Мы едем, едем, едем…

Деловой туризм становится все экономнее

Мы едем, едем, едем…

По данным Всемирной туристической организации, каждый третий, отправляющийся в путешествие, делает это по служебной надобности (32% от общего объема туристического рынка приходится на деловой туризм, 68% — на традиционный). Понятие делового (или корпоративного) туризма включает в себя как командировки, так и поездки на выставки, конференции и конгрессы, и инсентив-туры (поощрительные поездки). Впрочем, последний вариант в Казахстане не очень распространен: деловой туризм в республике, говорят участники состоявшейся на прошлой неделе специализированной конференции, действительно очень деловой.

С вещами на выход

Официальных данных по объему делового туризма в РК нет, но сами участники рынка оценивают его ежегодный рост в 4–5%, что не сильно отличается от мирового уровня (см. «Я командировочный» ниже). Портрет покупателя бизнес-поездок попытались составить в Abacus Central Asia (компания предоставляет решения для организации путешествий) на основе опроса представителей 95 предприятий и организаций различных секторов экономики. Согласно полученным данным, годовой бюджет большинства казахстанских компаний на деловые поездки составляет от 10 до 250 тыс. долларов, только 10% опрошенных указали, что бюджет компании на корпоративный туризм составляет более полумиллиона долларов (см. график 1), и чаще это представители нефтегазовой отрасли, банки и организации, занимающиеся консалтингом и аудитом. До 300 поездок в год совершают сотрудники более чем половины опрошенных компаний (см. график 2), более 1000 деловых поездок в год — что, в общем-то, очевидно — приходится на все тех же нефтяников, финансистов, консультантов и аудиторов. Стоит отметить, что даже 100 поездок представителей компании в год — это вовсе не маленькая цифра; это значит, что каждые три дня кто-то из сотрудников отправляется в командировку.

Корпоративные клиенты, говорит директор Abacus Central Asia Павел Спицын, это «стабильный доход», а значит — интересное направление для деятельности турфирм, за исключением тех агентств, что сконцентрировались исключительно на отдыхе. По оценке г-на Спицына, 80% казахстанских туристических компаний обслуживают корпоративных клиентов, и корпоранты (так называют в отрасли делового туризма этот сегмент) приносят до 60% дохода. «Количество компаний в Казахстане не так чтобы растет, и поэтому этот рынок в республике поделен между крупными агентствами: через систему партнеров в РК присутствуют профессиональные агентства делового туризма — такие, как Carlson Wagonlit Travel, AMERICAN EXPRESS, BCD Holdings, Hogg Robinson Group. С того момента, как на казахстанском рынке появились эти компании, а произошло это более десяти лет назад, в стране стала формироваться культура делового туризма, близкого к мировому формату», — говорит директор Abacus Central Asia.

Направление — запад

Корпорант — привлекательный клиент не только для туристических агентств, но и для непосредственных поставщиков услуг — таких, как отели и авиакомпании. «Корпоративный трафик — он круглогодичный и не зависит от сезона. Корпоративные клиенты, как правило, летят на 3–4, 5, 7 дней — это короткие периоды путешествий, и для них важнее наличие рейса в нужное время, нежели цена, им не так критичен высокий тариф в праздники или выходные. А значит, от корпоративного клиента будет больше прибыли, чем от путешественника, который спланировал свою поездку заранее по минимальным тарифам»,— объясняет Ричард Леджер, директор департамента по продажам в Казахстане и за рубежом авиакомпании «Air Astana». В свою очередь, при наличии корпоративного соглашения с авиакомпанией клиент может рассчитывать как на скидки на перелет, так и на ряд дополнительных услуг. Среди приоритетных направлений международных деловых поездок г-н Леджер называет Франкфурт: оттуда можно продолжить путешествие в любую точку Европы. Кроме того, у представителей европейского бизнеса востребовано направление в Нью-Дели через РК. Что касается внутренних перелетов, то тут, помимо рейсов между северной и южной столицами, одно из самых популярных направлений для делового туризма — это Западный Казахстан. «Корпоративными клиентами востребовано именно направление на Актау»,— подтверждает Александра Сытник, менеджер по маркетингу авиакомпании «SCAT».

«Нефтяной город: к нам приезжают только по бизнесу,— улыбается Жазира Борашева, директор по продажам и маркетингу Renaissance Aktau Hotel,— у нас средняя загрузка отеля — 70–80%. Корпоративные клиенты приезжают кто на 2–3 дня, кто-то живет неделями, есть даже те, кто живет годами. Как правило, это представители иностранных компаний, для которых важен вопрос безопасности. И вместо того, чтобы на год снимать квартиру, они живут в отеле, который соответствующим образом оснащен, везде камеры и т.д. Эти клиенты приходят к нам как к себе домой, мы помогаем им обустроить быт: например, установить кухню или плиту в номере». «У нас около 70% от общего объема доходов связано с корпоративными клиентами»,— говорит Диана Шумакаева, директор отдела продаж и маркетинга алматинской гостиницы «Казжол».

Согласно данным Abacus Central Asia, у более чем 70% опрошенных казахстанских предприятий и организаций есть предпочитаемые авиакомпании; но при этом, удивляется Павел Спицын, только 40% респондентов сказали, что у них есть корпоративный тариф. «Многие сказали, что у них нет предпочтительной авиакомпании; если нет — тут и договариваться не о чем. Но у других-то компаний есть предпочитаемый поставщик услуг, но они с ним ни о чем не договорились. Тема, над которой стоит задуматься». С отелями, согласно опросу, ситуация лучше: у более чем 60% компаний есть предпочитаемые отели и более 50% заключили с ними корпоративные соглашения (что, как правило, позволяет получить скидку в 10–15%). Г-жа Шумакаева объясняет, что для них любой представитель компании — уже корпоративный клиент, именно так он попадает в статистику, и на этапе заключения соглашения, «когда компания желает попросить более выгодный тариф у отеля, мы уже обращаемся и смотрим на статистику: она может повлиять на предложенную цену, на дополнительные услуги». Хорошо, когда у отеля уже есть статистика, но лучше, если туристическое агентство, которое обслуживает корпоративного клиента, будет представлять соответствующие отчеты, уверен Павел Спицын и приводит пример, когда эти отчеты пригодятся: «Вот придет корпорант в авиакомпанию, ему нужно сказать — сколько он летает. Если он не знает, сколько летает, сколько тратит — о чем с ним договариваться?» Результаты опроса казахстанских компаний показали, что 54% респондентов отчеты представляют, а 46% — нет.

Тонкости туризма

Наличие корпоративных соглашений с поставщиками услуг позволит несколько сократить затраты компании на деловые поездки, но для ощутимой оптимизации этой статьи расходов рекомендуется разработать тревел-политику. Цель этого документа — контроль и управление расходами компании на командировки, систематизация для сотрудников процесса подготовки и организации поездки. Тревел-политика должна содержать ответы на любые вопросы, касающиеся корпоративных путешествий,— от критериев выбора билетов и отелей до процедуры их бронирования и оплаты, инструкций по оформлению командировки, в тревел-политике должны быть прописаны единые требования для сотрудников одного уровня всех подразделений и филиалов компании, указаны бюджеты, в которые необходимо вписываться. Согласно уже упомянутому опросу, среди казахстанских компаний жесткую политику путешествий имеют немногим больше трети, у остальных ее либо нет, либо компании обходятся общими правилами (см. график 3). «Прежде всего, тревел-политику имеют крупные компании, как правило — иностранные, которые эту культуру принесли сюда»,— говорит г-н Спицын, объясняя, что при наличии четкой политики путешествий проще будет всем — и самой компании, и туристическому агентству, которое ее обслуживает. «Например, вы позвонили в турагентство и говорите: “Я хочу полететь бизнес-классом”. В турагентстве не уверены, можете вы так поехать или нет, они связываются с кем-то, выясняют. А если есть четкая политика путешествий — ответ будет дан немедленно». Согласно аналитическим данным компании Carlson Wagonlit Travel (одно из крупнейших агентств в сфере делового туризма), применение тревел-политики (если сравнивать периоды до и после ее введения) может сэкономить до 15–20% бюджета на деловые поездки. Самым главным фактором успешного введения тревел-политики на предприятии Адриана Найнгголан, управляющий корпоративной программы Autodesk Азия (Сингапур), называет поддержку руководства. Несмотря на то, что у этой компании 103 офиса в 38 странах, из 7,5 тысячи работников 3 тысячи — путешествующие, а бюджет на поездки и развлечения — 75 млн долларов, у г-жи Найнгголан ушел год на то, чтобы убедить руководство компании создать грамотную тревел-политику. Впрочем, когда новый документ заработал, реальный экономический эффект был оценен.

Исходя из своего опыта и опыта своих клиентов, удобным способом контроля за соблюдением тревел-политики генеральный директор аудиторской компании Grant Thornton Казахстан Ержан Доссымбеков называет автоматизированные системы управления бизнес-поездками — в том числе и потому, что они позволяют видеть все возможные тарифы, например, на авиаперелеты; и вопрос выбора в такой ситуации от турагентства перемещается к заказчику. Кроме того, система автоматически контролирует параметры тревел-политики — такие, как лимиты, привилегии и прочее, а все нарушения политики путешествий становятся сразу же видны.

Путешествовать больше, но зато экономно — это один из мировых трендов в сфере делового туризма, говорит вице-президент по маркетингу Abacus International (Сингапур) Мартин Саймс, и в качестве примера того, что политика путешествий у компаний становится все более жесткой, приводит результаты еще одного опроса — теперь уже компаний в целом по миру: 60% респондентов в своих тревел-политиках сменили бизнес-класс на эконом, 47% требуют от гостиниц меньше звезд и 77% согласны пользоваться услугами лоу-костеров, несмотря на проблемы, возникающие порой с такими авиаперевозчиками.        

Я командировочный

Несмотря на финансовые кризисы, замедление роста ВВП и прочие экономические причины, мировой рынок делового туризма прогрессирует: в 2013 году, по прогнозам Global Business Travel Association (GBTA), рост составит 5,4% по отношению к 2012 году, а затраты компаний на деловые поездки в глобальных масштабах достигнут 1,12 триллиона долларов. К 2020 году эта цифра вырастет до 1,589 триллиона долларов. «Индекс доверия в деловых кругах растет, а необходимость конкурировать в условиях глобальной экономики стимулирует компании инвестировать в бизнес-путешествия,— поясняет исполнительный директор GBTA Майкл МакКормик. — Несмотря на продолжительную политическую неопределенность в США и во всем мире, бизнес начинает выбираться из “зоны ожидания” и все активнее стремится к росту. Несмотря на то что существует еще немало факторов, которые могут помешать укреплению экономики — от негативного влияния волны банкротств до роста цен на топливо, деловой туризм пока развивается в правильном направлении, если судить по расходам на поездки». На данный момент среди отдельных стран позицию самого крупного рынка корпоративного туризма занимают США (см. таблицу 1), но ожидается, что к 2015 году лидерство перехватит Китай. Рост объемов делового туризма в быстроразвивающихся странах в ближайшие несколько лет будет выше, чем в странах с развитыми экономиками (см. таблицу 2).

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики