Силен для каннибалов

Силен для каннибалов

На фоне падения продаж автомобилей АвтоВАЗа в России и на Украине казахстанские показатели не могут не радовать. Еще два года назад вазовские автомобили занимали на Украине  более 16% от всего  рынка, а по итогам первого полугодия 2013 года эта цифра составила 5,6%, снизившись на треть, до 5,9 тыс. автомобилей.

«Часто для собеседника, даже имеющего отношение к автобизнесу, этот факт оказывается сюрпризом, но Lada никогда не теряла своего лидерства на казахстанском рынке. Вплоть до 2003 года свыше 70 процентов всех продаж легковых авто в республике (в том числе LCV) приходилось на продукцию АвтоВАЗа. В последующие годы открылись официальные продажи Mitsubishi, Renault, Chevrolet, Kia. Выросли поставки дилеров Toyota, UZ-Daewoo, Hyundai. Как результат - в предкризисном 2006 году рыночная доля марки была естественным образом «размыта» до 34 процентов», - объясняет директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алферов.

В Европе экспорт АвтоВАЗа вырос на 49%, до 2,5 тыс. автомобилей, из них 505 машин было продано в Германии, 191 во Франции, а 135 автомобилей поставлено в Сербию. Основной объем поставок приходится на автомобили марки Lada 4x4. Кроме того, в 2013 году АвтоВАЗ впервые поставил в Иран пробную партию из 10 автомобилей. Сейчас АвтоВАЗ может конкурировать в сегменте рынка бюджетных автомобилей, так как ему вряд ли удастся достичь большого объема продаж в европейских странах в связи с большой конкуренцией.

Начиная с 2010 года, покупательский спрос на автомобили этого автоконцерна в Казахстане продолжает расти. Так, за первое полугодие текущего года более 36,4% казахстанских покупателей приобрели  автомобили этого автозавода.

Такой значительный рост экспорта в Казахстан объясняется фактором единого таможенного пространства и незначительным предложением со стороны казахстанских  автопроизводителей. Напомним: начиная с середины 2011 года на территории ТС стали действовать импортные тарифы, которые обеспечили российским производителям более комфортные условия работы на казахстанском и белорусском рынках. В то же время казахстанские автопроизводители только сейчас выходят на более или менее крупные объемы выпуска.

«По итогам 2011 года вкупе с автомобилями усть-каменогорской сборки АвтоВАЗ получил 30% казахстанского рынка. В 2012 году – 36,7 процентов. Сегодня, по результатам 9 месяцев 2013 года, эта цифра равна 35 процентам. Как видите, позитивная динамика налицо. Но сказать, что реалии Таможенного союза произвели взрыв рыночной доли Lada, нельзя. Позиция марки укрепляется умеренными темпами, хотя и на рекордных значениях. Рекордных потому, что иметь более трети рынка при наличии четырех десятков конкурентов - это запредельный показатель”, - отмечает г-н Алферов.

По словам эксперта, есть лишь два пути противодействия импортному давлению: ограничение ввоза и организация производства непосредственно в пределах рынка сбыта. “Первое в условиях ТС не планируется. А вот второе как раз станет решением вопроса. Организовав выпуск наиболее массовых моделей, поставляемых сегодня из России, Казахстан отсечет значительную часть импорта, поступающего от северного соседа», - говорит он.

После покупки доли акций в «Азия Авто Казахстан» дела у компании пошли немного лучше. Держателями 51% акций является компания «БИПЭК Авто Казахстан», российская же компания приобрела долю в 29%.  Несмотря на падение продаж на автомобильном рынке, АвтоВАЗ до конца года рассчитывает выйти на положительный денежный поток. По соглашению, заключенному между двумя сторонами, предусматривается создание в  Усть-Каменогорске производства автомобилей полного цикла производительностью до 120 тыс. единиц в год. Инвестиции в строительство составят около 400 млн долларов. Соглашение также предусматривает вхождение в капитал «Азия Авто Казахстана» государственных институтов развития Республики Казахстан. Как сообщалось ранее, около 25% минус 2 акции получит СПК «Ертiс».

«Бренд номер три за три квартала продал 8,7 тысяч автомобилей. Это Kia. Хорошие объемы, если рассчитывать на удвоение рынка к 2018-1019 году и рост доли. Бренд номер два, UZ-Daewoo, с начала года продал 9,9 тысяч. Но по понятным причинам сборка автомобилей этой марки в Казахстане налажена не будет. На счету бренда номер один (Lada) 40,3 тыс. автомобилей, реализованных за девять месяцев, - обясняет г-н Алферов. - Пороговый объем производства автокомпонентов, скажем, для топливных баков – 30 тыс., сидений – 40 тыс., бамперов – 60 тыс. Для стекол и шин это 100 тыс. единиц. Спрашивается, в производство какого бренда вы инвестируете свои 300-400 млн долларов? В пятилетней перспективе емкость казахстанского рынка перешагнет планку 300 тысяч автомобилей в год. Это означает, что выпуск пресловутых 100 тысяч единиц автомобилей и комплектующих сегодня по силам одному бренду».

За минувшие месяцы  2013 года продажи  автомобилей АвтоВАЗа в Казахстане  выросли на 80%, до 28 тыс. автомобилей. Самими популярными моделями стали Lada Priora и Samara. Сейчас в Казахстан поступает до 67,9% от всей экспортной продукции волжского автозавода.

В заключении г-н Алферов добавляет, что «один из важных аспектов, вытекающих из ограниченной емкости казахстанского рынка, это риск «каннибализма». И угрожает он тем проектам в автопроме, которые делают ставку на бренды с небольшой долей. Напомню, что даже марки первой тройки в Казахстане имеют менее 9% рынка. В этом смысле Lada с ее 35 процентами наименее подвержена подобной угрозе. Но принципиально эта проблема в казахстанском автопроме вызревает: государство спешит полить все растения на грядке. Это чревато тем, что почвы на всех не хватит, и вместо одного крепкого дерева мы получим несколько карликовых. Узкий рынок, высочайшая капиталоемкость – те факторы, которые заставляют иначе взглянуть на тему свободной конкуренции. Поэтому наиболее успешные малые и средние страны на этапе становления автопрома нередко делали ставку на один, но сильный проект в отрасли, не распыляя государственные ресурсы. Так было, скажем, в Малайзии».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики