Когда харизма вредит бизнесу

Потеря адекватности и пренебрежение здравым смыслом при принятии управленческих решений крайне опасны для бизнеса. Этим часто «грешат» руководители с синдромом нарцисса

Когда харизма вредит бизнесу

Нарциссизм руководителя крайне негативно отражается на персонале и бизнесе в целом. Самовлюбленные топ-менеджеры с обаятельным характером, как это ни парадоксально, часто запугивают персонал, и хотя большая часть успеха фирмы является результатом их личных качеств, в случае возникновения проблем они тут же возлагают вину за это на других. Более того, говорится в исследовании FT: чаще всего корпоративные скандалы или инициированы, или напрямую связаны с таким руководителем.

Харизматичные, яркие, такие люди могут изначально привлекать к себе внимание, очаровывая подчиненных - до тех пор, пока не возникает трудностей и разногласий в работе. Однако при первых же неприятностях начинает проявляться  темная сторона их личности. Впрочем, процесс  образования симптома «нарцисса» идет постепенно, и такие крайние перепады свойственны руководителям-себялюбцам лишь на последних стадиях «заболевания», когда оно уже является патологическим состоянием. В обычных и более спокойных ситуациях таким топ-менеджерам свойственны желание контролировать все и всех, получить статусы и похвалы и, соответственно, как можно более высокие посты.

Но верно также и то, что такие люди обладают качествами, которые необходимы для роста и успеха бизнеса. Они имеют амбиции, обладают оптимизмом, дальновидностью  мышления, готовностью к риску и умением убеждать других следовать их примеру. Их интеллект, стремление и энергия могут быть огромным активом сами по себе. Однако это должно сопровождаться и способностью к саморефлексии, управлению своими потребностями и пониманием того, когда надо обратиться за советом.

Если человек находится на крайней стадии нарциссического спектра, и особенно если рыночные условия становятся неблагоприятными, его мышление может стать настолько иррациональным, что способно принести компании неизмеримый ущерб. Марк Штейн, профессор лидерства и управления в университете Лестера в Великобритании, изучал преимущества и недостатки нарциссизма руководителей. Он ссылается на пример Дика Фалда, который был главой Lehman Brothers на момент распада банка, как на пример такого характера, который на первых порах принес компании успех, но затем стал причиной катастрофы.

"Положение в Lehman было очень неустойчивым, банк был не самым лучшим местом для работы, и когда Фалд получил назначение, он установил милитаристский и жесткий контроль, искореняя инакомыслие и сплотив сотрудников, – рассказывает профессор Штейн.

– С возникновением финансового кризиса в руководителе обострились нарциссические черты. По его мнению, все неудачи произошли полностью по вине других лиц". Выход у банка имелся: можно было его продать, однако Фалд не смог этого сделать - помешала переоценка стоимости компании. Катастрофический крах Lehman столкнул не только банк, но и мировую экономику в глобальный кредитный кризис, отмечает ученый.

Опасность, по всей видимости, заключается в сосредоточенности на одном предмете, в данном случае - на одной личности, причем собственные границы "нарциссом" могут охраняться весьма агрессивно, указывает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. Возможно, это и ведет к авторитарному стилю управления или работы как к одной из крайностей подобного самовыражения.  Бизнесу, в свою очередь, плохи все проявления крайностей - от слепого фанатизма до прохладного отношения, потому что работу делает команда, и очень многое зависит от ее настроя. Иными словами - да: менеджер-нарцисс не слишком позитивен для компании, но только тогда, когда его личные амбиции берут верх над интересами бизнеса.

Безусловно, есть и «здоровый» нарциссизм, который помогает новым топ-менеджерам в работе. Как уже говорилось, это явление делает начальников амбициозными, позволяет добиваться целей, понимать суть происходящих явлений и оправдывать свое назначение. Однако риск того, что неадекватное восприятие окружающего и переоценка собственной значимости возрастет, очень высок. По мнению Керри Салковица, психоаналитика и основателя Boswell Group в Нью-Йорке, таким людям сложно смирить свои личные желания и поставить на первое место интересы компании. "По моему опыту, нарциссизм - здоровый или уже нет - при получении руководящих должностей и достижении вершин не оставляет людей. Как бы они ни пытались подавить эти черты, этого не получается", – говорит он.

"Одной из самых больших проблем нарциссических менеджеров являются их ощущения всемогущества и заблуждения о том, что они могут изменить положение на рынке и прогнозировать будущее. Как следствие, в условиях четких и серьезных предупреждений от других они могут принимать на себя экстремальные и ненужные риски, ставящие под угрозу будущее компании", – считает Штейн.

Постоянная тяга к самоутверждению и стремление к совершенству лучше всего понимается как психологическая защита человека от чувства неполноценности, неуверенности и уязвимости. Это может быть вызвано бессознательной попыткой нивелировать прежний тяжелый или неудачный опыт работы. Так или иначе, но таких руководителей трудно изменить. Остается лишь надеяться, что они работают на «своем месте» и внешние условия не будут влиять на компанию слишком сильно. Так, профессор Пенсильванского университета Дональд Хамбрик считает, что нарциссические лидеры являются более удачливыми в динамичных отраслях - таких, как индустрия развлечений, высокие технологии и косметика.

Существуют исследования авторитетных психологов, утверждающих, что нарциссизм в той или иной степени присущ каждому человеку от рождения, отмечает управляющий активами TNO Capital Александра Лозовая. Да, есть тонкая грань между уверенностью в себе и своих действиях и нарциссизмом, который можно охарактеризовать "слепой" верой в себя. Для этого была изобретена хорошая корпоративная организация, которая предусматривает систему сдержек и противовесов. Например, подконтрольность гендиректора собранию учредителей, которые являются собственниками основных средств компании. На этом же примере можно рассмотреть не очень хорошую корпоративную организацию, когда гендиректор одновременно является владельцем. В этом случае, если директор доработается до расстройства личности на почве нарциссизма, компании, скорее всего, придет конец.

Можно сказать, что нарциссизм, как и мания величия, - верные спутники начальства во все времена, соглашается независимый аналитик Дмитрий Адамидов. Достаточно вспомнить императора Нерона, которому приписывается поджог Рима в целях разнообразия досуга и обретения поэтического вдохновения. Сегодня до такого дело не доходит, но последствия для бизнеса зачастую бывают не менее разрушительными. Пример последних лет, ставший практически хрестоматийным, - группа Миракс и Сергей Полонский. Именно поведение Полонского стало для СМИ поводом говорить о нарциссизме управляющего как о серьезной проблеме.  Но здесь важно понимать, что сами по себе личностные характеристики менеджера не приводят к краху или процветанию. Опасна потеря адекватности и пренебрежение здравым смыслом при принятии управленческих решений (сегодня этому дано хорошее название "потерял берега"). А уж какой при этом психотип личности, принимающей такие решения, - это не столь важно.

Осталось выяснить, что думают сами руководители. «Трудно поспорить с психотерапевтом, ведь действительно желание выглядеть безупречным в любой ситуации может сильно навредить руководителю. Думаю, что наравне с амбициозностью и уверенностью в собственных силах важна и некоторая доля самокритики. Тогда в нештатной ситуации менеджер сумеет найти свои ошибки и исправить их, а не вваливаться еще глубже в пропасть собственных иллюзий», – говорит Денис Рассомахин, советник председателя президиума АМПР, руководитель компании пассажирских перевозок.

Если сравнивать менеджера-нарцисса и просто менеджера в обычной ситуации, когда компания развивается, наращивает обороты, завоевывает новые рынки — возможно, что успех будет больше именно у нарцисса. Дело в том, что такие люди способны идти к своей цели буквально «по головам», и это почти никого не беспокоит. Они «выжмут» из подчиненных все, на что те способны и не способны. Самокритичные менеджеры в некоторых кадровых ситуациях отступают, стараясь сохранить свой авторитет без давления на коллектив. Однако в кризисных ситуациях эти подходы кардинально меняют результат, чему немало примеров в период финансового кризиса. В трудной ситуации необходимо максимально быстро реагировать на резкие изменения в окружающем мире и быстро менять свою тактику. А нарциссы слишком ослеплены прошлыми успехами.

Так что, заключает бизнесмен, в коктейле «идеальный менеджер» обязательно должны быть и амбиции, и некоторый нарциссизм возможен тоже, но все это следовало бы приправлять здоровой долей самокритики.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики