Мы едем, едем, едем…

Деловой туризм становится все экономнее

Мы едем, едем, едем…

По данным Всемирной туристической организации, каждый третий, отправляющийся в путешествие, делает это по служебной надобности (32% от общего объема туристического рынка приходится на деловой туризм, 68% — на традиционный). Понятие делового (или корпоративного) туризма включает в себя как командировки, так и поездки на выставки, конференции и конгрессы, и инсентив-туры (поощрительные поездки). Впрочем, последний вариант в Казахстане не очень распространен: деловой туризм в республике, говорят участники состоявшейся на прошлой неделе специализированной конференции, действительно очень деловой.

С вещами на выход

Официальных данных по объему делового туризма в РК нет, но сами участники рынка оценивают его ежегодный рост в 4–5%, что не сильно отличается от мирового уровня (см. «Я командировочный» ниже). Портрет покупателя бизнес-поездок попытались составить в Abacus Central Asia (компания предоставляет решения для организации путешествий) на основе опроса представителей 95 предприятий и организаций различных секторов экономики. Согласно полученным данным, годовой бюджет большинства казахстанских компаний на деловые поездки составляет от 10 до 250 тыс. долларов, только 10% опрошенных указали, что бюджет компании на корпоративный туризм составляет более полумиллиона долларов (см. график 1), и чаще это представители нефтегазовой отрасли, банки и организации, занимающиеся консалтингом и аудитом. До 300 поездок в год совершают сотрудники более чем половины опрошенных компаний (см. график 2), более 1000 деловых поездок в год — что, в общем-то, очевидно — приходится на все тех же нефтяников, финансистов, консультантов и аудиторов. Стоит отметить, что даже 100 поездок представителей компании в год — это вовсе не маленькая цифра; это значит, что каждые три дня кто-то из сотрудников отправляется в командировку.

Корпоративные клиенты, говорит директор Abacus Central Asia Павел Спицын, это «стабильный доход», а значит — интересное направление для деятельности турфирм, за исключением тех агентств, что сконцентрировались исключительно на отдыхе. По оценке г-на Спицына, 80% казахстанских туристических компаний обслуживают корпоративных клиентов, и корпоранты (так называют в отрасли делового туризма этот сегмент) приносят до 60% дохода. «Количество компаний в Казахстане не так чтобы растет, и поэтому этот рынок в республике поделен между крупными агентствами: через систему партнеров в РК присутствуют профессиональные агентства делового туризма — такие, как Carlson Wagonlit Travel, AMERICAN EXPRESS, BCD Holdings, Hogg Robinson Group. С того момента, как на казахстанском рынке появились эти компании, а произошло это более десяти лет назад, в стране стала формироваться культура делового туризма, близкого к мировому формату», — говорит директор Abacus Central Asia.

Направление — запад

Корпорант — привлекательный клиент не только для туристических агентств, но и для непосредственных поставщиков услуг — таких, как отели и авиакомпании. «Корпоративный трафик — он круглогодичный и не зависит от сезона. Корпоративные клиенты, как правило, летят на 3–4, 5, 7 дней — это короткие периоды путешествий, и для них важнее наличие рейса в нужное время, нежели цена, им не так критичен высокий тариф в праздники или выходные. А значит, от корпоративного клиента будет больше прибыли, чем от путешественника, который спланировал свою поездку заранее по минимальным тарифам»,— объясняет Ричард Леджер, директор департамента по продажам в Казахстане и за рубежом авиакомпании «Air Astana». В свою очередь, при наличии корпоративного соглашения с авиакомпанией клиент может рассчитывать как на скидки на перелет, так и на ряд дополнительных услуг. Среди приоритетных направлений международных деловых поездок г-н Леджер называет Франкфурт: оттуда можно продолжить путешествие в любую точку Европы. Кроме того, у представителей европейского бизнеса востребовано направление в Нью-Дели через РК. Что касается внутренних перелетов, то тут, помимо рейсов между северной и южной столицами, одно из самых популярных направлений для делового туризма — это Западный Казахстан. «Корпоративными клиентами востребовано именно направление на Актау»,— подтверждает Александра Сытник, менеджер по маркетингу авиакомпании «SCAT».

«Нефтяной город: к нам приезжают только по бизнесу,— улыбается Жазира Борашева, директор по продажам и маркетингу Renaissance Aktau Hotel,— у нас средняя загрузка отеля — 70–80%. Корпоративные клиенты приезжают кто на 2–3 дня, кто-то живет неделями, есть даже те, кто живет годами. Как правило, это представители иностранных компаний, для которых важен вопрос безопасности. И вместо того, чтобы на год снимать квартиру, они живут в отеле, который соответствующим образом оснащен, везде камеры и т.д. Эти клиенты приходят к нам как к себе домой, мы помогаем им обустроить быт: например, установить кухню или плиту в номере». «У нас около 70% от общего объема доходов связано с корпоративными клиентами»,— говорит Диана Шумакаева, директор отдела продаж и маркетинга алматинской гостиницы «Казжол».

Согласно данным Abacus Central Asia, у более чем 70% опрошенных казахстанских предприятий и организаций есть предпочитаемые авиакомпании; но при этом, удивляется Павел Спицын, только 40% респондентов сказали, что у них есть корпоративный тариф. «Многие сказали, что у них нет предпочтительной авиакомпании; если нет — тут и договариваться не о чем. Но у других-то компаний есть предпочитаемый поставщик услуг, но они с ним ни о чем не договорились. Тема, над которой стоит задуматься». С отелями, согласно опросу, ситуация лучше: у более чем 60% компаний есть предпочитаемые отели и более 50% заключили с ними корпоративные соглашения (что, как правило, позволяет получить скидку в 10–15%). Г-жа Шумакаева объясняет, что для них любой представитель компании — уже корпоративный клиент, именно так он попадает в статистику, и на этапе заключения соглашения, «когда компания желает попросить более выгодный тариф у отеля, мы уже обращаемся и смотрим на статистику: она может повлиять на предложенную цену, на дополнительные услуги». Хорошо, когда у отеля уже есть статистика, но лучше, если туристическое агентство, которое обслуживает корпоративного клиента, будет представлять соответствующие отчеты, уверен Павел Спицын и приводит пример, когда эти отчеты пригодятся: «Вот придет корпорант в авиакомпанию, ему нужно сказать — сколько он летает. Если он не знает, сколько летает, сколько тратит — о чем с ним договариваться?» Результаты опроса казахстанских компаний показали, что 54% респондентов отчеты представляют, а 46% — нет.

Тонкости туризма

Наличие корпоративных соглашений с поставщиками услуг позволит несколько сократить затраты компании на деловые поездки, но для ощутимой оптимизации этой статьи расходов рекомендуется разработать тревел-политику. Цель этого документа — контроль и управление расходами компании на командировки, систематизация для сотрудников процесса подготовки и организации поездки. Тревел-политика должна содержать ответы на любые вопросы, касающиеся корпоративных путешествий,— от критериев выбора билетов и отелей до процедуры их бронирования и оплаты, инструкций по оформлению командировки, в тревел-политике должны быть прописаны единые требования для сотрудников одного уровня всех подразделений и филиалов компании, указаны бюджеты, в которые необходимо вписываться. Согласно уже упомянутому опросу, среди казахстанских компаний жесткую политику путешествий имеют немногим больше трети, у остальных ее либо нет, либо компании обходятся общими правилами (см. график 3). «Прежде всего, тревел-политику имеют крупные компании, как правило — иностранные, которые эту культуру принесли сюда»,— говорит г-н Спицын, объясняя, что при наличии четкой политики путешествий проще будет всем — и самой компании, и туристическому агентству, которое ее обслуживает. «Например, вы позвонили в турагентство и говорите: “Я хочу полететь бизнес-классом”. В турагентстве не уверены, можете вы так поехать или нет, они связываются с кем-то, выясняют. А если есть четкая политика путешествий — ответ будет дан немедленно». Согласно аналитическим данным компании Carlson Wagonlit Travel (одно из крупнейших агентств в сфере делового туризма), применение тревел-политики (если сравнивать периоды до и после ее введения) может сэкономить до 15–20% бюджета на деловые поездки. Самым главным фактором успешного введения тревел-политики на предприятии Адриана Найнгголан, управляющий корпоративной программы Autodesk Азия (Сингапур), называет поддержку руководства. Несмотря на то, что у этой компании 103 офиса в 38 странах, из 7,5 тысячи работников 3 тысячи — путешествующие, а бюджет на поездки и развлечения — 75 млн долларов, у г-жи Найнгголан ушел год на то, чтобы убедить руководство компании создать грамотную тревел-политику. Впрочем, когда новый документ заработал, реальный экономический эффект был оценен.

Исходя из своего опыта и опыта своих клиентов, удобным способом контроля за соблюдением тревел-политики генеральный директор аудиторской компании Grant Thornton Казахстан Ержан Доссымбеков называет автоматизированные системы управления бизнес-поездками — в том числе и потому, что они позволяют видеть все возможные тарифы, например, на авиаперелеты; и вопрос выбора в такой ситуации от турагентства перемещается к заказчику. Кроме того, система автоматически контролирует параметры тревел-политики — такие, как лимиты, привилегии и прочее, а все нарушения политики путешествий становятся сразу же видны.

Путешествовать больше, но зато экономно — это один из мировых трендов в сфере делового туризма, говорит вице-президент по маркетингу Abacus International (Сингапур) Мартин Саймс, и в качестве примера того, что политика путешествий у компаний становится все более жесткой, приводит результаты еще одного опроса — теперь уже компаний в целом по миру: 60% респондентов в своих тревел-политиках сменили бизнес-класс на эконом, 47% требуют от гостиниц меньше звезд и 77% согласны пользоваться услугами лоу-костеров, несмотря на проблемы, возникающие порой с такими авиаперевозчиками.        

Я командировочный

Несмотря на финансовые кризисы, замедление роста ВВП и прочие экономические причины, мировой рынок делового туризма прогрессирует: в 2013 году, по прогнозам Global Business Travel Association (GBTA), рост составит 5,4% по отношению к 2012 году, а затраты компаний на деловые поездки в глобальных масштабах достигнут 1,12 триллиона долларов. К 2020 году эта цифра вырастет до 1,589 триллиона долларов. «Индекс доверия в деловых кругах растет, а необходимость конкурировать в условиях глобальной экономики стимулирует компании инвестировать в бизнес-путешествия,— поясняет исполнительный директор GBTA Майкл МакКормик. — Несмотря на продолжительную политическую неопределенность в США и во всем мире, бизнес начинает выбираться из “зоны ожидания” и все активнее стремится к росту. Несмотря на то что существует еще немало факторов, которые могут помешать укреплению экономики — от негативного влияния волны банкротств до роста цен на топливо, деловой туризм пока развивается в правильном направлении, если судить по расходам на поездки». На данный момент среди отдельных стран позицию самого крупного рынка корпоративного туризма занимают США (см. таблицу 1), но ожидается, что к 2015 году лидерство перехватит Китай. Рост объемов делового туризма в быстроразвивающихся странах в ближайшие несколько лет будет выше, чем в странах с развитыми экономиками (см. таблицу 2).

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее