E-commerce не торопится

ТОП-сегментами казахстанской e-commerce стали: оплата мобильной связи, купонаторы, ж/д- и авиабилеты

E-commerce не торопится

На сегодня интернет-торговля является одним из бурно развивающихся форматов торговли в Казахстане. Наряду с электронной коммерцией растет и число пользователей Интернета: по данным Profit.kz,  уровень проникновения Интернета в нашей стране равен 70%, а месячная аудитория Интернета достигает 7,5 млн человек. Также растет и общий оборот денег на рынке онлайн-продаж: 400 млн долларов по итогам 2012 года и 200-500 млн долларов, с перспективой роста к концу 2013 года до 1 млрд долларов. Общий оборот составляет около 1,3-1,5 млрд долларов. По прогнозам Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана, к концу 2015 года оборот e-commerce в казахстанских интернет-магазинах будет составлять 3,6 млрд долларов, что составит 4% от общего рынка ритейла, который, по предположениям, в 2015 году вырастет до 90 млрд долларов.

В Казахстане сегодня существует не более 300 интернет-магазинов, причем большая часть из них - это просто витрина офлайн-магазинов, чаще - крупной розничной сети компьютерной и электробытовой техники. Большинство интернет-магазинов расположено на территории города Алматы (около 60%). В Астане находится около 20%, а остальные 20% принадлежат другим городам. ТОП-сегментами рынка являются: оплата мобильной связи (35%), купонаторы (21%), ж/д- и авиабилеты (21,9% и 8,2% соответственно) , электроника и бытовая техника (1%), оплата коммунальных услуг (1,3%).

Существует интересная тенденция: среди пользователей 70% оборота приходится на услуги и лишь 30% на товары. Причем за товары у нас предпочитают платить наличными или, в крайнем случае, банковской картой, на кассе или курьеру. Так, по данным исследовательской компании ICD-Marketing, банковские карты пользуются доверием у 61% казахстанцев, а электронным деньгам доверяют 23%.

Несмотря на то, что уже сейчас можно заметить рост e-commerce в Казахстане, темпы этого роста пока еще недостаточно высоки. Несмотря на такие конкурентные преимущества наших интернет-магазинов, как колл-центры на русском и казахском языках и наложенные платежи,  от всех транзакций, произведенных в сегменте электронной коммерции, в Казахстане осталось лишь 10%. Можно выделить несколько проблем. Основная проблема, которая тормозит развитие нашего сегмента онлайн-продаж, - платежные инструменты. 90% банковских карт, находящихся у населения, по умолчанию закрыты для Интернета, отсюда и большой объем покупок, оплаченных наличными. Таким образом - способ торговли остается  квазиэлектронным.

С логистикой дела более-менее поправляются. Внутри Казахстана Казпочта сейчас доставляет посылку в течение недели, а также предоставляет услугу трекинга, благодаря которой можно отследить местоположение своей посылки. Еще одним нововведением может стать электронная марка, которую можно будет приобрести в интернет-магазине Казпочты, распечатать и наклеить на посылку, после чего уже вызвать курьера. Слабое проникновение Интернета в сельской местности, где электронная коммерция стала бы большим подспорьем, тоже “бьет” по e-commerce. Число интернет-пользователей там составляет чуть больше 30 процентов от общего количества сельских жителей, что очень мало.

Способствовать распространению электронной коммерции, помимо роста числа интернет-пользователей, сможет расширение базы онлайн-сервисов. Расширение ассортимента предоставляемых услуг, в том числе только онлайновых, приведет к активному “переезду” пользователей в интернет-магазины. Другой вопрос - что подвигнет их это сделать. Смогут ли интернет-сервисы предоставить удобные способы оплаты услуг и товаров?

На базе дочерней организации Нацбанка – Казахстанского центра межбанковских расчетов – реализуется проект, направленный на внедрение электронных денег с участием всех казахстанских банков. По словам начальника управления политики платежных систем департамента платежных систем при Национальном банке РК Ерлана Ашыкбекова, ”в Казахстане функционируют четыре системы электронных денег: (1) Система электронных денег РГП «Казахстанский центр межбанковских расчетов», эмитентами которой являются АО «Эксимбанк» и АО «ТемiрБанк»; (2) Система электронных денег «Woopay», эмитентом является АО «Евразийский банк»; (3) Система электронных денег «KZM», эмитентом является АО «Альянс банк» и (4); Система электронных денег «Visa Qiwi Wallet», эмитентом является АО «AsiaCredit Bank». На сегодня операторами и эмитентами систем электронных денег активно проводятся соответствующие работы с заинтересованными сторонами по подключению их к системе для организации приема оплаты за реализуемые товары и услуги, а также по продвижению безналичных платежей в сегменте электронной коммерции”.

Разработкой нормативно-правовой базы в области электронной коммерции ведает Министерство экономического развития и торговли РК. Законопроект направлен в первую очередь на бизнес и рассматривает возможность  облагать обороты по платежным карточкам по ставке НДС в 10%, а также запустить систему электронных счетов-фактур при покупке больших партий товаров через интернет-магазины. К тому же при развитии электронной коммерции снижается доля теневой экономики.  Для потребителей же повышение интереса всегда вызывали скидки и акции. Магазины услуг и товаров чаще всего предоставляют более широкий ассортимент товаров и менее “кусающие” цены.

Внедрение различных технологий электронных платежей - это еще один шаг для повышения уровня электронной коммерции. Ерлан Ашыкбеков делится планами: “Платежи через Интернет развиваются динамично. Планируется внедрение новых сервисов с использованием электронных денег, включая сервисы по оплате государственных услуг «Е-gov», налогов, штрафов за нарушение правил дорожного движения и других платежей в бюджет, а также внедрение мобильных решений по оплате товаров  и услуг. Кроме того, на сегодня у владельцев электронных денег «EKZT» имеется возможность приобретать с использованием электронных денег инвестиционные и коллекционные монеты Национального Банка на его официальном интернет-ресурсе”.

Еще один метод привлечения игроков в сегмент электронной коммерции озвучивает директор казахстанского интернет-гипермаркета Flip.kz Александр Соколов: “Если снизить налоги, это привлечет дополнительных игроков на рынок, многие фирмы захотят с офлайна перейти в онлайн. Но со стороны государства, я думаю, это будет сложно: контролировать: действительно ли компания продала тот или иной товар. Не повлечет ли за собой это укрытие от налогов. Насколько мне  известно, в США, в Англии такая практика была: они снижали налоги, и за счет этого рынок быстрее рос. Единственная проблема - это то, что недостаточно электронной коммерции в Казахстане, просто общими усилиями надо развивать. Вкладывать деньги в рекламу, в развитие компании - и все получится. Многие говорят, что из-за электронных денег дело тормозит. Но мы с электронными деньгами проблем вообще никаких  не видим. Боле 90 процентов клиентов у нас рассчитываются наличными, и принимать их нам выгоднее, чем любой другой  способ оплаты.”

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности