Карты, деньги, банкоматы

Expertonline.kz посчитал, чьи платежные карты обходятся дешевле

Карты, деньги, банкоматы

За десять месяцев этого года в Казахстане количество платежных карт в обороте увеличилось на 3 млн. Это почти в 30 раз больше, чем в прошлом году (по итогам 2012 года рост составил 110 тыс.), всего к сентябрю 2013 года их количество составило 14,6 млн штук. При этом темпы эмиссии новых карт значительно превосходят скорость вовлечения новых пользователей в платежную инфраструктуру.

Аналитики рейтингового агентства Ranking.kz подсчитали, что доля используемых карт среди всех карточек в обращении сократилась с 51 до 41%. Ситуация парадоксальная:  казахстанцы активно используют лишь половину дебетных и одну из восьми выпущенных кредитных карт.

Понятно, что потеря доверия к пластиковым картам в первую связана с истеричным ростом потребительского кредитования и значительным упрощением процедуры получения кредитных карт: сегодня в разных банках можно оформить “быстрый пластик” менее чем за полчаса. Банки построили одну из самых эффективных и больших филиальных сетей, разместив своих представителей практически в каждой торговой точке. Клиентов привлекают выгодными условиями по кредитной карте, дополнительными бонусами, возможностью приобрести любой товар здесь и сейчас, без надобности ехать в отделение банка.

В совершении импульсивных покупок заинтересованы и магазины; впрочем, несправедливо обвинять бизнесменов в низком уровене финансовой грамотности населения: любой желающий может легко получить доступ к тарифам банков и соразмерить кредитные ставки на покупку товаров (один из самых дорогих видов займов) со своими возможностями. По подсчету того же Ranking.kz, к октябрю 2013 года объем потребительского долга перед банками одного казахстанца стал равен сумме получаемых доходов в течение шести месяцев. Год назад потребительский долг был равен сумме получаемых доходов за 4,5 месяца. Это без учета ипотечных займов населению.

Такая же ситуация наблюдается и с платежными (дебетными, зарплатными) картами. Больше половины казахстанцев предпочитают просто забыть об активной карте, когда исчезает надобность пользования: например, после перехода на другую работу. Получается ситуация, когда потребитель уже не использует карту, а банк продолжает снимать деньги за обслуживание. В результате к концу года по каждой из них набегает небольшая, но довольно ощутимая сумма. Жаловаться в банк в таком случае не имеет смысла, необходимо винить собственную халатность и отсутствие финансовой дисциплины.

В первой десятке казахстанких банков (по размерам активов) примерно одинаковая стоимость открытия и годового обслуживания одной платежной карты. Больше всего за открытие карты и годовое обслуживание платят клиенты Сбербанка - 1500 тенге, самый низкий тариф у БТА, “Евразийского” и kaspi - они не берут денег за открытие карты, а годовое обслуживание ее стоит 700 тенге в год; чуть дороже тариф на обслуживание у БЦК, Альянса и Народного. БТА берет один из самых низких процетов за снятие наличных - 0,7% в своей сети и 1% в банкоматах других банков. При этом все банки сообщили, что закрытие карты по собственной инициативе клиента бесплатно, при отсутствии задолженностей. Тарифы взяты на примере карты Visa Electron - стандартный пакет услуг. 

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки

Казахстанский бизнес

Торг здесь электронный

Казахстанская система электронных госзакупок, выстроенная ЦЭК, позволяет производить все закупки госорганов в электронном виде, вести электронный мониторинг корректности процесса закупок и даже электронно жаловаться, если что-то пошло не так