E-commerce не торопится

ТОП-сегментами казахстанской e-commerce стали: оплата мобильной связи, купонаторы, ж/д- и авиабилеты

E-commerce не торопится

На сегодня интернет-торговля является одним из бурно развивающихся форматов торговли в Казахстане. Наряду с электронной коммерцией растет и число пользователей Интернета: по данным Profit.kz,  уровень проникновения Интернета в нашей стране равен 70%, а месячная аудитория Интернета достигает 7,5 млн человек. Также растет и общий оборот денег на рынке онлайн-продаж: 400 млн долларов по итогам 2012 года и 200-500 млн долларов, с перспективой роста к концу 2013 года до 1 млрд долларов. Общий оборот составляет около 1,3-1,5 млрд долларов. По прогнозам Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана, к концу 2015 года оборот e-commerce в казахстанских интернет-магазинах будет составлять 3,6 млрд долларов, что составит 4% от общего рынка ритейла, который, по предположениям, в 2015 году вырастет до 90 млрд долларов.

В Казахстане сегодня существует не более 300 интернет-магазинов, причем большая часть из них - это просто витрина офлайн-магазинов, чаще - крупной розничной сети компьютерной и электробытовой техники. Большинство интернет-магазинов расположено на территории города Алматы (около 60%). В Астане находится около 20%, а остальные 20% принадлежат другим городам. ТОП-сегментами рынка являются: оплата мобильной связи (35%), купонаторы (21%), ж/д- и авиабилеты (21,9% и 8,2% соответственно) , электроника и бытовая техника (1%), оплата коммунальных услуг (1,3%).

Существует интересная тенденция: среди пользователей 70% оборота приходится на услуги и лишь 30% на товары. Причем за товары у нас предпочитают платить наличными или, в крайнем случае, банковской картой, на кассе или курьеру. Так, по данным исследовательской компании ICD-Marketing, банковские карты пользуются доверием у 61% казахстанцев, а электронным деньгам доверяют 23%.

Несмотря на то, что уже сейчас можно заметить рост e-commerce в Казахстане, темпы этого роста пока еще недостаточно высоки. Несмотря на такие конкурентные преимущества наших интернет-магазинов, как колл-центры на русском и казахском языках и наложенные платежи,  от всех транзакций, произведенных в сегменте электронной коммерции, в Казахстане осталось лишь 10%. Можно выделить несколько проблем. Основная проблема, которая тормозит развитие нашего сегмента онлайн-продаж, - платежные инструменты. 90% банковских карт, находящихся у населения, по умолчанию закрыты для Интернета, отсюда и большой объем покупок, оплаченных наличными. Таким образом - способ торговли остается  квазиэлектронным.

С логистикой дела более-менее поправляются. Внутри Казахстана Казпочта сейчас доставляет посылку в течение недели, а также предоставляет услугу трекинга, благодаря которой можно отследить местоположение своей посылки. Еще одним нововведением может стать электронная марка, которую можно будет приобрести в интернет-магазине Казпочты, распечатать и наклеить на посылку, после чего уже вызвать курьера. Слабое проникновение Интернета в сельской местности, где электронная коммерция стала бы большим подспорьем, тоже “бьет” по e-commerce. Число интернет-пользователей там составляет чуть больше 30 процентов от общего количества сельских жителей, что очень мало.

Способствовать распространению электронной коммерции, помимо роста числа интернет-пользователей, сможет расширение базы онлайн-сервисов. Расширение ассортимента предоставляемых услуг, в том числе только онлайновых, приведет к активному “переезду” пользователей в интернет-магазины. Другой вопрос - что подвигнет их это сделать. Смогут ли интернет-сервисы предоставить удобные способы оплаты услуг и товаров?

На базе дочерней организации Нацбанка – Казахстанского центра межбанковских расчетов – реализуется проект, направленный на внедрение электронных денег с участием всех казахстанских банков. По словам начальника управления политики платежных систем департамента платежных систем при Национальном банке РК Ерлана Ашыкбекова, ”в Казахстане функционируют четыре системы электронных денег: (1) Система электронных денег РГП «Казахстанский центр межбанковских расчетов», эмитентами которой являются АО «Эксимбанк» и АО «ТемiрБанк»; (2) Система электронных денег «Woopay», эмитентом является АО «Евразийский банк»; (3) Система электронных денег «KZM», эмитентом является АО «Альянс банк» и (4); Система электронных денег «Visa Qiwi Wallet», эмитентом является АО «AsiaCredit Bank». На сегодня операторами и эмитентами систем электронных денег активно проводятся соответствующие работы с заинтересованными сторонами по подключению их к системе для организации приема оплаты за реализуемые товары и услуги, а также по продвижению безналичных платежей в сегменте электронной коммерции”.

Разработкой нормативно-правовой базы в области электронной коммерции ведает Министерство экономического развития и торговли РК. Законопроект направлен в первую очередь на бизнес и рассматривает возможность  облагать обороты по платежным карточкам по ставке НДС в 10%, а также запустить систему электронных счетов-фактур при покупке больших партий товаров через интернет-магазины. К тому же при развитии электронной коммерции снижается доля теневой экономики.  Для потребителей же повышение интереса всегда вызывали скидки и акции. Магазины услуг и товаров чаще всего предоставляют более широкий ассортимент товаров и менее “кусающие” цены.

Внедрение различных технологий электронных платежей - это еще один шаг для повышения уровня электронной коммерции. Ерлан Ашыкбеков делится планами: “Платежи через Интернет развиваются динамично. Планируется внедрение новых сервисов с использованием электронных денег, включая сервисы по оплате государственных услуг «Е-gov», налогов, штрафов за нарушение правил дорожного движения и других платежей в бюджет, а также внедрение мобильных решений по оплате товаров  и услуг. Кроме того, на сегодня у владельцев электронных денег «EKZT» имеется возможность приобретать с использованием электронных денег инвестиционные и коллекционные монеты Национального Банка на его официальном интернет-ресурсе”.

Еще один метод привлечения игроков в сегмент электронной коммерции озвучивает директор казахстанского интернет-гипермаркета Flip.kz Александр Соколов: “Если снизить налоги, это привлечет дополнительных игроков на рынок, многие фирмы захотят с офлайна перейти в онлайн. Но со стороны государства, я думаю, это будет сложно: контролировать: действительно ли компания продала тот или иной товар. Не повлечет ли за собой это укрытие от налогов. Насколько мне  известно, в США, в Англии такая практика была: они снижали налоги, и за счет этого рынок быстрее рос. Единственная проблема - это то, что недостаточно электронной коммерции в Казахстане, просто общими усилиями надо развивать. Вкладывать деньги в рекламу, в развитие компании - и все получится. Многие говорят, что из-за электронных денег дело тормозит. Но мы с электронными деньгами проблем вообще никаких  не видим. Боле 90 процентов клиентов у нас рассчитываются наличными, и принимать их нам выгоднее, чем любой другой  способ оплаты.”

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее