор франчайзинга, опыт и успех ресторана может стать успехом правоприобретателя на долгие годы.

— Чем работа с западными франшизодателями отличается от работы с брендами из СНГ?

— Отличия касаются в основном требований к бизнес-процессам, к качеству приготовления пищи и контроля за бизнесом со стороны владельца франшизы. Иностранные франчайзеры, как правило, очень щепетильны не только в выборе своего будущего партнера, но и очень строги в контроле за всеми процессами, которые прописаны в руководстве пользователя. Владельцы ресторанных брендов СНГ, прежде всего Россия и Украина, более лояльны к ведению бизнеса своими партнерами, но и они становятся сегодня все более внимательными при выборе партнеров и все строже контролируют их деятельность.

— Почему в РК нет мировых брендов в большом количестве?

— Ответ на этот вопрос неоднозначен. Во-первых, мировых брендов в больших количествах нет ни в одной стране мира, если речь не идет о Гонконге. Каждая страна, если говорить об экономически развитых, имеет свои собственные сети с известными брендами и позволяет присутствие иностранных исходя из особенностей делового климата или туризма. Если в стране, к примеру, ярко выражено присутствие, скажем, американцев, то вполне разумно открывать ресторан с кухней, привычной этой категории посетителей.

Во-вторых, нет спроса. Ресторанный бизнес недешев, а франчайзинговый его вариант — это дополнительные расходы в балансе. За использование бренда надо платить. Паушальный взнос (единовременный начальный платеж) может составлять от 10 до 25 тыс. долларов. Прибавьте к этому ежемесячные роялти 5–7% от оборота заведения в пользу правообладателя. И это не считая затрат на инвестиции в оборудование и оформление, которые составляют от 1 тыс. до 1,5 тыс. долларов на 1 кв. метр площади будущего ресторана, которому нередко требуется 150 — 400 квадратных метров. Эти расходы ложатся на правоприобретателя.

В-третьих, присутствует страх перед объемными договорами франчайзинга, которые зачастую прописывают владельцы брендов. Хотя предложения всегда есть. В Казахстан готовы войти известные рестораны из США, Украины, России, Испании, Италии. Предложений довольно много.

Желающих купить франшизу известного ресторана, по нашему опыту консультирования, тоже много, но отсутствие опыта в ресторанном бизнесе и финансовые возможности подавляющего большинства обращающихся к нам за советом, переводят эти их желания в разряд мечтаний.    

 

Вице-президент Казахстанской ассоциации франчайзинга Бекнур Кисиков:

— Какие еще франшизы в ресторанном бизнесе были реализованы в Казахстане? Был ли успех?

— В Казахстане реализуется много франшиз, как иностранных, так и местных. Сектор сегодня показывает достаточно интенсивный рост. Но в большинстве своем это франшизы в области ретейла, в частности непродуктового ретейла. 80% проектов реализуются успешно. Но сегодня трудно говорить об индикаторах успеха, так как сектор очень молодой, и первые показатели будут ясны через критические 3–5 лет. Ресторанный бизнес сам по себе сложный, требующий максимальной отдачи. Ресторанные франшизы чаще всего берут люди из этого же сектора. Это рестораторы, имеющие успех на этом поприще, имеющие опыт и знающие рынки. Да и сами владельцы франшиз пытаются в качестве партнеров находить именно профессионалов.

— Иностранные франшизодатели отличаются от постсоветских?

— В большинстве своем они не знают о ситуации в Казахстане и не могут планировать экспансию. С западными франшизами работать достаточно сложно. Тут и разность менталитета, языковые трудности, документация, технические регламенты, стандарты и многое другое. В этом отношении, российские франшизы более гибки, менталитет потребителя почти одинаков, не говоря о том, что нет языкового барьера и понимания рынков. Казахстанские города порой мало чем отличаются от российских, а со вступлением страны в ТС практически не существует никаких барьеров для роста российских франшиз. Плюс мы не являемся привлекательным рынком для западных владельцев франшиз, учитывая плотность нашего населения и расстояния между городами. И многие известные франчайзинговые бренды продают право на Казахстан России. И в результате франшизы известных брендов приходят к нам уже в качестве субфраншизы.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики