Карты, деньги, банкоматы

Expertonline.kz посчитал, чьи платежные карты обходятся дешевле

Карты, деньги, банкоматы

За десять месяцев этого года в Казахстане количество платежных карт в обороте увеличилось на 3 млн. Это почти в 30 раз больше, чем в прошлом году (по итогам 2012 года рост составил 110 тыс.), всего к сентябрю 2013 года их количество составило 14,6 млн штук. При этом темпы эмиссии новых карт значительно превосходят скорость вовлечения новых пользователей в платежную инфраструктуру.

Аналитики рейтингового агентства Ranking.kz подсчитали, что доля используемых карт среди всех карточек в обращении сократилась с 51 до 41%. Ситуация парадоксальная:  казахстанцы активно используют лишь половину дебетных и одну из восьми выпущенных кредитных карт.

Понятно, что потеря доверия к пластиковым картам в первую связана с истеричным ростом потребительского кредитования и значительным упрощением процедуры получения кредитных карт: сегодня в разных банках можно оформить “быстрый пластик” менее чем за полчаса. Банки построили одну из самых эффективных и больших филиальных сетей, разместив своих представителей практически в каждой торговой точке. Клиентов привлекают выгодными условиями по кредитной карте, дополнительными бонусами, возможностью приобрести любой товар здесь и сейчас, без надобности ехать в отделение банка.

В совершении импульсивных покупок заинтересованы и магазины; впрочем, несправедливо обвинять бизнесменов в низком уровене финансовой грамотности населения: любой желающий может легко получить доступ к тарифам банков и соразмерить кредитные ставки на покупку товаров (один из самых дорогих видов займов) со своими возможностями. По подсчету того же Ranking.kz, к октябрю 2013 года объем потребительского долга перед банками одного казахстанца стал равен сумме получаемых доходов в течение шести месяцев. Год назад потребительский долг был равен сумме получаемых доходов за 4,5 месяца. Это без учета ипотечных займов населению.

Такая же ситуация наблюдается и с платежными (дебетными, зарплатными) картами. Больше половины казахстанцев предпочитают просто забыть об активной карте, когда исчезает надобность пользования: например, после перехода на другую работу. Получается ситуация, когда потребитель уже не использует карту, а банк продолжает снимать деньги за обслуживание. В результате к концу года по каждой из них набегает небольшая, но довольно ощутимая сумма. Жаловаться в банк в таком случае не имеет смысла, необходимо винить собственную халатность и отсутствие финансовой дисциплины.

В первой десятке казахстанких банков (по размерам активов) примерно одинаковая стоимость открытия и годового обслуживания одной платежной карты. Больше всего за открытие карты и годовое обслуживание платят клиенты Сбербанка - 1500 тенге, самый низкий тариф у БТА, “Евразийского” и kaspi - они не берут денег за открытие карты, а годовое обслуживание ее стоит 700 тенге в год; чуть дороже тариф на обслуживание у БЦК, Альянса и Народного. БТА берет один из самых низких процетов за снятие наличных - 0,7% в своей сети и 1% в банкоматах других банков. При этом все банки сообщили, что закрытие карты по собственной инициативе клиента бесплатно, при отсутствии задолженностей. Тарифы взяты на примере карты Visa Electron - стандартный пакет услуг. 

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности